Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленовой Е.Ф, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2704/2021 по иску Переваловой Светланы Александровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 27 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Очередной А.И, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Перевалова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонному) (далее - УПФР) о признании незаконным решения N 962605/19 от 12 февраля 2020 г. об отказе в установлении досрочной пенсии, включении в специальный стаж периодов работы с 25 августа 1988 г. по 27 июля 1989 г. преподавателем фортепиано в Октябрьской детской музыкальной школе, с 18 августа 1989 г. по 21 августа 1990 г. преподавателем в детской музыкальной школе п. Энергетик, с 27 августа 1990 г. по 16 января 1992 г. преподавателем музыкальной студии по классу фортепиано при ДК "Современник", с 17 января 1992 г. по 26 июля 1992 г. преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе п. Энергетик; с 25 ноября 1992 г. по 31 декабря 1992 г. музыкальным руководителем яслей-сада N 19 Гайского завода по обработке цветных металлов.
В обоснование заявленных требований Перевалова С.А. ссылалась на то, что решением ответчика от 12 февраля 2020 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемой продолжительности соответствующего специального стажа. В стаж осуществления педагогической деятельности истцом не включены вышеуказанные периоды работы. С решением пенсионного органа истец не согласна, считает, что спорные периоды подлежат включению в ее специальный стаж, поскольку в эти периоды она осуществляла педагогическую деятельность.
Определением суда от 2 декабря 2021 г. произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области).
Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 27 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 марта 2022 г, исковые требования Переваловой С.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение УПФР N 962605/19 от 12 февраля 2020 г. в части отказа во включении в специальный стаж Переваловой С.А, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 25 августа 1988 г. по 27 июля 1989 г, с 18 августа 1989 г. по 21 августа 1990 г, с 27 августа 1990 г. по 16 января 1992 г, с 17 января 1992 г. по 26 июля 1992 г, с 25 ноября 1992 г. по 31 декабря 1992 г. На ОПФР по Челябинской области возложена обязанность включить указанные периоды работы в специальный стаж Переваловой С.А, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Взыскано с ОПФР по Челябинской области в пользу Переваловой С.А. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.
В кассационной жалобе ответчик ОПФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права.
Перевалова С.А. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Перевалова С.А. 25 августа 1988 г. принята преподавателем фортепиано в Октябрьскую детскую музыкальную школу, 27 июля 1989 г. уволена переводом в ДМШ п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области; 18 августа 1989 г. принята преподавателем по классу фортепиано в ДМШ п. Энергетик в порядке перевода из Октябрьской ДМШ по согласованию между руководителями учреждений, 21 августа 1990 г. уволена по собственному желанию; 27 августа 1990 г. принята преподавателем музыкальной студии по классу фортепиано при ДК "Современник", 16 января 1992 г. уволена по собственному желанию; 17 января 1992 г. принята преподавателем по классу фортепиано в ДМШ п. Энергетик, 26 июля 1992 г. была уволена по собственному желанию; 25 ноября 1992 г. принята в ясли-сад N 19 музыкальным руководителем Гайского завода по обработке цветных металлов, 1 января 1993 г. переведена музыкальным воспитателем в детский сад N 19.
31 октября 2019 г. Перевалова С.А. обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением от 12 февраля 2020 г. N 962605/19 Переваловой С.А. в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж Переваловой С.А. не были включены периоды работы:
- с 25 августа 1988 г. по 27 июля 1989 г. преподавателем фортепиано в Октябрьской детской музыкальной школе, так как документально не подтвержден особый характер условий труда, наименование учреждения "детская музыкальная школа" не предусмотрено Списками;
- с 18 августа 1989 г. по 21 августа 1990 г. преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе п. Энергетик, так как наименование учреждения не предусмотрено Списками, документально не подтвержден особый характер условий труда;
- с 27 августа 1990 г. по 16 января 1992 г. преподавателем музыкальной студии по классу фортепиано при ДК "Современник", так как пунктом 13 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 и пунктом 5 Правил от 22 сентября 1999 г. N 1067 студии, как структурные подразделения, не предусмотрены, документально не подтвержден особый характер условий труда;
- с 17 января 1992 г. по 26 июля 1992 г. преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе п. Энергетик, так как документально не подтвержден особый характер условий труда;
- с 25 ноября 1992 г. по 31 декабря 1992 г. музыкальным руководителем яслей-сада N 19 Гайского завода по обработке цветных металлов, так как архивная справка N П-83 от 5 октября 2010 г. содержит сведения о работе в АООТ "Гайский завод по обработке цветных металлов "Сплав", сведения о реорганизации и переименованиях предприятия отсутствуют, отсутствуют сведения о структурной принадлежности яслей-сада N 19 к Гайскому заводу по обработке цветных металлов. Кроме того, согласно пункту 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы музыкальным руководителем засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Согласно данной архивной справке невозможно определить выработку нормы часов, установленную за 1 ставку заработной платы.
