Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленовой Е.Ф, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-331/2022 по иску Юриной Людмилы Александровны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании права на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации, взыскании задолженности по компенсации, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Юрина Л.А. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 (далее - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР по Свердловской области), в котором, уточнив заявленные требования, просила признать за ней право на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Закон о ЧАЭС) с 18 декабря 2020 г, обязать ОПФР по Свердловской области назначить и выплатить ей сумму указанной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца за период с 18 декабря 2020 г. по 20 мая 2021 г. в размере 26 758 руб. 98 коп. за счет средств федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований Юрина Л.А. ссылалась на то, что 18 декабря 2020 г. обратилась в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 с заявлением о предоставлении ей компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца - смерти супруга, получавшего при жизни компенсацию в связи с повреждением здоровья на ЧАЭС. Ей было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, указано на необходимость подтверждения факта нахождения на иждивении судебным решением. По этому вопросу она обращалась в суд. Вступившим в законную силу 21 мая 2021 г. решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области установлен факт нахождения ее на иждивении супруга на момент его смерти. Выплата указанной компенсации Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 была назначена только с момента вступления судебного решения в законную силу (с 21 мая 2021 г.). Ссылалась на то, что факт иждивения был установлен на момент смерти супруга истца, на момент ее обращения за мерами социальной поддержки 18 декабря 2020 г. она имела право на получение компенсации по случаю потери кормильца, с 1 января 2022 г. выплаты компенсации производит ОПФР по Свердловской области, которое получает соответствующее финансирование от государства.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 4 марта 2022 г. в удовлетворении исковых требований Юриной Л.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 мая 2022 г. указанное решение отменено, принято по делу новое решение, которым иск Юриной Л.А. удовлетворен. Признано за Юриной Л.А. право на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона о ЧАЭС, с 18 декабря 2020 г. Взыскана с ОПФР по Свердловской области в пользу Юриной Л.А. ежемесячная денежная компенсация в сумме 26 758 руб. 98 коп.
В кассационной жалобе ответчик ОПФР по Свердловской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
От Юриной Л.А. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых истец просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Юрина Л.А. и "данные изъяты" состояли в зарегистрированном браке с 1975 г, "данные изъяты" 2020 г. супруг истца умер.
18 декабря 2020 г. Юрина Л.А. обратилась в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, как члену семьи, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы (компенсация предусмотрена пунктом 15 части первой статьи 14 Закона о ЧАЭС).
Решением от 21 декабря 2020 г. N 2 Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 отказало истцу в назначении компенсации в связи с отсутствием документа, подтверждающего нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении кормильца. В решении указано на возможность установления этого факта в порядке статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и отсутствие у Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 права на установление факта нахождения на иждивении.
После данного отказа истец обратилась в суд с иском об установлении факта нахождения на иждивении супруга, признании права на ежемесячную денежную компенсацию по пункту 15 части первой статьи 14 Закона о ЧАЭС.
Вступившим в законную силу 21 мая 2021 г. решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского от 8 февраля 2021 г. (с учетом апелляционного определения от 21 мая 2021 г.) установлен факт нахождения Юриной Л.А. на иждивении умершего "данные изъяты" за истцом признано право на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона о ЧАЭС, на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 возложена обязанность назначить и выплачивать Юриной Л.А. указанную ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда по случаю потери кормильца в размере 5 320 руб. 96 коп. за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названная компенсация истцу Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 назначена с 21 мая 2021 г, с 1 января 2022 г. ее выплату производит ОПФР по Свердловской области.
За период с 18 декабря 2020 г. по 20 мая 2021 г. истцу компенсация не выплачивалась.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения части 1 статьи 13, статьи 14 Закона о ЧАЭС, постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации", исходил из того, что истец при обращении за предоставлением мер социальной поддержки судебное решение об установлении факта нахождения на иждивении в уполномоченный орган не предоставила, смогла представить его только после вступления судебного акта в законную силу, в связи с чем пришел к выводу, что отсутствуют основания для взыскания в пользу истца сумм задолженности по спорной компенсации с даты обращения с соответствующим заявлением.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими установленным обстоятельствам по делу.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 51, 14 Закона о ЧАЭС, пунктами 5, 6, 9, 12, 13, 14 Положением о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Управлении социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12, являющимся приложением к постановлению Правительства Свердловской области от 23 апреля 2020 г..N 274-ПП, пункта 16 Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 21 апреля 2020 г..N 235, пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г..N 607, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 30 сентября 2010 г..N 1260-О-О, исходил из того, что на 18 декабря 2020 г..органом, уполномоченным разрешать вопрос о назначении спорной компенсации, являлось Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12, именно этот орган при рассмотрении заявления истца о назначении ей компенсации как нетрудоспособному лицу, находившемуся на иждивении супруга на момент его смерти, обязан был оценить доказанность факта нахождения истца на иждивении супруга на момент его смерти.
Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 в решении 18 декабря 2020 г..по существу уклонилось от разрешения данного вопроса. Предоставление решения суда об установлении факта нахождения на иждивении в силу действующего административного регламента обязательным не являлось. Юриной Л.А. к заявлению о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по пункту 15 части первой статьи 14 Закона о ЧАЭС были приложены: паспорт, копия свидетельства о смерти "данные изъяты", копия пенсионного удостоверения истца и копия трудовой книжки истца. Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 оценку данным документам не дало, не предложило истцу представить документы о размере доходов и расходов Юриной Л.А. и "данные изъяты", самостоятельно данные документы в порядке межведомственного взаимодействия Управление не запросило, обладая соответствующими полномочиями. Решением суда факт нахождения истца на иждивении супруга до момента его смерти установлен на основании исключительно письменных доказательств, которые могли и должны были быть оценены ответчиком.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на момент подачи заявления 18 декабря 2020 г. у истца имелось право на назначение ей спорной компенсации, однако она не могла реализовать данное право по вине ответчика.
Поскольку с 1 января 2022 г. полномочия по выплате сумм компенсаций, в том числе предусмотренных пунктом 15 части первой статьи 14 Закона о ЧАЭС, переданы от Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 пенсионному органу, им же из федерального бюджета производится финансирование на предоставление таких выплат, суд апелляционной инстанции взыскал с ОПФР по Свердловской области в пользу истца ежемесячную денежную компенсацию за период с 18 декабря 2020 г. по 20 мая 2021 г. в размере 26 758 руб. 98 коп.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Юриной Л.А. исковых требований, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что решением Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 от 21 декабря 2020 г..истцу было отказано в назначении компенсации в связи с отсутствием документа, подтверждающего нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении кормильца. Данное решение истцом не обжаловано и не отменено ни во внесудебном, ни в судебном порядке. Ежемесячная денежная компенсация назначена Юриной Л.А. Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12" с 21 мая 2021 г..(со дня вступления в законную силу решения Красногорского районного суда г..Каменска-Уральского Свердловской области от 8 февраля 2021 г, которым установлен факт нахождения Юриной Л.А. на иждивении умершего "данные изъяты"), с 1 января 2022 г..выплату компенсации производит ОПФР по Свердловской области в соответствии с переданными ему с 1 января 2022 г..полномочиями. До 1 января 2022 г..назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона о ЧАЭС, вправе были осуществлять территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области, в связи с чем ОПФР по Свердловской области по данному гражданскому делу является ненадлежащим ответчиком. Судом апелляционной инстанции сделан вывод о неправомерности действий именно Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12, никаких выводов о неправомерности действий ОПФР по Свердловской области, нарушении прав и законных интересов истца сделано не было. Суд апелляционной инстанции вопреки собственной правовой позиции о нарушении прав и законных интересов истца Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 не возложил на него обязанность устранить допущенные нарушения.
Выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что поскольку с 1 января 2022 г..полномочия по выплате сумм ежемесячной денежной компенсации, в том числе предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона о ЧАЭС, переданы от Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 ОПФР по Свердловской области, спорная сумма ежемесячной денежной компенсации подлежит взысканию с ОПФР по Свердловской области. Указывает, что для взыскания ежемесячной денежной компенсации за период до 1 января 2022 г..необходимо признание незаконным решения Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 об отказе в назначении спорной ежемесячной денежной компенсации, обязание Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем вынесения нового решения о назначении ежемесячной денежной компенсации со спорной даты, которое должно быть передано в установленном порядке в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации для исполнения.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и выводы суда апелляционной инстанции не опровергают.
В соответствии со статьей 51 Закона о ЧАЭС в редакции Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 409-ФЗ предоставление, выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат, в том числе, предусмотренных пунктом 15 части первой статьи 14 Закона, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 1).
Компенсации и другие выплаты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 г, предоставляются и выплачиваются Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке (часть 2).
Средства на осуществление полномочий по предоставлению компенсаций и других выплат, предусмотренных частью первой настоящей статьи, предоставляются из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Учитывая, что полномочия по выплате спорной ежемесячной денежной компенсации переданы на момент рассмотрения спора пенсионному органу, который получает из федерального бюджета соответствующее финансирование, вывод суда о том, что выплатить истцу сумму неполученной выплаты должно ОПФР по Свердловской области, является правильным. Основанием для такой выплаты будет являться решение суда, которым сделан вывод о незаконности отказа истцу в назначении компенсации с даты обращения в уполномоченный орган.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что выплата спорной ежемесячной денежной компенсации осуществляется из средств бюджета Российской Федерации, а не бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, буквальное исполнение резолютивной части обжалуемого апелляционного определения о взыскание с ОПФР по Свердловской области ежемесячной денежной компенсации в размере 26 758 руб. 98 коп. повлечет нецелевое расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из резолютивной части апелляционного определения, суд постановилвзыскать с ОПФР по Свердловской области в пользу Юриной Л.А. сумму ежемесячной денежной компенсации, при этом не указал предусмотренный законом статьей 51 Закона о ЧАЭС источник финансирования данных расходов.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
В связи с изложенным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 мая 2022 г. подлежит изменению с указанием источника финансирования расходов на выплату истцу присужденной денежной суммы - федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 мая 2022 г. изменить, дополнив резолютивную часть определения указанием на взыскание с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области в пользу Юриной Людмилы Александровны ежемесячной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области - в части без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.