Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Русакова А.Е.
рассмотрела кассационную жалобу Касумян А.А. на решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Краснодарскому краю к Касумян А.А. о взыскании налога.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
МИФНС России N 6 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Касумян А.А. налоговую недоимку за 2019 - 2020 годы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8426 руб, пене в размере 14, 32 руб, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 руб, пене в размере 55, 16 руб, налогу на имущество физических лиц в размере 739 руб, пене в размере 6, 16 руб, транспортному налогу в размере 3740 руб, пене в размере 10, 60 руб, земельному налогу в размере 2729 руб, пене в размере 8, 61 руб. На общую сумму 48 176, 85 руб.
Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 8 декабря 2021 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 марта 2022 года решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 8 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 мая 2022 года, Касумян А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Указывает, что суды пришли к ошибочному выводу о соблюдении инспекцией процессуального срока на обращение в суд. Также обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что ранее решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 16 ноября 2020 года с административного ответчика были взысканы страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2019 год, в связи с чем требования инспекции о взыскании указанных взносов за 2019 год не могут быть предъявлены повторно.
Определением судьи от 6 июня 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения представителя инспекции Мельниковой С.И, возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) адвокаты являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2 статьи 432 НК РФ).
Из материалов дела видно, что Касумян А.А. являлась в спорный налоговый период адвокатом и в соответствии с положениями статьи 419 НК РФ плательщиком страховых взносов. Также административный ответчик состоит в инспекции на учете в качестве налогоплательщика транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом Касумян А.А. начислены: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 8426 руб, пеня в размере 14, 32 руб, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 руб, пеня в размере 55, 16 руб, налог на имущество физических лиц в размере 537 руб, пеня в размере 5, 59 руб, налог на имущество физических лиц в размере 202 руб, пеня в размере 0, 57 коп, транспортный налог в размере 3740 руб, пеня в размере 10, 60 руб, земельный налог в размере 79 руб, пеня в размере 1, 10 руб, а также земельный налог в размере 2650 руб, пеня в размере 7, 51руб. На общую сумму 48 176, 85 руб.
В адрес административного ответчика направлены налоговые требования от 22 декабря 2020 года N (срок уплаты до 27 января 2021 года), от 18 сентября 2020 года N (срок уплаты до 29 сентября 2020 года, от 13 января 2021 года N (срок уплаты до 18 февраля 2021 года), от 25 декабря 2020 года N (срок уплаты до 12 января 2021 года).
Указанные требования оставлены налогоплательщиком без исполнения, в связи с чем инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК РФ предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй - со дня отмены судебного приказа о взыскании налога и также составляет шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
4 июня 2021 года мировым судьей судебного участка N г. Туапсе Краснодарского края вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Касумян А.А. Определением от 28 июля 2021 года судебный приказ был отменен на основании поступивших возражений должника.
С данным административным исковым заявлением инспекция обратился в суд первой инстанции 15 сентября 2021 года, то есть в пределах 6-месячного срока, установленного статьей 48 НК РФ.
Поскольку налоговый орган выполнил свои обязанности, предусмотренные действующим налоговым законодательством, а налогоплательщиком обязанность по уплате взыскиваемых обязательных платежей не исполнена, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с административного ответчика налоговой недоимки.
Суд апелляционной инстанций обоснованно согласился с решением суда первой инстанции.
Довод кассационной жалобы о повторном взыскании страховых взносов за 2019 год является несостоятельным, поскольку из административного иска, а также налогового требования N 675 следует, что инспекцией предъявлены к взысканию суммы страховых взносов за 2020 год. Также являются несостоятельными доводы о повторном взыскании транспортного налога за 2019 год, поскольку решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 16 ноября 2020 года взыскан транспортный налог за 2018 год.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и рассмотренной апелляционной инстанции жалобы, которым дана надлежащая оценка.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Касумян А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 19 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.