Продолжительность специального стажа Переваловой С.А. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составила по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 - 14 лет 05 месяцев 16 дней, по постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 - 14 лет 05 месяцев 16 дней, по постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П - 14 лет 05 месяцев 16 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - более 30.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца с 25 августа 1988 г. по 27 июля 1989 г, с 18 августа 1989 г. по 21 августа 1990 г, с 27 августа 1990 г. по 16 января 1992 г, с 17 января 1992 г. по 26 июля 1992 г, с 25 ноября 1992 г. по 31 декабря 1992 г. подтверждены записями в трудовой книжке. Действовавшее в периоды осуществления деятельности до 1 октября 1993 г. законодательство предусматривало включение в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, работу в музыкальной школе в должностях "педагога" и "преподавателя", а наименование должностей "преподаватель фортепиано" указывают на специализацию педагога и преподавателя. Работа музыкального руководителя относилась к педагогической деятельности, а Дом культуры - к внешкольным учреждениям. С учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов с 25 августа 1988 г. по 27 июля 1989 г, с 18 августа 1989 г. по 21 августа 1990 г, с 27 августа 1990 г. по 16 января 1992 г, с 17 января 1992 г. по 26 июля 1992 г, с 25 ноября 1992 г. по 31 декабря 1992 г, педагогический стаж Переваловой С.А. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял менее необходимых 25 лет, в связи с чем оснований для признания оспариваемого решения незаконным в части, не касающейся спорных периодов, по заявленным истцом требованиям не имеется.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что разъяснением Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 г..N 19 к руководителям-воспитателям и воспитателям приравнены педагоги-воспитатели, педагоги, педагоги-руководители, руководители, музыкальные руководители (музыкальные работники) в учебных заведениях и детских учреждениях. Принимая во внимание, что Перечнем от 1959 г..предусмотрены преподаватели и музыкальные руководители, также предусмотрены музыкальные школы, а также детские сады, в соответствии с Положением, утвержденным этим же постановлением, предусмотрена работа по специальности, в том числе работа во внешкольных учреждениях, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований. Периоды работы Переваловой С.А. с 18 августа 1989 г..по 21 августа 1990 г..преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе п. Энергетик; с 27 августа 1990 г..по 16 января 1992 г..преподавателем музыкальной студии по классу фортепиано при ДК "Современник"; с 17 января 1992 г..по 26 июля 1992 г..преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе п.
Энергетик; с 25 ноября 1992 г..по 31 декабря 1992 г..музыкальным руководителем яслей-сада N 19 Гайского завода по обработке цветных металлов обоснованно включены в специальный стаж истца. В этой связи то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 5 Правил от 29 октября 2002 г..N 781 периоды работы в качестве музыкального руководителя засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также пунктом 13 Правил от 29 октября 2002 г..N 781 и пунктом 5 Правил от 22 сентября 1999 г..N 1067 не предусмотрены такие структурные подразделения, как студии, правового значения не имеет.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на день обращения истца за назначением пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 указанной статьи страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусмотрены должности преподавателя музыкальной школы, воспитателя-руководителя (воспитателя).
Списком 1991 г. предусмотрена должность преподавателя детских дошкольных учреждений всех наименований, в том числе садов-яслей, а также внешкольных учреждений.
Содержание обжалуемых судебных постановлений дает основание для вывода о том, что вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела правильно, требования процессуального закона к доказательствам и доказыванию соблюдены.
Доводы заявителя о несогласии с выводами судов о включении в специальный стаж истца периодов работы с 25 августа 1988 г. по 27 июля 1989 г, с 18 августа 1989 г. по 21 августа 1990 г, с 27 августа 1990 г. по 16 января 1992 г, с 17 января 1992 г. по 26 июля 1992 г, с 25 ноября 1992 г. по 31 декабря 1992 г. повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Доводы кассационной жалобы о неподтвержденности работодателем особых условий труда истца в периоды работы преподавателем по классу фортепиано с 25 августа 1988 г. по 27 июля 1989 г, с 18 августа 1989 г. по 21 августа 1990 г, с 27 августа 1990 г. по 16 января 1992 г, с 17 января 1992 г. по 26 июля 1992 г. судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, поскольку наименования должности и учреждения в спорные периоды, указанные в трудовой книжке истца, соответствуют применяемым в данные периоды Спискам 1959 г. и 1991 г, доказывать условия труда дополнительными доказательствами необходимости в силу действующего правового регулирования не имеется.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном включении судами в специальный стаж истца периода работы с 27 августа 1990 г. по 16 января 1992 г. преподавателем музыкальной студии при ДК "Современник" не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений и выводы судов не опровергают, учитывая, что в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается, в частности, работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.
