Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптандер Галины Дмитриевны, Лаптандера Марата Романовича к Департаменту муниципального имущества Администрации Надымского района, Администрации Надымского района о признании незаконным решения об отказе в признании семьи участницей окружного мероприятия, по кассационной жалобе Лаптандер Галины Дмитриевны на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лаптандер Г.Д, Лаптандер М.Р. обратились в суд с иском к Департаменту муниципального имущества администрации Надымского района, администрации муниципального образования Надымский район о признании решения комиссии администрации Надымского района по реализации мероприятий подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2015 годы", об отказе семье Лаптандер в признании участницей окружного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономно округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы" - незаконным, возложении обязанности включить семью Лаптандер в состав окружного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы".
Указав в обоснование иска, что молодая семья Лаптандер обратилась с заявлением в администрацию Надымского района о включении в состав участников окружного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы". Из уведомления, полученного в сентябре 2021 г, им стало известно о том, что в признании участницей окружного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы" их семье отказано на основании подпункта "д" пункта 2.16 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 г..N112-П. Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия явилось приобретение жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилого помещения в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (в случае направления средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам).
Полагали данное решение незаконным, поскольку при признании семьи Лаптандер участницей окружного мероприятия подлежали учету все жилые помещения, имеющиеся в собственности молодой семьи, право собственности на которые сохранялось после приобретения нового жилья в рамках программных мероприятий (а именно, приобретенное жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", общей площадью 67, 9 кв.м, а также жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", общей площадью 31, 1 кв.м.). Жилое помещение по адресу: "данные изъяты", было получено Лаптандером М.Р. не в порядке улучшения жилищных условий, а как лицом, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем на основании пункта 1.12 Порядка в редакции постановления Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2020 г..N518-Г1 не подлежало учету при разрешении вопроса о включении молодой семьи в программу.
Решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2022 г, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В своих возражениях администрация Надымского района относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, молодая семья Лаптандер составом из пяти человек 22 июля 2021 г. обратилась с заявлением в Администрацию Надымского район о включении в состав участников Окружного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы".
Согласно протоколу от 31 августа 2021 г. N 47 заседания Комиссии по реализации программных мероприятий в области обеспечения жильем населения на территории Надымского района семья Лаптандер признана не соответствующей требованиям, предъявляемым к молодой семье, имеющей право на получение названной выше меры социальной поддержки, установленным подпунктом "д" пункта 2.16 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительства) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, поскольку согласно выписке из ЕГРН от 08 июля 2020 г. общая площадь жилого помещения, приобретенного семьей Лаптандер, составляет 67, 9 кв.м, что менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилого помещения в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился и вышестоящий суд, руководствуясь положениями Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 г. N112-П, которым утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов ввиду несоответствия их требованиям программы, отклонив доводы о необходимости исчисления нуждаемости исходя из общей площади всех помещений находящихся в пользовании истцов.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 этой же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 г. N112-П в рамках осуществления регулирования в социально-экономической сфере, формирования региональных целевых программ, обеспечения их реализации в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало- Ненецком автономном округе (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 названного Порядка в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о включении в состав мероприятия по предоставлению социальных выплат, молодые семьи имеют право принять участие в одном из мероприятий: мероприятии ведомственной целевой программы или окружном мероприятии.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2.16 Порядка основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия является приобретение жилого помещения или жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства, общей площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилого помещения в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (в случае направления средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам).
Буквальное толкование приведенного пункта порядка обоснованно судам двух инстанций позволило сделать вывод, что среди требований к участию в программе установлено определение общей площади именно приобретенного жилого помещения не менее учетной нормы, а не всех жилых помещений, находящихся в пользовании участников.
Поскольку в рамках настоящего спора судами установлен факт несоответствия приобретенного жилого помещения в целях участия в программе, суды верно разрешили спор, отказав в удовлетворении требований истцов.
Доводы заявителя по существу повторяют позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку достаточности и достоверности доказательств, вследствие чего не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств, установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Несогласие с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Лаптандер Галины Дмитриевны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.