Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Ивановой О.Н. по доверенности Нургалиева А.С. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 29 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ивановой О.Н. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Иванова О.Н. обратилась в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просила: признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) об отказе в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка площадью 999 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", оформленным письмом от 16 августа 2021 года N; возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении Ивановой О.Н. этой государственной услуги.
В обоснование административного иска Иванова О.Н. указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 999 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", и объекта недвижимого имущества, расположенного на данном участке. На ее заявление о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности г. Севастополя, и земельных участков, находящихся в частной собственности площадью 999 кв. м от Департамента получен отказ в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с возможностью образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Административный истец считает данное решение административного ответчика незаконным, поскольку оно нарушает ее права как собственника земельного участка.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 29 октября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 февраля 2022 года решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 29 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 9 июня 2022 года, Иванова О.Н. ставит вопрос об отмене решения Балаклавского районного суда г. Севастополя от 29 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 февраля 2022 года. Указывает, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок не превышает установленные действующим законодательством максимальные размеры, установленные для земельных участков с видом разрешенного использования: для ведения садоводства. Обращает внимание на схему расположения испрашиваемой части земельного участка на кадастровом плане территории, из которой видно, что с двух сторон к испрашиваемому земельному участку примыкают публичные земли, однако, исходя из конфигурации земельного участка, отображенной на схеме, видно, что смежные границы имеют минимальные площади соприкосновения, а государственная услуга призвана устранить имеющуюся между ранее учтенными земельными участками чересполосицу. Считает незаконным ссылки суда первой инстанции на иные основания отказа в предоставлении государственной услуги, не указанные Департаментом в письме от 16 августа 2021 года. Также ссылается на то, что суд апелляционной инстанции не дал оценки всем доводам апелляционной жалобы.
Определением судьи от 14 июня 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, Иванова О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 699+/-9, 25 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", на основании государственного акта на право собственности на земельный участок, выданного 8 сентября 2009 года, и соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности от 14 апреля 2021 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
2 июня 2021 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы перераспределения земельного участка, находящегося в собственности, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"
Решением Департамента, оформленным письмом от 16 августа 2021 года N, административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги, по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ, а также пунктом 1 статьи 2 от 7 декабря 2016 года N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" (далее - Закон N 229-ЗС), поскольку образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок.
Полагая данное решение незаконным, Иванова О.Н. обратилась в суд с данным административным иском.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного кодекса (статьи 11.2 и 11.7 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ (пункт 1 и 8 статьи 39.29 ЗК РФ).
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Распоряжением Департамента от 7 декабря 2021 года N 9-АР утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности" (далее - Административный регламент).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2.9 Административного регламента основание для отказа в предоставлении государственной услуги является, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 299-ЗС основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются основания, в том числе перечисленные в подпункте 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что площадь испрашиваемого земельного участка, который путем перераспределения имеет намерение присоединить к своему участку Иванова О.Н, составляет 300 кв. м и относится к проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной.
Постановлением Правительства Севастополя от 20 апреля 2017 года N 317-ПП "Об утверждении Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя" установлен предельный минимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства в размере 400 кв. м.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27 июня 2017 года N 1266-О, положения подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивают возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что с учетом наличия смежных с испрашиваемым земельным участком иных земель, являющихся собственностью города, возможно образовать самостоятельный земельный участок площадью более 400 кв. м без нарушения требований статьи 11.9 ЗК РФ, что подтверждается, в том числе картографическими материалами, на которых обозначены границы земельного участка административного истца, границы планируемого земельного участка, границы смежных земельных участков и не занятая территория.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, идентичны доводам апелляционной жалобы, которым дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, опровергающих выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 29 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ивановой О.Н. по доверенности Нургалиева А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 26 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.