Согласно пункту 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятого в целях разъяснения порядка применения Перечня от 1959 г. и Положения от 1959 г, к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях по пункту 2 названного Положения относится, в том числе, работа в качестве руководителя кружка. При этом к внешкольным детским учреждениям относятся дворцы и дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др.
В соответствии с действовавшей в спорный период работы истца Номенклатурой внешкольных учреждений, утвержденной приказом Минпроса СССР от 14 ноября 1986 г. N 227, дом (дворец) культуры был отнесен к внешкольным учреждениям.
Таким образом, деятельность истца в спорный период происходила во внешкольном учреждении в должности преподавателя, предусмотренной действовавшим в период работы Списком 1959 г, а также Списком 1991 г, применяемым с 1 января 1992 г, что свидетельствует о правильности выводов судов о включении данного периода работы в специальный стаж истца.
Доводы кассационной жалобы о том, что работа музыкальным руководителем яслей-сада N 19 с 25 ноября 1992 г. по 31 декабря 1992 г. не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку не подтверждена выработка истцом нормы рабочего времени, что необходимо в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений.
На основании приказа Министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 г. N 103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя.
Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, должность музыкального руководителя не предусмотрена.
Между тем, разъяснением Госкомтруда СССР "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397) от 17 мая 1960 г. N 19 было определено, что по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1).
В соответствии с Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И в детских садах и объединенных яслях-садах пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначались как руководителям-воспитателям и воспитателям (предусмотренным указанным Перечнем). При этом требований о выработке полной нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, к педагогическим работникам не предъявлялось.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовало.
В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Данный пункт действовал до 1 октября 1993 г, затем был признан утратившим силу.
С учетом изложенного работа в качестве музыкального руководителя подлежала включению в специальный стаж по нормам вышеуказанных нормативных актов без учета выработки нормы педагогической нагрузки до 1 октября 1993 г.
Впервые должность музыкального руководителя (тождественна должности музыкального работника в соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от 23 июня 2003 г. N 39) была предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г, и в силу пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги.., утвержденных указанным постановлением, подлежала зачету в специальный стаж при условии выполнения установленной нормы педагогической нагрузки.
Таким образом, в период с 1 октября 1993 г. по 1 ноября 1999 г. законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в качестве музыкального руководителя (музыкального работника) в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Указанный пробел в законодательстве был устранен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с которыми работа в должности музыкального руководителя засчитывается в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 5).
Из смысла приведенных правовых норм следует, что условие о выполнении нормы педагогической нагрузки для включения в специальный стаж периода работы в должности музыкального руководителя (музыкального работника) установлено для периодов работы после 1 октября 1993 г.
Поскольку спорный период работы истца (с 25 ноября 1992 г. по 31 декабря 1992 г.) музыкальным руководителем в яслях-саде N 19 осуществлялся до 1 октября 1993 г, суды пришли к правильному выводу о том, что требование для доказывания выработки в указанный период нормы педагогической нагрузки к данному периоду не применимо.
Доводы кассационной жалобы о том, что период работы истца в яслях-саде N 19 Гайского завода по обработке цветных металлов не подлежит зачету в специальный стаж истца, поскольку отсутствуют сведения о структурной принадлежности яслей-сада, судебной коллегий отклоняются на основании следующего.
В соответствии с пунктами 3, 4 Временного положения о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 8 марта 1960 г. N 327, ясли-сады организуются районными, городскими отделами народного образования, промышленными предприятиями, учреждениями, совхозами и другими организациями, а также колхозами. Ясли-сады независимо от их принадлежности должны быть зарегистрированы в соответствующих районных или городских отделах народного образования. Руководство и контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью яслей-садов осуществляется администрацией предприятий или учреждений, совхозов, правлениями колхозов, в ведении которых они находятся. Руководство и контроль за педагогической работой осуществляются районными, городскими отделами народного образования во всех яслях-садах независимо от их принадлежности. Контроль за лечебно-профилактическим обслуживанием детей во всех яслях-садах независимо от их принадлежности осуществляется соответствующими органами здравоохранения.
Учитывая, что из записи в трудовой книжке следует, что работа истца музыкальным руководителем в спорный период осуществлялась в яслях-саду, созданных при промышленном предприятии (Гайнском заводе по обработке цветных металлов), данный период обоснованно включен судами в специальный стаж истца.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 27 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.