Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4156/2021 по иску Халимова Ильяса Миневалиевича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", по кассационной жалобе Халимова Ильяса Миневалиевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Халимов И.М. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что общий стаж его работы составляет более 30 лет. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 20 октября 2003 года он награжден нагрудным значком "За работу без аварий" III степени, приказом Ространснадзора от 28 апреля 2009 года NНЛ-387фс награжден нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" III степени, приказом Ространснадзора от 31 мая 2019 года NВБ-426фс награжден нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" II степени. Ответчиком в присвоении звания "Ветеран труда" отказано. С принятым решением он не согласен, поскольку нагрудный значок "За работу без аварий" является ведомственным знаком отличия, условия награждения которым в пределах своей компетенции определены Министерством транспорта Российской Федерации. Права по представлению к нему и награждению делегированы органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Знак отличия "За безаварийную работу" II и III степени вручается от имени Минтранса России на основании приказа Ространснадзора, на который возложены полномочия по организации и вручению нагрудных знаков отличия "За безаварийную работу" I, II и III степеней, а также ведению их учета и отчетности перед Министерством. Считает, что он награжден ведомственной наградой за отличия в труде. Просил признать незаконным решение от 21 апреля 2021 года об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", возложить обязанность присвоить звание "Ветеран труда", взыскать судебные расходы.
Решением Ханты-Мансийского районного суда от 14 декабря 2021 года исковые требования Халимова И.М. удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N15-исх-6363 от 21 апреля 2021 года (протокол N14 от 16 апреля 2021 года) в присвоении Халимову И.М. звания "Ветеран труда". На Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность присвоить звание "Ветеран труда" Халимову И.М. С Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Халимова И.М. взыскано 300 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 апреля 2022 года решение Ханты-Мансийского районного суда от 14 декабря 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым Халимову И.М. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Халимов И.М. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 апреля 2022 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Ханты-Мансийского районного суда от 14 декабря 2021 года.
В доводах кассационной жалобы настаивает на наличии оснований для присвоения звания "Ветеран труда" в связи с награждением его нагрудными знаками "За работу без аварий" и "За безаварийную работу", поскольку они являются ведомственными знаками отличия в труде, награждение производилось уполномоченным органом. На момент обращения за присвоением звания "Ветеран труда" он имел необходимый стаж работы. При разрешении спора судам следовало руководствоваться законодательством, действующим в период его награждения, поскольку он обратился за присвоением звания "Ветеран труда", будучи награжденным ведомственными знаками отличия в труде до 30 июня 2016 года. Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к данной категории в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены мер социальной поддержки, гарантированных названным Федеральным законом.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа N412-п от 20 октября 2003 года Халимов И.М. награжден нагрудным значком "За работу без аварий" III степени.
Приказом Ространснадзора от 28 апреля 2009 года NНЛ-387фс от имени Министерства транспорта Российской Федерации Халимов И.М. награжден нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" III степени.
Приказом Ространснадзора от 31 мая 2019 года NВБ-426фс от имени Министерства транспорта Российской Федерации Халимов И.М. награжден нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" II степени.
По состоянию на 10 марта 2021 года общий стаж работы истца составляет более 30 лет. Истец работает в структурном подразделении публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз" водителем автомобиля.
Халимова И.М. обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 апреля 2021 года N 6363 на основании решения комиссии по присвоению званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 16 апреля 2021 года (протокол N14 от 16 апреля 2021 года) истцу сообщено об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку нагрудные знаки "За работу без аварий" III степени, "За безаварийную работу" I, II, III степеней, которыми он награжден, не являются ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Не согласившись с принятым решением, Халимов И.М. обратился в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Халимова И.М, суд первой инстанции исходил из того, что он обратился за присвоением звания "Ветеран труда" будучи награжденным ведомственным знаком отличия в труде до 30 июня 2016 года, к рассматриваемому спору подлежат применению правила, действовавшие на указанную дату. Поскольку истец награжден нагрудным знаком "За работу без аварий" III степени от имени Министерства транспорта Российской Федерации уполномоченным органом, в соответствии с нормативными актами, действовавшими в период награждения, суд пришел к выводу о том, что указанный нагрудный знак является ведомственным знаком отличия в труде. Награждение данным знаком является основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Придя к таким выводам, суд первой инстанции принял решение о незаконности отказа Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Халимову И.М. звания "Ветеран труда". На Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность присвоить Халимову И.М. звание "Ветеран труда".
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе Халимову И.М. в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего основания и порядок присвоения звания "Ветеран труда". Нагрудные знаки "За работу без аварий" III степени, "За безаварийную работу" I, II, III степеней, которыми награжден истец, не являются ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и не являются основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с принятым судом апелляционной инстанции решением об отказе Халимову И.М. в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы Халимова И.М. не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку основаны на субъективном и ошибочном понимании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения. Подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Кроме этого Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Так, частью 3 статьи 8 названного закона, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2005 года N 103-п, которым в число ведомственных знаков отличия нагрудные знаки "За работу без аварий" III степени, "За безаварийную работу" II, III степени не включены.
