Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации" Аветисяна А.Я. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 21 Нахимовского судебного участка г.Севастополя от 26 апреля 2021 года и решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 19 июля 2021 года, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГБУ "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации", учреждение, Госпиталь) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 21 Нахимовского судебного участка города Севастополя от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 19 июля 2021 года, ФГБУ "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 названного кодекса.
В части 8 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Частью 5 данной статьи установлено, что в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
При этом в силу части 6 этой статьи указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как следует из материалов дела, с 27 января 2021 года по 24 февраля 2021 года в связи с поступившим в Инспекцию по труду Республики Крым обращением N Д-46 от 11 января 2021 года, распоряжением (приказом) начальника Инспекции по труду Республики Крым N от 14 января 2021 года назначено проведение внеплановой документарной проверки в отношении ФГБУ "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации". Копия уведомления и распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки с перечнем документов, необходимых для проведения документарной проверки со сроком предоставления - в течение 10 дней со дня получения, была получена учреждением 19 января 2021 года.
Указанные в запросе документы, а именно: локальные нормативные акты и другие документы (в т.ч. приказы, распоряжения и пр.), регулирующие оплату труда медицинского персонала (с ознакомлением Дяченко Ю.Л. под роспись); документы, подтверждающие выплату заработной платы Дяченко Ю.Л. за период ее работы с 2019 г. до момента проведения проверки, - в установленный срок в Инспекцию по труду Республики Крым предоставлены не были, тем самым учреждение воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ФГБУ "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.2-6); копией уведомления (л.д.16); копией почтового отправления (л.д.17); копией распоряжения от 14 июля 2020 года N 210-01-46/2020-4987-1 (л.д.18-20); копией письма Управления МВД России по г. Симферополю (л.д.40-41); копией акта о невозможности проведения проверки (л.д.49); копией решения о согласовании проведения внеплановой документарной проверки (л.д.50), и иными материалами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ФГБУ "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации", получив уведомление о предоставлении документов с целью проведения внеплановой документарной проверки, все зависящие от него меры по обеспечению возможности ее проведения не приняло, что повлекло невозможность осуществления должностным лицом контрольного мероприятия, вследствие чего общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалах дела сведений, свидетельствующих о невозможности исполнения обществом требований, содержащихся в уведомлении должностного лица Инспекции по труду Республики Крым, не имеется.
Деяние учреждения квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
То обстоятельство, что распоряжение о проведении проверки не содержит сроков предоставления запрашиваемой Инспекцией документации, не свидетельствует о незаконности данного распоряжения. Сопроводительное письмо, с которым было направлено распоряжение о проведении проверки в адрес учреждения содержит информацию о необходимости предоставления запрашиваемой документации в течении 10 рабочих дней со дня получения запроса (л.д.25-26).
Ссылка в жалобе на то, что при назначении наказания не применены положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа, не свидетельствует о незаконности судебных решений.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФГБУ "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Вместе с тем, доводы жалобы о наличии оснований для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания нахожу заслуживающими внимание.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ (часть 2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как видно из материалов дела, в перечне о запрете замены штрафа на предупреждение вменяемое правонарушение не указано, административное правонарушение совершено ФГБУ "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации" впервые, ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось и сведений о ранее совершенных названным лицом правонарушениях и о системности такого рода нарушений в материалы дела не представлено, обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом вышеизложенного, а также статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 290 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в силу которой в статью 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым внесены изменения, касающиеся возможности применения административного наказания в виде предупреждения в отношении юридических лиц, не только являющихся некоммерческими или субъектами малого и среднего предпринимательства, принимая во внимание положения статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об обратной силе закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, считаю, что имеются основания для изменения состоявшихся судебных актов в части назначенного ФГБУ "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации" административного наказания путем замены административного штрафа в размере 5 000 рублей на предупреждение.
Назначение административного наказания в виде предупреждения соответствует характеру допущенного учреждением правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица, ухудшению финансового положения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации" Аветисяна А.Я. удовлетворить частично.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 21 Нахимовского судебного участка города Севастополя от 26 апреля 2021 года и решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 19 июля 2021 года, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "1472 военно-морской клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей на предупреждение.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Бондарь Н.В. N 5-724/21/2020
судья районного суда Дядя Т.В. N" 12-222/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-1411/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.