Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Липской Марии Васильевны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 марта 2022 года по административному делу N2а-11290/2021 по административному иску Липской Марии Васильевны к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по г. Сургуту УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Кобяковой Екатерине Юрьевне, УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Липская М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сургуту УФССП России по ХМАО-Югре Кобяковой Е.Ю. от 24 августа 2009 года о взыскании с неё исполнительского сбора в размере 260 108, 10 руб. в рамках исполнительного производства N "данные изъяты".
Требования мотивированы положениями части 5.1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Также административным истцом в иске указано на то, что она 12 октября 2021 года обратилась к старшему судебному приставу ОСП по г. Сургуту о прекращении взыскания исполнительского сбора, постановление от 24 августа 2009 года она получила 14 октября 2021 года.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 марта 2022 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 20 апреля 2022 года), административный истец выражает несогласие с судебными актами, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое решение. Указала на то, что постановление от 24 августа 2009 года она получила только 14 октября 2021 года. Ссылаясь на положения пункта 8 части 5 и части 5.1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", указывает на то, что с 17 марта 2019 года должник не должен платить исполнительский сбор, судебный пристав-исполнитель должен был сам отменить постановление о взыскании исполнительского сбора.
В письменных возражениях судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сургуту Кобякова Е.Ю. просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами допущены такого рода нарушения.
Как следует из материалов дела, 30 июля 2009 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Сургуту возбужденно исполнительное производство "данные изъяты" (предыдущий номер "данные изъяты"), должником по которому является Липская М.В, взыскателем - ОАО "УРСА БАНК". Предмет исполнения - денежная сумма в размере "данные изъяты" руб. (л.д.28)
24 августа 2009 года судебный пристав-исполнитель вынес оспариваемое постановление о взыскании с Липской М.В. исполнительского сбора в размере 260 108, 1 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о том, что административным истцом пропущен срок обжалования постановления от 24 августа 2009 года, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Между тем, законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 поименованного кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанции, ограничившись указанием на то, что административный истец пропустила срок на обращение в суд, оставили без внимания, что согласно содержанию административного иска и апелляционной жалобы административного истца следует, что в обоснование своих требований она ссылалась на положения части 5.1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в редакции Федерального закона от 06 марта 2019 N 24-ФЗ (часть 5.1 была введена Федеральным законом от 07 марта 2018 N 48-ФЗ).
Согласно частью 5.1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа), а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 - 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.
В случае неясности обстоятельств, на которые административный истец ссылалась в административном иске, суд не лишен был возможности уточнить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела при подготовке административного дела к судебному разбирательству, предложить административному истцу уточнить требования исходя из фактических оснований иска.
Таким образом, суд первой инстанции допустил формальный подход к разрешению заявленных требований, по существу их не разрешил.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П и др.).
Судом апелляционной инстанции указанное существенное нарушение процессуальных требований не устранено, несмотря на то, что административный истец, ссылаясь последовательно в апелляционной жалобе на положения части 5.1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", также указала на то, что неисполненное постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении приведенной в данной норме категории заемщиков должно быть отменено судебным приставом-исполнителем.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления только по мотиву пропуска срока процессуального обращения в суд, без устанавливая вышеуказанных обстоятельств, не дав оценку доводам административного истца о возможности применения положения части 5.1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к спорным правоотношениям, суды фактически отказали административному истцу в защите прав и законных интересов, которые заявитель полагала нарушенными.
Кроме того, суды оставили без внимания и то, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (пункта 74 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
С учетом характера допущенного нарушения норм процессуального права принятые по делу судебные акты в силу положений пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 марта 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 10 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.