Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленовой Е.Ф, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-510/2022 по иску Атемасова Юрия Федоровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в стаж, возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Атемасова Юрия Федоровича на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 19 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Атемасов Ю.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР по Свердловской области), в котором, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным и отменить решение ответчика N 94348/21 от 29 сентября 2021 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить в льготный стаж истца период работы с 1 января 1992 г. по 28 сентября 1995 г. в должности помощника машиниста моторвагонных секций, включить в специальный стаж истца второй раз период службы в рядах Советской армии с 1 июля 1985 г. по 22 мая 1987 г, включить в общий страховой стаж истца периоды службы в рядах Советской армии второй раз с 1 июля 1985 г. по 22 мая 1987 г, работы в ООО Юридическая фирма "Юконс" и адвокатскую деятельность с 1 июля 1999 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 2 декабря 2002 г, период ухода за лицом старше 80 лет с 7 сентября 2021 г. по 6 октября 2021 г, признать право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в возрасте 56 лет с 6 октября 2021 г. в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы по льготной профессии, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с момента возникновения права в возрасте 56 лет с 6 октября 2021 г.
В обоснование заявленных требований Атемасов Ю.Ф. ссылался на то, что 7 сентября 2021 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работы с тяжелыми условиями труда. Решением пенсионного органа N 949348/21 от 29 сентября 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ и общего страхового стажа. Полагает, что ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж спорные периоды работы.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 19 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 мая 2022 г, исковые требования Атемасова Ю.Ф. удовлетворены частично. Зачтен в общий страховой стаж период работы с 1 июля 1999 г. по 12 февраля 2001 г. в ООО Юридическая фирма "Юконс". В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе истец Атемасов Ю.Ф. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Атемасов Ю.Ф, "данные изъяты", 7 сентября 2021 г. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением ответчика от 29 сентября 2021 г. N 949348/21 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ и общего страхового стажа.
Согласно данному решению в стаж на соответствующих видах работ приняты периоды:
с 22 октября 1984 г. по 3 ноября 1984 г. в должности помощника машиниста электросекции Локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловской ордена Ленина железной дороги (список N 2 от 1956 г.) - 12 дней;
с 1 июля 1985 г. по 22 мая 1987 г. служба в Советской армии (список N 2 от 1956 г.) - 1 год 10 месяцев 22 дней;
с 13 августа 1987 г. по 31 декабря 1991 г. в должности помощника машиниста моторвагонных секций Локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловской ордена Ленина железной дороги (список N 2 от 1956 г.) - 04 года 04 месяца 19 дней;
всего принято к зачету на соответствующих видах работ 6 лет 3 месяца 23 дня.
Не принят к зачету в стаж на соответствующих видах работ период с 1 января 1992 г. по 28 сентября 1995 г. в должности помощника машиниста моторвагонных секций Локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловской ордена Ленина железной дороги, поскольку в соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости N 516, к периодам работы с тяжелыми условиями труда могут быть просуммированы периоды работы на железнодорожном транспорте по перечню профессий, предусмотренных Списком N 272, при условии получения в результате такого суммирования полного требуемого стажа на соответствующих видах работ 12 лет 6 месяцев. В результате суммирования у заявителя нет полного требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 г. в стаж на соответствующих видах работ период службы в Советской армии включен не в льготном исчислении, поскольку включение службы в Советской армии в специальный стаж было предусмотрено Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которое на 31 декабря 2001 г. не действовало, а Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ службу в Советской армии.
Решением от 29 сентября 2021 г. не принят к зачету в страховой стаж период с 1 января по 31 декабря 2017 г. - в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Общий страховой стаж заявителя исчислен пенсионным органом продолжительностью 24 года 6 месяцев 17 дней при требуемом страховом стаже 25 лет.
Согласно трудовой книжке Атемасова Ю.Ф. в период с 13 августа 1987 по 28 сентября 1995 года работал помощником машиниста Локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловской ордена Ленина железной дороги; с 1 января 1992 г. по 28 сентября 1995 г. - помощником машиниста моторвагонных секций Локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловского ордена Ленина железной дороги, с 31 декабря 1996 г. по 12 февраля 2001 г. Атемасов Ю.Ф. был трудоустроен в ООО Юридическая фирма "Юконс" на должность директора, с 5 января 1997 г. переведен на должность юрисконсульта, с 14 февраля 2001 г. принят к члены Уральской региональной коллегии адвокатов, с 20 сентября 2001 г. переведен в Межрегиональную коллегию адвокатов помощи предпринимателям и гражданам, юридическая консультация N 205 "Адвокатское бюро "Урал", отчислен с 2 декабря 2002 г. в связи с реорганизацией.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы истца с 1 января 1992 г..по 28 сентября 1995 г..помощником машиниста моторвагонных секций, суд первой инстанции, исходил из того, что суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем вторым подпункт 2 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 часть 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2012 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), не применяется в силу прямого указания на это в абзаце 3 пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516.
