Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю.
судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2022 года, принятые по делу N2а-415/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Рябову Игорю Павловичу о взыскании недоимки по налогу, страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Межрайонная ИФНС России N5 по ЯНАО) обратилась в суд с административным иском к Рябову И.П. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 39100 рублей, пени по транспортному налогу - 265, 88 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018, 2020 годы в размере 69716, 82 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 2077, 47 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018, 2020 годы в размере 18629, 49 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование- 411, 80 рублей, а всего 130 201, 46 рублей.
В обоснование иска указано, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 31 мая 2012 года по 21 декабря 2020 года, также Рябов И.П. является плательщиком транспортного налога, как физическое лицо, на которое зарегистрированы транспортные средства, признаваемое объектом налогообложения. До настоящего времени Рябов И.П. не исполнил в полном объёме обязанность по уплате страховых взносов за 2017, 2018, 2020 год, по уплате транспортного налога за 2019 год. В адрес ответчика было направлено требование об уплате задолженности, однако задолженность не погашена до настоящего времени.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2022 года, требования удовлетворены частично, с Рябова И.П. взыскана задолженность в сумме 67 364, 93 рублей, в том числе: недоимка по транспортному налогу за 2019 год в размере 39 100, 00 рублей; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год -265, 88 рублей; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год - 19 771, 82 рублей; пени за несвоевременную уплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 19, 61 рублей; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год -8 199, 49 рублей; за несвоевременную уплату по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 8, 13 рублей. Также с Рябова И.П. взыскана государственная пошлина в размере 2 220, 95 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 01 июля 2022 года, Межрайонная ИФНС России N5 по ЯНАО, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения, выразившиеся в неустановлении имеющих значение обстоятельств, несоответствии выводов судом фактическим обстоятельствам дела, неправильном применении норм права, просит об отмене судебных актов в части, которой отказано в удовлетворении требований, в указанной части принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что судами сделаны необоснованные выводы о пропуске срока на обращение в суд по требованиям о взыскании страховых взносов за 2017, 2018 годы. С учетом действовавшего статуса индивидуального предпринимателя подлежали применению иные сроки - сроки, установленные статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, указанные нормативные положения налоговым органом соблюдены, что оставлено судами первой и апелляционной инстанции без должного внимания. Поскольку процедура взыскания по статьям 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом была соблюдена, возможность взыскания спорной задолженности в судебном порядке до момента прекращения Рябовым И.П. статуса индивидуального предпринимателя была утрачена.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Межрайонная ИФНС России N 5 направила суду ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
По общему правилу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно частей 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае несвоевременной уплаты налогов начисляются пени.
Судами установлено, что Рябов И.П. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 31 мая 2012 года по 21 декабря 2020 года, в указанный период являлся плательщиком страховых взносов.
В установленный законом срок уплата страховых взносов им не была произведена, в связи с чем, налоговым органом произведён расчёт и определена сумма страховых взносов, подлежащих уплате ответчиком за 2017, 2018, 2020 годы: на обязательное пенсионное страхование в размере 69 716, 82 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 18 629, 49 рублей.
Административный ответчик обязанность по уплате страховых взносов за 2017, 2018, 2020 годы не исполнил, в связи с чем были начислены пени за несвоевременную уплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018, 2020 годы в сумме 2 077, 47 рублей, пени за несвоевременную уплату по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 411, 80 рублей.
Налоговым органом в адрес Рябова И.П. были направлены требование N 51069 по состоянию на 13 июня 2018 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23400 рублей, пени 841, 05 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 рублей, пени 164, 98 рублей, требование N 17162 по состоянию на 09 октября 2018 года об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 692, 46 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 135, 83 рублей, требование N 501 по состоянию на 23 января 2019 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 рублей, пени 829, 01 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей, пени 164, 91 рублей, требование N 1169 по состоянию на 19 января 2021 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 19771, 82 рублей, пени 19, 61 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8199, 49 рублей, пени 8, 13 рублей, в срок до 03 июля 2018 года, до 29 октября 2018 года, до 12 февраля 2019 года и до 03 марта 2021 года соответственно, что подтверждается реестром заказной корреспонденции. Данные требования административным ответчиком в установленный срок исполнены не были.
Кроме того, как следует из материалов дела, административный ответчик в 2019 году являлся собственником транспортного средства марки "Volvo FH12 4X2", государственный регистрационный номер "данные изъяты".
Ответчику было направлено налоговое уведомление N43831940 от 01 сентября 2020 года об уплате транспортного налога за 2019 год в срок не позднее 1 декабря 2020 года.
В связи с тем, что Рябов И.П. в установленный срок уплату транспортного налога за 2019 год не произвел, ему начислены пени по транспортному налогу за 2019 год в сумме 265, 88 рублей.
В адрес Рябова И.В. налоговым органом направлено требование N 1169 по состоянию на 19 января 2021 года об уплате транспортного налога на общую сумму 39 100 рублей, пени в размере 265, 88 рублей в срок до 03 марта 2021 года.
В связи с неисполнением указанных требований об уплате к указанному сроку налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в связи с поступившими возражениями в районный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив наличие оснований для начисления страховых взносов, транспортного налога, соответствующих пени, соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления налогового уведомления, требований об уплате страховых взносов, налога и пени, правильность исчисления налога и пени, срок обращения в суд, пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований налогового органа о взыскании страховых взносов за 2020 год, а также транспортного налога за 2019 год и соответствующих пени, начисленных на указанную задолженность. При этом отказывая в удовлетворении требований о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017, 2018 годы и соответствующих пени, суд первой инстанции, исходил из того, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с данным требованием, с учетом срока исполнения требований N 51069 по состоянию на 13 июня 2018 года до 03 июля 2018 года, N 17162 по состоянию на 09 октября 2018 года до 29 октября 2018 года, N 501 по состоянию на 23 января 2019 года до 12 февраля 2019 года, не усмотрев оснований для восстановления срока для обращения в суд с указанными требованиями.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, данной в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о соблюдении срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017, 2018 годы, соответствующих пени, с учетом положений, предусмотренных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, были предметом оценки суда апелляционной инстанций и обосновано отклонены.
Положения статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей по общему правилу предусматривают внесудебный порядок взыскания налогов (страховых взносов) путем обращения взыскания на денежные средства в бесспорном порядке и путем обращения взыскания на имущество налогоплательщика на основании постановления налогового органа, имеющего силу исполнительного документа.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.
Частью 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Каждая из применяемых процедур взыскания налоговой задолженности, предусмотренная статьями 46, 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, носит самостоятельный характер, применяется независимо друг от друга, имеет свои сроки, по истечении которых налоговый орган утрачивает саму возможность принудительного взыскания налоговой задолженности.
В этой связи выводы суда первой инстанции, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с требованиями о взыскании страховых взносов за 2017, 2018 года и соответствующих пени, являются правильными.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Судебные акты, принятые по настоящему делу, могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 17 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.