Согласно пункту 1.1, которым статья 7 Федерального закона "О ветеранах" дополнена с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом переходных положений в связи с изменением оснований для присвоения звания "Ветеран труда", следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" требуется соблюдение определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия в труде. При этом право учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", вправе только федеральные государственные органы власти и государственные корпорации.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, уполномоченным учреждать ведомственные награды и знаки отличия в труде, на основании которых награжденные лица приобретают право на присвоение им звания "Ветеран труда", в соответствии с положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (далее - Положение о Министерстве транспорта России), является Министерство транспорта Российской Федерации.
Из системного толкования Примерного положения о нагрудном значке "За работу без аварий", утвержденного Министерством транспорта Российской Федерации от 07 августа 1998 года N98, постановления Президиума Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 1 марта 2000 года N 5-пп "Об утверждении Положения о нагрудном значке "За работу без аварий", приказа Министерства транспорта России от 24 декабря 2001 года N181, действовавших на момент награждения 20 октября 2003 года Халимова И.М. нагрудным "За работу без аварий" III степени, следует, что его награждение указанным нагрудным знаком производилось постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от своего имени и в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации, каких-либо ведомственных актов Министерства транспорта России, предоставлявших субъекту Российской Федерации производить награждение этим нагрудным знаком от имени Министерства, не имеется.
Нагрудный знак отличия "За работу без аварий" III степени, которым Халимов И.М. награжден 20 октября 2003 года, в перечень ведомственных наград, утвержденных Министерства транспорта Российской Федерации, как на день награждения, так и на день принятия Департаментом оспариваемого решения не входил.
Нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" III степени, которым Халимов И.М. награжден 28 апреля 2009 года, в перечень ведомственных наград, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года N 130, также не входил.
Нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" учрежден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 80 "Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта Российской Федерации" (действовавшим на момент награждения и до 19 декабря 2016 года - даты вступления в силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N 285 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации") в числе других аналогичных нагрудных знаков ("За безаварийный налет часов", "За безаварийную работу на морском транспорте", "За безаварийную работу на речном транспорте", "За безаварийную работу на железнодорожном транспорте", "За безаварийное управление воздушным движением") в целях обеспечения безопасности на автомобильном, воздушном, городском электрическом, морском и внутреннем водном транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, а также популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 80 также утверждено Положение о нагрудном знаке отличия "За безаварийную работу", в соответствии с пунктом 1 которого данный нагрудный знак являлся одной из форм поощрения, популяризации и пропаганды опыта водителей автомобильного и городского электрического транспорта, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу.
Пунктом 2 этого положения предусмотрено, что нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" имеет три степени, высшей степенью знака отличия является I степень.
Знак отличия "За безаварийную работу" вручается водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, грузовых и легковых автомобилей, работающим в организациях, предприятиях, учреждениях и объединениях автомобильного и городского электрического транспорта независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, а также водителям-предпринимателям без образования юридического лица, не допустившим случаев нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекших дорожно-транспортные происшествия, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности при эксплуатации транспортных средств в Российской Федерации (пункт 3 Положения о нагрудном знаке отличия "За безаварийную работу").
Знак отличия "За безаварийную работу" III степени вручается от имени Министерства транспорта Российской Федерации на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта водителям автомобильного транспорта, под управлением которых общий пробег транспортного средства (транспортных средств) без аварий составил свыше 200 тыс. км, и водителям городского электрического транспорта, под управлением которых безаварийный пробег транспортного средства составил свыше 150 тыс. км (абзац четвертый пункта 3 Положения о нагрудном знаке отличия "За безаварийную работу").
Исходя из изложенного нагрудный знак "За безаварийную работу" III степени, которым награжден истец, относился к категории знаков отличия, учрежденных в целях обеспечения безопасности на транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте, и является одной из форм поощрения водителей автомобильного и городского электрического транспорта. Этот знак отличия не поименован в приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года N 130 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации" и, соответственно, не относится к ведомственным наградам, учитываемым по состоянию на 30 июня 2016 года при разрешении вопроса о присвоении заявителю звания "Ветеран труда".
Как уже указывалось выше, Министерством транспорта России в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда" и отвечающего условиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", установлен только нагрудный знак "Почетный работник транспорта России".
Поскольку истец награжден нагрудными знаками "За безаварийную работу" I и II степеней уже в рамках нового правового регулирования, когда на федеральном уровне сформирована единая система ведомственных знаков отличия, которая субъектами Российской Федерации должна быть учтена при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", судом сделан правильный вывод о том, что и указанные знаки отличия не предоставляют истцу права присвоения звания "Ветеран труда". Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии со стороны ответчика нарушений законодательства при рассмотрении заявления Халимова И.М. о присвоении звания "Ветеран труда" является верным.
Доводы кассационной жалобы Халимова И.М. о том, что он награжден ведомственной наградой в установленном порядке во время действия закона в старой редакции, и на момент обращения за присвоением звания имел необходимый трудовой стаж, следовательно, имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" по основаниям, предусмотренным до 30 июня 2016 года; утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного указанной статьей закона, что недопустимо, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Данные доводы по существу сводятся к субъективному толкованию заявителем норм материального права, которое не может являться основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены апелляционного определения не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства, и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для отмены апелляционного определения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Халимова Ильяса Миневалиевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.