Кроме того, работы, которые давали право на пенсионные льготы по действовавшему до 1 января 1992 г..Списку N 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г..N 1173, и впоследствии были включены в пункты "д", "е", "ж" и "и" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г..N 340-1, не предусмотрены пунктом "б" статьи 12 указанного Закона и являются работами с одинаковыми условиями труда. В этой связи названные работы не могут суммироваться в порядке, установленном статьей 13 упомянутого Закона. К стажу в должности помощника машиниста моторвагонных секций до 1992 г..в соответствии с пунктом "б" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г..N 340-1 (по Списку N 2 от 22 августа 1956 г..) нельзя суммировать стаж в должности помощника машиниста моторвагонных секций с 1992 г..в соответствии с пунктом "д" статьи указанного Закона, так как в указанные периоды истец работал в одинаковых условиях труда.
Отказывая в удовлетворении требований в части включения в общий страховой и специальный стаж истца второй раз периода службы в рядах Советской армии с 1 июля 1985 г. по 22 мая 1987 г, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионным органом обоснованно период службы в Советской армии зачтен Атемасову Ю.Ф. в стаж на соответствующих видах работ для определения права на назначение досрочной страховой пенсии по Списку N 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, а также включен в страховой стаж истца.
Установив, что период работы истца в ООО Юридическая фирма "Юконс" с 1 июля 1999 г. по 12 февраля 2001 г. подтвержден записями в трудовой книжке, суд первой инстанции пришел к выводу о включении спорного периода в общий страховой стаж Атемасова Ю.Ф.
Отказывая во включении в страховой стаж периода работы Атемасова Ю.Ф. в качестве адвоката с 14 февраля 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 2 декабря 2002 г, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 11, 12, 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пунктов 10, 11, 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, разъяснениями, данными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что страховые взносы в период работы в качестве адвоката истец не платил, имеет задолженность.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в общий страховой стаж истца периода ухода за лицом старше 80 лет с 7 сентября 2021 г. по 5 октября 2021 г, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии истец обратился 7 сентября 2021 г, то есть до наступления заявленного к зачету периода, УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга период не рассматривало и не могло рассматривать ввиду его не наступления, решения по заявленному периоду уполномоченным органом не принято, в связи с чем в судебном порядке заявление таких требований преждевременно, не основано на законе.
Рассматривая требования истца об оспаривании решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, возложении на ответчика обязанности назначить пенсию с 6 октября 2021 г, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на включение в общий страховой стаж Атемасова Ю.Ф. периода работы в ООО Юридическая фирма "Юконс" с 1 июля 1999 г. по 12 февраля 2001 г, необходимые условия для назначения пенсии истцу в 56 лет с 6 октября 2021 г. отсутствуют, решение об отказе в назначении пенсии от 29 сентября 2021 г. является обоснованным.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части (которой истцу в удовлетворении части требований отказано), суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Атемасова Ю.Ф. сторонами не обжалуются, в связи с чем не являются предметом проверки суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленными судами судебными актами в обжалуемой части и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу пункта 2 часть 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "б", "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Списком N 2 1956 г. в разделе XXX "Транспорт", подраздел 1 "Железнодорожный транспорт и метрополитен" предусмотрены "машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций, мотовозов".
Списком N 2 1991 г, который действует с 1 января 1992 г, в разделе XXVIII "Транспорт", подраздел 1 "Железнодорожный транспорт", указанные профессии не предусмотрены.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пунктом "б" статьи 14 Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" предусматривалось, что право на пенсию по старости на льготных условиях имеют рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.
Пунктом "б" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" условия пенсионного обеспечения рабочих с тяжелыми условиями труда изменены, предусмотрено, что такое право предоставлено мужчинам по достижении 55 лет, если они трудились на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона (25 лет).
Гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается мужчинам с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона (60 лет), на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы.
Лицам, осуществляющим работу помощников машинистов электровозов, паровозов, тепловозов, включенным в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, страховая пенсия назначалась с 1 января 1992 г. на основании пункта "д" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Условиями назначения пенсии по указанному пункту мужчинам предусмотрено достижение возраста 55 лет и наличие не менее 12 лет 6 месяцев стажа работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей).
Аналогичные условия назначения досрочной пенсии рабочим локомотивных бригад и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте предусмотрены пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего с 1 января 2002 г.), а также пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующего с 1 января 2015 г.).
Данные нормы в отличие от положений закона, регулирующих условия назначения пенсий рабочим с тяжелыми условиями труда, предусмотренных Списками N 2, не предусматривают снижение возраста для назначения пенсии при специальном стаже менее 12 лет 6 месяцев.
Из материалов дела следует, что спорный период работы истца с 1 января 1992 г. по 28 сентября 1995 г. помощником машиниста моторвагонных секций осуществлялся в период действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272. Работа по данной профессии не предусмотрена действовавшим в тот период Списком N 2 1991 г.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для включения спорного периода в стаж работы с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2) являются правильными, а доводы кассационной жалобы Атемасова Ю.Ф. об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, оснований для суммирования стажа работы с 1 января 1992 г. по 28 сентября 1995 г. помощником машиниста моторвагонных секций, по профессии предусмотренной вышеуказанным Списком профессий рабочих локомотивных бригад с имеющимся у истца стажем работы по Списку N 2 1956 г. применительно к ранее действовавшему законодательству суды обоснованно не усмотрели, поскольку работы, которые давали право на пенсионные льготы по Списку N 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, и впоследствии были включены в пункт "д" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", не предусмотрены пунктом "б" статьи 12 указанного Закона и являются работами с одинаковыми условиями труда. В этой связи названные работы не могут суммироваться в порядке, установленном статьей 13 указанного Закона.
