Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т. И, судей Синьковской Л. Г, Кольцюка В. М, при помощнике Поповой А. Д, с участием прокурора ФИО20 Е. И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-260/2021 по апелляционной жалобе Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области на решение Калининградского областного суда от 10 декабря 2021 года, которым удовлетворено административное исковое общества с ограниченной ответственностью "Играмит" об оспаривании в части приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N204 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год" и приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N177 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год".
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, объяснения представителя административного ответчика ФИО15 Н. В, представителей административного истца ФИО17 Е. А, ФИО13 Г. Б, ФИО14 Р. М, заключение прокурора Лазаревой Е. И, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N204, размещенным 27 декабря 2018 года на интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N177, размещенным 16 декабря 2020 года на интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
В пункт "данные изъяты" Перечня на 2020 года и в пункт "данные изъяты" Перечня на 2021 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N по адресу "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Играмит" (далее ООО "Играмит") обратилось в Калининградский областной суд с требованием о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечня на 2020 - 2021 годы, ссылаясь на то, что является собственником указанного выше нежилого помещения, которое не обладает признаками объектов налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, его включение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость противоречит налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Калининградского областного суда от 10 декабря 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны недействующими пункт "данные изъяты" Перечня на 2020 года и пункт "данные изъяты" Перечня на 2021 год.
В апелляционной жалобе, срок подачи которой судом первой инстанции восстановлен, представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области по доверенности ФИО15 Н. В. просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что спорное нежилое помещение расположено в нежилом здании, имеющем наименование "бытового обслуживания", которое расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "под существующие здания, строения, сооружения". Соответственно вид разрешенного использования земельного участка распространяется и на помещения в административном здании. ООО "Играмит" сдает в аренду принадлежащие ему на праве собственности помещения 42 арендаторам. Таким образом, данное помещение в здании фактически используется в целях коммерческого назначения. Из акта фактического обследования помещения ООО "Играмит" от 3 августа 2021 года следует, что в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания используется 976, 2 кв.м или 27% от общей площади объекта. В то же время, из представленного административным истцом расчета следует, что площадь торговых и складских помещений, а также площадь объектов бытового обслуживания составляет 1 411, 9 кв.м или 39%.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области ФИО15 Н. В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Представители административного истца ООО "Играмит" ФИО17 Е. А, ФИО13 Г. Б, ФИО14 Р. М, удовлетворению апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда без изменения.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО20 Е. И. заключением полагала, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 15, 378.2, 400, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года N254 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", указ Губернатора Калининградской области от 31 октября 2018 года N178 "О реорганизации Министерства экономики Калининградской области и Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области", пришел к верному выводу, что оспариваемые административным истцом в части нормативные правовые акты об утверждении Перечня на 2020 - 2021 годы изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого нормативного акта и порядка его опубликования.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
В силу положений пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2).
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, а именно административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На территории Калининградской области в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N336 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, на территории Калининградской области в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость среди прочих объектов недвижимости подлежат включению нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания на площади более 20 процентов от его общей площади.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного в нежилом здании с кадастровым номером N по адресу "адрес", (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 1 сентября 2021 года N).
Согласно позиции административного ответчика, нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 - 2021 годы по критерию вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "под существующие здания, строения, сооружения" и наименованию здания с кадастровым номером N - "бытового обслуживания", в котором оно расположено.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, спорное здание имеет назначение: "нежилое", наименование: "бытового обслуживания", расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: под существующие здания, строение, сооружение.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N336 "О налоге на имущество организаций" не предусмотрено включение нежилого помещения в перечень объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость по критерию вида разрешенного использования земельного участка; по данному критерию в Перечень может быть включено нежилое здание. К тому же, вид разрешенного использования земельного участка: "под существующие здания, строение, сооружение" не предусматривает обязательность использования размещенного на нем здания для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, имеет назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение.
