Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Джумаева Акбарбека Халлоковича на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 11 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 18 ноября 2021 года по административному делу N2а-5815/2021 по административному иску Джумаева Акбарбека Халлоковича к Главному управлению МВД России по Свердловской области (далее - ГУ МВД России по Свердловской области) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, объяснения представителя Джумаева А.Х. - Козулина С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя УФСБ России по Свердловской области - Ульяновского К.С, возражавшего против отмены судебных актов, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
13 апреля 2021 года Джумаев А.Х, являющийся гражданином Республики Таджикистан, обратился в УВМ ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Заключением, утвержденным 07 июня 2021 года начальником ГУ МВД России по Свердловской области Джумаеву А.Х. отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 и пункта 1.2 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N115-ФЗ) в связи с поступившим письмом Управления Федеральной службы безопасности России по Свердловской области (далее - УФСБ России по Свердловской области) и наличием решения ГУ МВД России по Свердловской области от 17 мая 2021 года о запрете въезда Джумаеву А.Х. в Российскую Федерацию сроком до 04 октября 2023 года.
Не согласившись с принятым решением от 07 июня 2021 года, Джумаев А.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на временное проживание в Российской Федерации, ссылаясь на наличие супруги, гражданки Российской Федерации, и отсутствие с его стороны угрозы безопасности государства.
Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 11 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 18 ноября 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В поданной 18 мая 2022 года кассационной жалобе Джумаев А.Х, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит постановленные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая на наличие у него устойчивых семейных и социальных связей на территории Российской Федерации; признание на основании судебных актов незаконным решения ГУ МВД России по Свердловской области от 17 мая 2021 года о запрете ему въезда в Российскую Федерацию на три года, что влечет незаконность оспариваемого решения, поскольку из буквального толкования заключения, отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен только при наличии всех приведенных оснований в их совокупности.
В письменных возражениях УФСБ России по Свердловской области просит оставить решение суда и апелляционное определение без изменения, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений такого характера судами нижестоящих инстанций не допущено.
Положения Федерального закона N115-ФЗ устанавливают правила и процедуру получения иностранными гражданами (лицами без гражданства) разрешения на временное проживание, основания отказа в их выдаче либо аннулирования.
Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Федерального закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации (подпункт 1); финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность (подпункт 2).
Помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в случае приостановления действия такого решения, или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина (пункт 1.2 статьи 7 Федерального закона N115-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (далее - Закон о федеральной службе безопасности) решение в пределах предоставленных полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации возложено на Федеральную службу безопасности.
В силу статьи 12 Закона о федеральной службе безопасности органы федеральной службы безопасности обязаны наряду с прочим выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (пункт "б"), а также участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации (пункт "р").
Аналогичные требования установлены с подпункте 36 пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года N960, в котором к функциям ФСБ России для решения основных задач отнесено, в том числе, участие в пределах своих полномочий в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, предоставления им политического убежища в Российской Федерации, а также пребывания их на территории Российской Федерации.
Разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 6 и 7 Федерального закона N115-ФЗ, статей 1 и 12 Закона о федеральной службе безопасности, пришли к выводу о наличии у административного ответчика предусмотренных законом оснований для отказа Джумаеву А.Х. в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в связи с поступившей из уполномоченного органа - федеральной службы безопасности информации о создании заявителем своими действиями угрозы безопасности Российской Федерации и граждан Российской Федерации.
Оснований не согласиться с указанными выводами нижестоящих судов не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Подлежит отклонению довод жалобы о том, что признание незаконным решения ГУ МВД России по Свердловской области от 17 мая 2021 года о запрете въезда административному истцу в Российскую Федерацию на основании принятого решения суда влечет незаконность заключения от 07 июня 2021 года, поскольку для отказа в выдаче разрешения на временное проживания необходима законность всех приведенных оснований.
Действительно, решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 25 августа 2021 года, вступившим в законную силу, признано незаконным решение ГУ МВД России по Свердловской области от 17 мая 2021 года о запрете Джумаеву А.Х, гражданину Республики Таджикистан, въезда в Российскую Федерацию на срок три года, до 04 октября 2023 года.
Между тем, принятие оспариваемого решения от 07 июня 2021 года обусловлено двумя самостоятельными основаниями, закрепленными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 и пункте 1.2 статьи 7 Федерального закона N115-ФЗ.
Факт признания незаконным решения ГУ МВД России по Свердловской области от 17 мая 2021 года не отменяет наличие оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N115-ФЗ, в связи с предоставленной УФСБ России по Свердловской области информацией о создании действиями Джумаева А.Х. угрозы безопасности Российской Федерации.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 11 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Джумаева Акбарбека Халлоковича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 06 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.