Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Мегрикьяна А.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 249 Хостинского района г. Сочи от 16 февраля 2022 года и решение судьи Хостинского районного суда от 14 марта 2022 года, вынесенные в отношении пастора местной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) христианская церковь "Новое поколение" г. Сочи Мегрикьяна Артура Саркисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 249 Хостинского района г. Сочи от 16 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Хостинского районного суда от 14 марта 2022 года, пастор местной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) христианская церковь "Новое поколение" г. Сочи Мегрикьян А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Мегрикьян А.С. просит изменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, заменив административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мегрикьяна А.С. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2019 г. N 1165 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций" (далее - Требования) установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций.
Обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, возлагается на руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании (статья 4 Требований).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения 28 ноября 2021 года проверки антитеррористической защищенности религиозной организации по адресу: "адрес", выявлено, что в местной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) христианская церковь "Новое поколение" в нарушение Требований: не проведено комиссионное обследование и категорирование объекта (раздел 2 Требований); объект не оснащен средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны (статья 30 Требований); на объекте отсутствует система видеонаблюдения с хранением данных не менее 30 дней (статья 34 Требований); е обеспечена антитеррористическая защищенность объекта (статья 31 Требований): объект не оснащен системой противопожарной защиты; объект не оснащен системой освещения; на объекте отсутствует физическая охрана в период проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; не организован периодический обход и осмотр объекта потенциального опасных участков и критических элементов; не размещено наглядное пособие с информацией о порядке действия при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объекте, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте, в том числе схем эвакуации контактных данных религиозных организаций, использующих объекты аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов МВД РФ и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Ф или подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Факт совершения Мегрикьяном А.С. административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.2), письмом заместителя начальника главного управления Росгвардии по Краснодарского края N 427/11-437 от 29 ноября 2021 года (л.д.5-6), договором возмездного пользования недвижимым имуществом (л.д.11-12), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.13-19), уставом местной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) христианская церковь "новое поколение" г. Сочи (л.д.20-34) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия пастора местной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) христианская церковь "Новое поколение" г.Сочи Мегрикьяна А.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями названного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Оснований для отмены обжалуемых постановлений не усматривается.
Доводы настоящей жалобы, сводящиеся к тому, что назначенное Мегрикьяну А.С. административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, несостоятельны.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Аналогичные положения, касающиеся возможности применения административного наказания в виде предупреждения при совершении правонарушения впервые не только ранее указанным субъектам и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса установлены в настоящее время внесенными в статью 4.1.1 Кодекса изменениями на основании Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 290 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется. Совершенное правонарушение, выразившееся в невыполнении требований антитеррористической защищенности религиозной организации, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем оснований для замены назначенного административного наказания на предупреждение не усматривается.
Вместе с тем имеются основания для снижения назначенного пастору местной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) христианская церковь "Новое поколение" г.Сочи Мегрикьяну А.С. административного штрафа и изменения состоявшихся по делу актов в части назначенного административного наказания.
Санкцией части 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только отвечать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, личности правонарушителя и степени вины, гарантируя адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и сохраняя баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от противоправных посягательств (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 17 февраля 2016 года N 5-П, от 18 января 2019 года N 5-П и др.).
Исходя из этого Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях установил, в частности, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение; при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1). Кроме того, для индивидуализации назначаемого физическому лицу административного наказания данный Кодекс предусмотрел условия и порядок снижения административного штрафа на половину минимального размера данного вида наказания, установленного за совершение конкретного административного правонарушения (части 2.2 и 2.3 статьи 4.1).
Учитывая названные выше нормы, данные о личности заявителя, его отношение к содеянному, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю, что цель административного наказания может быть достигнута при назначении Мегрикьяну А.С. административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 20.35 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах назначенное Мегрикьяну А.С. административное наказание в размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного им административного правонарушения, может повлечь избыточное ограничение его прав, несовместимое с требованиями справедливости при назначении административного наказания, а потому с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению с 50 000 руб. до 15 000 руб.
В силу изложенного, постановление мирового судьи судебного участка N 249 Хостинского района г. Сочи от 16 февраля 2022 года и решение судьи Хостинского районного суда от 14 марта 2022 года, вынесенные в отношении пастора местной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) христианская церковь "Новое поколение" г. Сочи Мегрикьяна А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного ему административного штрафа до 15 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 249 Хостинского района г. Сочи от 16 февраля 2022 года и решение судьи Хостинского районного суда от 14 марта 2022 года, вынесенные в отношении пастора местной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) христианская церковь "Новое поколение" г. Сочи Мегрикьяна Артура Саркисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизить размер назначенного Мегрикьяну Артуру Саркисовичу административного штрафа с 50 000 рублей до 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу Мегрикьяна А.С. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Буленкова Н.В. N 5-55/2022
судья районного суда Сидоров В.Л. N 12-53/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N N 16-4646/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.