В соответствии с пунктами 10, 11 постановления Правительства Калининградской области от 1 июля 2016 года N330 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения" (далее - Порядок) Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда, в том числе, техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно пунктов 13, 15 этого Порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование), определения вида фактического использования объектов нежилого фонда.
Поскольку на начало налоговых периодов 2020 года и 2021 года фактическое использование спорного помещения не устанавливалось и акты обследования в соответствии с вышеуказанным Порядком не составлялись, основания включения спорного объекта в Перечень возможно установить только в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или по документам технического учета (инвентаризации).
Согласно экспликации, имеющейся в техническом паспорте Межрайонного бюро технической инвентаризации г. Калининграда (инвентарный номер "данные изъяты") на встроенные помещения литер III из литера "А" по плану подвала, 1 этажа, 2 этажа, 4 этажа, 5 этажа, в здании по ул. "адрес", д.49, по данным обследования от 11 марта 2001 года, в спорном помещении характеристики торговое имели основные помещения: этаж 1, помещения: N5 площадью 56, 9 кв.м, N6 площадью 37, 0 кв.м, N7 площадью 11, 8 кв.м, N17 площадью 48, 3 кв.м, N18 площадью 82, 0 кв.м, N20 площадью 38, 4 кв.м, N30 площадью 45, 4 кв.м; характеристики общественного питания имело помещение N38 площадью 30.4 кв.м. Этаж 2 характеристики торговое имели основные помещения: N28 площадью 147, 8 кв.м, N29 площадью 65.4 кв.м, N29а площадью 73, 8 кв.м. Этаж 5 характеристики торговое имело помещение N23 площадью 13, 0 кв.м. Общая площадь основных помещений с характеристиками торговое и общественного питания в спорном нежилом помещении составляет 650, 2 кв.м или 18, 12% от общей площади нежилого помещения. Основания отнесения иных (как основных, так и вспомогательных) помещений в нежилом помещении к назначению: офисное, торговое, общественного питания или бытового обслуживания отсутствуют, поскольку в экспликации они не обозначены характеристиками, позволяющими их отнести к таковым.
Таким образом, основания включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень на 2020 - 2021 годы в соответствии с назначением, разрешенным использованием или наименованием в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), также отсутствуют.
Вопреки доводам административного ответчика, одно лишь наименование здания с кадастровым номером N - "бытового обслуживания", без установления назначения, разрешенного использовании или наименования расположенных в нем помещений, и без установления факта использования более 20% площади помещений в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в качестве основания для включения в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, подпунктами 2 пунктов 3, 4, абзацем 3 пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N336 "О налоге на имущество организаций", не предусмотрено.
ООО "Играмит" обратилось в комиссию по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования объектов нежилого фонда Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области с заявлением об исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N из Перечня на 2020 - 2021 годы. Согласно заявлению административного истца, торговые площади в нежилом здании занимают 688, 7 кв.м, что составляет 19, 2% от общей площади объекта. На заседании комиссии, состоявшемся 15 июля 2021 года, принято решение провести обследование объекта в целях определения его фактического использования.
Как следует из акта обследования о фактическом использовании здания б/н от 3 августа 2021 года, проведенного Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания используется 976, 2 кв.м (60 + 65, 4 + 30, 9 + 53, 7 + 28, 9 + 38, 1 + 60 + 37 + 62, 5 +17+237, 7+38, 4+45, 4+35, 4+109, 7+51, 2+4, 9), что составляет 27% от общей площади объекта.
Акт обследования от 3 августа 2021 года не может быть принят судом как самостоятельное доказательство, опровергающее выводы суда первой инстанции, поскольку составлен после формирования Перечня на 2020 - 2021 годы и может быть учтен при формировании Перечня на последующие налоговые периоды.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии спорного нежилого помещения критериям для включения в Перечень недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости на 2020 - 2021 годы.
Вопреки требованиям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для его включения в Перечень на 2020 - 2021 годы не представлено, не содержится их и в материалах дела.
Таким образом, поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования и признал недействующими оспариваемые пункты Перечня.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
При разрешении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 10 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.