Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Тетюева С.В, Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Худяковой Дарьи Николаевны на решение Пермского районного суда Пермского края от 14 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 марта 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-3493/2021 по административному исковому заявлению Худяковой Дарьи Николаевны к комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Худякова Д.Н. обратилась в суд с административным иском к комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании решения об отказе в перераспределении земельного участка от 30 сентября 2021 года N 5402 незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление истца и принять решение о перераспределении земельных участков.
В обоснование иска указано, что административный истец является собственником земельного участка площадью 1 879 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты". 27 августа 2021 года административный истец обратилась в комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с земельным участком площадью 534 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", с кадастровым номером "данные изъяты". 30 сентября 2021 года комитетом было принято решение об отказе в заключении соглашении о перераспределении земельных участков. Административный истец считает, что указанное решение является незаконным и необоснованным, поскольку заседание комиссии по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района по заявлению истца от 27 августа 2021 года не проводилось, в ответе имеется ссылка на заседание комиссии, которое проводилось по иному заявлению Худяковой Д.Н. (от 07 июня 2021 года).
Решением Пермского районного суда Пермского края от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 марта 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 03 июня 2022 года, административный истец Худякова Д.Н. просила указанные судебные акты отменить, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному административному делу имеются.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, Худяковой Д.Н. на праве собственности с 08 февраля 2021 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 879 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства; для ведения личного подсобного хозяйства.
На данном земельном участке расположен жилой дом площадью 182, 4 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", также принадлежащий истцу на праве собственности с 08 февраля 2021 года
Вышеуказанный земельный участок является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 534 кв.м, расположенному по адресу: "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для огородничества. Граница данного земельного участка, поставленного на кадастровый учет 21 мая 2013 года, установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения о его собственнике в ЕГРН отсутствуют; земельный участок сформирован за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Култаевское сельское поселение", утв. решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014 года N 53, земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" расположены в зоне Ж-1 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами. К основным видам разрешенного использования земельных участков в данной зоне отнесены ведение личного подсобного хозяйства и ведение огородничества. Минимальная площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 600 кв.м, для ведения огородничества - 300 кв.м, максимальная площадь земельных участков не установлена.
02 сентября 2021 года в комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района поступило заявление Худяковой Д.Н. от 27 августа 2021 года, в котором она просила перераспределить земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" с образованием двух земельных участков площадью 2 113 кв.м и 300 кв.м. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
30 сентября 2021 года комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района подготовил Худяковой Д.Н. ответ, в котором указал, что ранее на заседании комиссии по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района было принято решение об отказе в перераспределении земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что в соответствии с подп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из земельного участка, собственность на который не разграничена, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что заявление истца от 27 августа 2021 года рассмотрено по существу, оспариваемое решение содержит ссылки на земельное законодательство; из испрашиваемых истцом земель фактически образован земельный участок, который состоит на кадастровом учете.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами согласиться не может ввиду следующего.
Перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельного участка (п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ), поэтому до заключения соглашения о перераспределении земельных участков органом, уполномоченным на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна быть утверждена схема расположения земельного участка с целью его формирования и постановки на кадастровый учет (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подп. 3 п. 1 указанной статьи предусмотрено, что допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных размеров земельных участков.
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков может быть отказано, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что истец Худякова Д.Н. инициировала процедуру перераспределения земельных участков, в результате которой площадь ее земельного участка должна увеличиться на 234 кв.м за счет земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", ранее образованного и поставленного на кадастровый учет.
Исходя из Правил землепользования и застройки муниципального образования "Култаевское сельское поселение" в зоне Ж-1 не предусмотрено образование земельных участков для ведения огородничества площадью равной или менее 234 кв.м.
В решении от 30 сентября 2021 года не указано, какие земельные участки по площади и видам разрешенного использования можно образовать из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", за счет которого истец просила осуществить перераспределение, поэтому данное решение нельзя признать обоснованным. Упомянутое в ответе решение комиссии по земельным отношениям административным ответчиком, обязанным доказывать законность принятого решения, в дело не представлено, доводы административного истца о том, что заявление истца от 27 августа 2021 года на заседании комиссии не рассматривалось, не опровергнуты.
Образование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и постановка его на кадастровый учет сами по себе не могут препятствовать перераспределению этого земельного участка и земельного участка, находящегося в частной собственности и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства. Закон не исключает перераспределение земельных участков в таких случаях, что не было учтено судами нижестоящих инстанций.
Все земельные участки, образующиеся в результате перераспределения сформированных и состоящих на кадастровом учете земельных участков, должны соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 11.9 ЗК РФ. Поэтому в задачи уполномоченного органа, рассматривающего заявление о перераспределении земельных участков, входит проверка вновь образующихся участков на соответствие указанным требованиям. Однако о совершении комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района таких действий оспариваемое решение не свидетельствует.
Решение Пермского районного суда Пермского края от 30 сентября 2021 года по делу N 2а-2963/2021 преюдициального значения для данного дела не имеет, так как в заявлении истца от 27 августа 2021 года испрашивалось перераспределение земельных участков по иному варианту.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм материального права с принятием нового решения об удовлетворении административного иска. Оспариваемое решение необходимо признать незаконным с возложением на комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанности повторно рассмотреть заявление Худяковой Д.Н. от 27 августа 2021 года. Оснований для возложения на комитет обязанности принять решение о перераспределении земельных участков не имеется, поскольку надлежащим образом заявление истца по существу рассмотрено не было, что не исключает наличие каких-либо предусмотренных законом препятствий для заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пермского районного суда Пермского края от 14 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 марта 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отказе в перераспределении земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме от 30 сентября 2021 года N 5402.
Возложить на комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанность повторно рассмотреть заявление Худяковой Д.Н. о перераспределении земельных участков от 27 августа 2021 года в течение одного месяца со дня вынесения кассационного определения, а также сообщить о его исполнении в суд первой инстанции и административному истцу в указанный срок.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.