Оснований для суммирования стажей по законодательству, действующему на период обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, также не имеется.
Как верно указали суды, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 установлено, что к работе по подпункту 2 пункта 2 данных Правил (работе с тяжелыми условиями труда) производится суммирование периодов работ по подпункту 5 пункта 2 данных Правил (работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене), только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), который предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев и достижение возраста 55 лет.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем вторым подпункт 2 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 часть 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), не применяется в силу прямого указания на это в абзаце 3 пункта 3 вышеуказанных Правил.
Оценивая доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода службы по призыву в льготном исчислении, судебная коллегия также полагает их необоснованными на основании следующего.
Как следует из материалов дела, службу по призыву истец проходил в период с 1 июля 1985 г. по 22 мая 1987 г.
В указанный период действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (утратило силу с 1 января 1992 г.).
Согласно пункту 109 указанного Положения при назначении пенсий по старости на льготных условиях или в льготных размерах наравне с периодами работы в особых условиях труда в специальный (льготный) стаж включались также периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
При этом под специальным (льготным) стажем понимаются работы с вредными условиями труда и в горячих цехах и работы с тяжелыми условиями труда, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 16 указанного Положения, то есть работы, предусмотренные Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173), а также подпунктом "в" пункта 16 Положения (работа на предприятиях текстильной промышленности).
Периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Применяя ранее действовавшее правовое регулирование, пенсионный орган правомерно приравнял период службы к работе, которая предшествовала данному периоду, и к работе, которая следовала за окончанием этого периода - по Списку N 2 от 1956 г, в страховой стаж период службы также учтен.
Возможность включения периода службы в специальный стаж в льготном исчислении действовавшим в тот период законодательством, а также законодательством, действующим на период обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, не предусмотрена.
Право на включение периода службы в общий стаж в льготном исчислении (в двойном размере) предусматривалось абзацем 8 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Учитывая, что период службы в армии включен пенсионным орган в специальный стаж истца по Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, применяемому в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", а одновременное применение указанных законов не предусмотрено действующим правовым регулированием, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов об отказе в удовлетворении исковых требований Атемасова Ю.Ф. в части включения периода службы по призыву в специальный и страховой стаж в двойном размере.
Атемасов Ю.Ф. в кассационной жалобе приводит доводы о том, что не указывал в заявлении о назначении пенсии о том, что он просит назначить пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", просил назначить досрочную пенсию в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы. Полагает, что суды не рассмотрели заявленные требования применительно к такому правовому регулированию.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку в исковом заявлении истец приводил доводы и наличии у него права на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением возраста в связи с наличием специального стажа более 10 лет (с включением в льготном исчислении периоды службы в армии) по Списку N 2 1956 г. с применением положений Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Содержание решения суда первой инстанции и апелляционного определения свидетельствуют о том, что судами пенсионные права истца оценивались, как и просил истец, в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения соответствующей работы.
Оценка пенсионных прав истца по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дана в письме заместителя управляющего ОПФР по Свердловской области на имя Атемасова Ю.Ф, в котором указано, что специальный стаж истца по данному пункту составляет 8 лет 1 месяц 29 дней, что менее требуемых 12 лет 6 месяцев (л.д. 13).
Исковые требования об оспаривании отказа пенсионного органа в назначении пенсии по указанному основанию Атемасовым Ю.Ф. в рамках рассматриваемого гражданского дела не заявлены.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами при рассмотрении дела не допущено существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов.
То обстоятельство, что суд апелляционной инстанции сослался на документ (уведомление от 29 сентября 2021 г.), который отсутствует в материалах дела, и истцом не подписывался, не опровергает правильность выводов суда о законности и обоснованности решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Доводы кассационной жалобы истца о не разрешении судом первой инстанции требования о признании права выхода на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда в возрасте 56 лет с 6 октября 2021 г. в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения им работ по льготной профессии, отказе истцу в удовлетворении заявления о вынесении дополнительного решения, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов, поскольку в мотивированной части решения суда первой инстанции содержится обоснование вывода суда об отказе в удовлетворении требования Атемасова Ю.Ф. о признании права выхода на досрочную страховую пенсию по старости, резолютивная часть решения также содержит указание на частичное удовлетворение исковых требований, отказе в удовлетворении остальной части требований.
Доводы кассационной жалобы Атемасова Ю.Ф. о наличии оснований для включения в льготный стаж истца спорных периодов работы, несогласии с отказом в удовлетворении требований о признании права истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в возрасте 56 лет с 6 октября 2021 г, возложении на пенсионный орган обязанности назначить досрочную пенсию, являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Доводы Атемасова Ю.Ф. проанализированы судами, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в состоявшихся по делу судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции в обжалуемой части вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 19 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Атемасова Юрия Федоровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.