Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Безе Я.И. на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 февраля 2022 года, вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго", общество) Безе Ярослава Игоревича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 10 июня 2021 года генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Я.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2021 года, оформленным в виде постановления, вышеназванное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 14 февраля 2022 года указанное решение судьи районного суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Краснодара.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Безе Я.И. просит отменить состоявшееся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 февраля 2022 года, ссылаясь на его незаконность, решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2021 года оставить без изменения.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения генерального директора ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Я.И. к административной ответственности) установлена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Основанием для привлечения Безе Я.И. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении должностного лица обстоятельства того, что 31 мая 2021 года в 15 часов 30 минут при проведении плановой проверки должностным лицом Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования выявлено, что в учете в области обращения с отходами за 2020 год в нарушение пункта 5 Приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 23 июня 1998 г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отсутствует информация о количестве отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), образовавшихся в течение учетного периода (столбец 3 Приложения 4, Таблицы "Данные в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя и юридического лица" учета в области обращения с отходами за 2020 год), что является сокрытием, умышленным искажением информации о количестве отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), образовавшихся в течение 2020 года.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что заполнение отчетной документации осуществлялось в полном соответствии с требованиями приказов Минприроды Российской Федерации от 14 июня 2018 г N 261 "Об утверждении формы отчета, об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" и от 1 сентября 2011 г N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращение с отходами", ссылаясь на то, что должностным лицом не учтено наличие в материалах дела журнала "Данные учета в области обращения с отходами ООО "ЛУКОИЛ-Кубаньэнерго" за 2020 год, оформленного в полном соответствии с требованием приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", а именно: приведены названия переданных отходов, масса отходов указана в тоннах, округлена до 1 знака после запятой для отходов IV и V классов опасности, указана организация, которой переданы отходы; эти же данные перенесены в таблицу 4.2 "Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за отчетный год 2020" Отчета ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Краснодарской ТЭЦ за 2020 год.
Отменяя решение судьи районного суда и возвращая дело на новое рассмотрение, судья краевого суда посчитал, что вывод судьи районного суда о наличии оснований для отмены вынесенного старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора постановления от 10 июня 2021 года является преждевременным, противоречит требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, при этом указал на то, что административный орган обоснованно квалифицировал действия Безе Я.И. по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как факт приведения обществом недостоверных сведений в учете в области с обращениями отходами подтверждается собранными по делу доказательствами.
С такими выводами судьи краевого суда согласиться нельзя.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
В силу положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 г. N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
В рассматриваемом случае судья краевого суда, ссылаясь на наличие доказательств совершения генеральным директором ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Я.И. административного правонарушения и, приводя их в своем решении, сделал выводы о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, чем ухудшил его положение и по существу предопределилвыводы о его виновности.
Кроме того необходимо отметить, что при рассмотрении настоящего дела судьи районного и краевого судов не проверили правильность установления фактических обстоятельств дела и не дали оценку имеющимся в деле доказательствам со ссылкой на их наличие. Не установили, какими именно документами и материалами подтверждаются или опровергаются выводы должностного лица в части приведенных нарушений.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств.
Из настоящего дела следует, что процессуальные документы, составленные должностным лицом, которые подлежали судебной проверке, при рассмотрении жалобы привлекаемого лица на постановление по делу судьей районного суда не исследовались, что свидетельствует о нарушении принципа непосредственности исследования доказательств. В изученных материалах на момент вынесения судебного акта отсутствовал оригинал материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Я.И, как и их надлежащим образом заверенные копии.
Сведений о том, что судьей Советского районного суда г.Краснодара предпринимались меры к истребованию материалов об административном правонарушении, в том числе протокола об административном правонарушении, обжалуемого постановления должностного лица, извещений о составлении и вынесении процессуальных документов, документов учета в области с обращения с отходами, из настоящего дела не усматривается.
Делая вывод об отсутствии состава административного правонарушения со ссылкой на представленный генеральным директором ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Я.И. журнал "Данные учета в области обращения с отходами ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" за 2020 год", судья районного суда не исследовал доказательства, послужившие основанием для привлечения Безе Я.И. к административной ответственности.
Имеющиеся в деле копии документов, заверенные ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго", нельзя отнести к документам, отвечающим требованиям закона.
Таким образом, принимая решение по делу, судья районного суда оригиналы процессуальных документов, как и их копии не исследовал, постановление должностного лица не истребовал, поэтому мотивы, по которым судьей сделаны выводы об отсутствии состава административного правонарушения, вызывают сомнения.
Следовательно, принимая решение по делу, судья районного суда не учел обстоятельства, являющиеся юридически значимыми при рассмотрении данного дела, а также не оценил в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судьей районного суда оставлено без внимания, что согласно требованиям статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок пересмотра постановлений, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения лица к административной ответственности с исследованием всех материалов дела, а также в целях проверки доводов жалобы - истребование дополнительных материалов.
Приведенные нарушения не были устранены судьей Краснодарского краевого суда.
Таким образом, судьей Советского районного суда г.Краснодара, а впоследствии при пересмотре дела судьей Краснодарского краевого суда, эти требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соблюдены, не приняты меры к всестороннему установлению фактических обстоятельств дела, которые бы подтвердили наличие либо отсутствие в действиях привлекаемого лица состава вмененного в вину административного правонарушения.
Допущенные судьями Советского районного суда г. Краснодара и Краснодарского краевого суда нарушения требований статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.
При таких обстоятельствах решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2021 года, оформленное в виде постановления, и решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 февраля 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Я.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законными, они подлежат отмене.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции жалобы заявителя истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по настоящему делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшиеся по делу судебные акты признаны незаконными и подлежащими отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Краснодара невозможно, постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 10 июня 2021 года, которым генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Я.И. привлечен к административной ответственности, также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы его положение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 10 июня 2021 года, решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2021 года, оформленное в виде постановления, и решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 февраля 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Ярослава Игоревича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Канарева М.Е. N 12-634/2021
судья краевого суда Пегушин В.Г. N 21-525/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-5239/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.