Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобоназаровой Гульмиры Саидовны к администрации г. Нефтеюганска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска, Департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем жилого помещения, по кассационной жалобе Департамента муниципального имущества администрации г. Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бобоназарова Г.С. обратилась в суд с иском к администрации города Нефтеюганска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, Департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска, о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимости - квартиры N "данные изъяты" с условием мены на равнозначное благоустроенное жилое помещение без возмещения разницы в стоимости жилых помещений.
Указав в обоснование иска, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты" на основании договора купли-продажи от 25 мая 2017 г... Распоряжением администрации города Нефтеюганска от 19 июня 2013 г. N 308-р многоквартирный дом N "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с заключением специалистов в результате обследования здания выявлены дефекты повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций здания в целом. Наличие имеющихся дефектов конструкций находящихся в недопустимом состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации жилого дома. При изложенных обстоятельствах, жилое помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья. Поскольку многоквартирный дом включён в адресную региональную программу, истец полагает, что в силу действующего законодательства у неё имеется право выбора способа реализации жилищных прав. На получение возмещения за жилое помещение истец не согласна. Поскольку спор идёт о заключении соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимости - квартиры, как со стороны ответчика (с условием выплаты стоимости жилого помещения исходя из договора купли-продажи), так и со стороны истца, которая согласна с заключением соглашения, но с условием предоставления иного жилого помещения.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 января 2022 г, оставленных без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 мая 2022 г, удовлетворены исковые требования, постановлено:
возложить на администрацию города Нефтеюганска в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска обязанность заключить с Бобоназаровой Г.С. соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты", общей площадью 37, 9 кв.м. с условием мены на равнозначное благоустроенное жилое помещение без возмещения разницы в стоимости жилых помещений.
Взыскать с администрации города Нефтеюганска в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска в пользу Бобоназаровой Г.С. 20 000 рублей в возмещение понесённых расходов по оплате услуг представителя и 300 рублей по уплате государственной пошлины, всего 20 300 рублей.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные постановления отменить, произвести замену ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска на ответчика Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи квартиры от 25 мая 2017 г, Бобоназарова Г.С. является собственником жилого помещения - однокомнатной квартиры, общей площадью 37, 9 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты".
Распоряжением администрации города Нефтеюганска от 19 июня 2013 г. N 308-р, многоквартирный жилой дом N "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу.
В связи с изданием вышеуказанного распоряжения 25 марта 2021 г. истцу было вручено требование о сносе дома.
Постановлением администрации города Нефтеюганска от 24 августа 2021 г. N 1427-п, принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты" и жилых помещений, расположенных в данном доме, в том числе, квартиры N "данные изъяты".
24 сентября 2021 г. Департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска Бобоназаровой Г.С. вручены проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимого имущества, отчёт об определении размера возмещения за изымаемые земельные участки и расположенных на нём объектов недвижимости и выписки из ЕГРН.
В этот же день Бобоназарова Г.С. обратилась в Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска с заявлением, в котором выразила отказ от получения выкупной стоимости в размере 1 080 000 рублей в связи с желанием заключить договор мены.
Письмом от 14 октября 2021 г. Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска отказал истцу в заключении договора мены квартир сославшись на часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, с которым согласили и вышестоящий суд, руководствуясь статьей 32 Жилищного кодекса РФ, статьей 1 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", исходя из того, что жилой дом, в котором находится принадлежащая Бобоназаровой Г.С. квартира признана аварийным и подлежащим сносу, и включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, npи этом истцу принадлежит право выбора способа обеспечения её жилищных прав, поскольку Бобоназарова Г.С. от получения возмещения за жилое помещение отказалась, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, возложив на администрации города Нефтеюганска в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска обязанность по заключению Бобоназаровой Гульмирой Саидовной соглашения об изъятии земельной участка и расположенного на нём объекта недвижимости с условием мены на равнозначное благоустроенное жилое помещение без возмещения разницы в стоимости жилых помещений.
Правильно делая вывод, основанный на действии закона во времени (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) при принятии такого решения суд не учел, что в силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 этой же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 01 апреля 2019 г. N 104-п утверждена адресная программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы.
В соответствии с разделом 5 адресной программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, или с согласия этих граждан в письменной форме в границах другого муниципального образования (населенного пункта) автономного округа (абз. 11).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 декабря 2019 г. N 507-п положения раздела 5 адресной программы округа дополнены абзацем о том, что порядок уплаты гражданами части стоимости приобретаемых жилых помещений в случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, устанавливается в муниципальных нормативных правовых актах.
Указанное Положение не признано недействующим, и не противоречит положениям Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", поскольку положения части 4 статьи 16 указанного Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, которой ранее не предусматривалась доплата со стороны граждан при разнице в стоимости помещений, утратили силу с 01 августа 2013 г. (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 240-ФЗ).
Согласно постановлению администрации города Нефтеюганска от 30 апреля 2019 г. N 228-п "Об утверждении адресной программы города Нефтеюганска по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" при наличии жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретённых для переселения граждан из аварийного жилищного фонд, по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение по договору мены с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, на: основании отчета об определении рыночной стоимости расселяемого жилого помещения в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; порядок уплаты гражданами части стоимости приобретаемых жилых помещений в случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, устанавливается муниципальными образованиями - участниками программы.
В соответствии с п. 7.1.1 раздела 7.1 Порядка формирования, управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Нефтеюганска, утвержденного Решением Думы города Нефтеюганска от 01 марта 2017 г. N93-У1 в соответствии с частями 8 и 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии жилых помещений муниципального жилищного фонда по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение по договору мены с оплатой разницы между стоимостью приобретаемого жилого помещения по муниципальному контракту и размером возмещения за изымаемую недвижимость, определенного в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В случае если размер возмещения за изымаемую недвижимость превышает стоимость предоставляемого жилого помещения муниципального жилищного фонда, мена жилыми помещениями признается равноценной.
По соглашению сторон, общая площадь жилого помещения муниципального жилищного фонда, передаваемого собственнику по договору мены, может быть меньше или больше изымаемого жилого помещения.
В соответствии с п 7.1.2 Порядка собственник жилого помещения имеет право на заключение договора мены жилых помещений с условием оплаты разницы между стоимостью жилых помещений, с рассрочкой платежа до 5 лет, посредством ежемесячных выплат в равных долях, с уплатой первоначального взноса не менее 10% от разницы в стоимости жилых помещений.
В соответствии с п. 7.1.5 Положения решение о предоставлении жилого помещения по договору мены оформляется муниципальным правовым актом администрации города на основании решения Жилищной комиссии.
При таком положении выводы суда первой и апелляционной инстанции о том, что ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, преждевременны и приняты без исследования источников финансирования указанной программы.
Не учтено судом и то, что правовая позиция, содержащаяся в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 г, допускает включение регионом в свою региональную программу условий, по которым на собственников, желающих получить другое жилое помещение взамен аварийного, может быть возложена обязанность произвести доплату при наличии разницы в стоимости аварийного и вновь предоставляемого жилого помещения по правилам статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения норм права являются непреодолимыми, а повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также исходя из необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с требованиями приведенных норм права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 мая 2022 г. отменить.
Направить дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.