Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя ФСИН России и УФСИН России по Ставропольскому краю - Латышева Р.И, поступившую в суд первой инстанции 15 июня 2022 года, представителя Волошина Д.В. по доверенности Петрова Р.Н, ФКУ ИК-4 по Ставропольскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Волошина Д.В. к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, ФКУЗ МЧС-26 ФСИН России о признании факта нарушения условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя ФСИН России и УФСИН России по Ставропольскому краю - Латышева Р.И, объяснения представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю - Свистуновой О.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волошин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, ФКУЗ МЧС-26 ФСИН России о признании факта нарушения условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации.
Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 20 января 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11 мая 2022 года отменено решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 20 января 2022 года.
По делу принято новое решение, которым признано незаконным бездействие ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, выразившееся в предоставлении ненадлежащих условий содержания Волошина Д.В. в ФКУ ИК-4 по Ставропольскому краю.
Взыскано с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Волошина Д.В. компенсация за нарушение условий его содержания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю в размере 20 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 1800 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель ФСИН России и УФСИН России по Ставропольскому краю Латышев Р.И. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Волошина Д.В. по доверенности Петров Р.И. просит изменить апелляционное определение, удовлетворив административные исковые требования в полном объеме, либо увеличить размер присуждаемой компенсации.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Свистунова О.В. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
От представителя ФСИН России и УФСИН России по Ставропольскому краю Латышева Р.И. поступили возражения на кассационную жалобу Волошина Д.В, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, представитель просит оставить кассационную жалобу Волошина Д.В. без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовал представитель ФСИН России и УФСИН России по Ставропольскому краю Латышев Р.И, доводы поданной кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции. Так же просил кассационную жалобу Волошина Д.В. оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовала представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю - Свистунова О.В, доводы поданной кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемого апелляционного определения, кассационную жалобу Волошина Д.В. просила оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений и отзыва на них, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из содержания пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья (ст. ст. 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации), право на доступ к правосудию (ст. 46 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, гарантируются осужденным при исполнении наказаний уголовно - исполнительным законодательством.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым за нарушение условий содержания в исправительном учреждении предусмотрено право на компенсацию.
Так, согласно части 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно части 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей вопросы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.9
Согласно части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела приговором Таганрогского городского суда от 7 апреля 2015 года Волошин Д.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к "данные изъяты" лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
В период с 04 февраля 2019 года по 26 октября 2020 года административный истец содержался ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Согласно материалам дела, по прибытию осужденного Волошина Д.В. в Учреждение, с учетом того, что постановлением начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области от 10 января 2019 года на Волошина Д.В. наложено дисциплинарное взыскание в виде перевода в помещение камерного типа (ПКТ) сроком на 6 месяцев, в соответствии с требованиями приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 13 июля 2016 года N 252 "Об утверждении инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях", при приеме его в ПКТ была проверена правильность оформления постановления, медицинским работником проведен его осмотр, произведен полный обыск и по согласованию с оперативным работником Волошин Д.В. переведен в камеру ПКТ N N.
За весь период отбывания в учреждении дисциплинарных взысканий в виде перевода в ШИЗО и ПКТ, в соответствии со статьей 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденный Волошин Д.В. содержался с осужденными, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, за исключением случаев отсутствия в такой категории, в связи с связи с чем, содержался в одиночном порядке.
Как следует из Справки ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю в период отбывания дисциплинарного наказания в виде перевода в помещение камерного типа с 4 февраля 2019 года по 13 июля 2019 года содержался в камерах N
В последующем, с 13 июля 2019 года по 9 сентября 2019 года административный истец Волошин Д.В. содержался в запираемом помещении строгих условий отбывания наказания; с 9 сентября 2019 года по 2 октября 2019 года в период отбывания наказаний в виде водворения в штрафной изолятор содержался в камерах ШИЗО N в камере ПКТ N N
Со 2 октября 2019 года по 2 января 2020 года в период отбывания дисциплинарного наказания в виде перевода в ПКТ, содержался в камере ШИЗО N N; с 2 января 2020 года по 23 января 2020 года в период отбывания наказаний в виде водворения в штрафной изолятор он содержался в камере ШИЗО N N.
С 23 января 2020 года по 26 октября 2020 года (дата освобождения) в период отбывания наказаний в виде перевода в ПКТ и водворения в ШИЗО административный истец содержался в камере ШИЗО N N.
Согласно актам осмотра общежития N N (ЗПСУОН) от 15 апреля 2019 года, 15 октября 2019 года, а также актам осмотра здания ШИЗО, ПКТ от 15 апреля 2019 года, 15 октября 2019 года, 15 апреля 2020 года, 15 октября 2020 года комиссией ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю были проведены проверки условий содержания осужденных в указанных выше помещениях, в ходе которых установлено, что данные помещения находятся в надлежащем состоянии, температурный режим и влажность соответствуют установленным санитарным нормам, оконные проемы застеклены, имеют форточки для естественной вентиляции камер, мебель отвечает требованиям приказа ФСИН России N 512 от 27 июля 2006 года "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", Санитарное состояние отрядов жилой зоны удовлетворительное и отвечает требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Как следует из справки начальника отдельного поста ведомственной пожарной охраны ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю вентиляция в камерах ПКТ, ШИЗО ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю в 2019 - 2021 годах осуществлялась естественным способом (оконные проемы и окна для выдачи пищи), а также путем принудительного нагнетания вентиляторами воздуха в камеры для осужденных (искусственная приточно-вытяжная вентиляция), замечаний и предписаний надзорных и контролирующих органов в спорный период не имелось.
Из представленных административными ответчиками копий государственных контрактов, следует, что учреждением были заключены и исполнены государственные контракты на оказание услуг по дератизации и дезинсекции в целях недопущения появления и распространения грызунов и насекомых (тараканы, мухи, блохи и т.д.) обработка производится во всех помещениях жилой зоны, в том числе в помещениях ШИЗО, ПКТ.
В соответствии с требованиями приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года N 279-дсп "Об утверждения Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы", с целью усиленного надзора за осужденными, все запираемые помещения учреждения, такие как ЗПСУОН, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, в обязательном порядке оборудуются стационарными камерами видеонаблюдения с выводом изображения на пост младшего инспектора и пост видеонаблюдения.
Основной задачей осуществления надзора за осужденными с использованием камер видеонаблюдения, является обеспечение круглосуточного наблюдения и контроля за поведением осужденных, с целью предупреждения и фиксирования совершения ими правонарушений, преступлений, и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Угол обзора камер видеонаблюдения настраивается определенными сотрудниками, назначенными приказом учреждения, и ежедневно контролируется руководящим составом. Настройка обзора производится с условиями, обеспечивающими максимально эффективное обеспечение надзора за осужденными, исключая факты нарушения конституционных прав и свобод человека.
Места установки камер видеонаблюдения определяются комиссией Учреждения с отображением их на соответствующих схемах, которые приобщаются к плану надзора на год, утверждаемого начальником УФСИН России по Ставропольскому краю.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции верно было указано, что в данном случае установка камер видеонаблюдения в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю соответствует перечисленным нормативным положениям и прав административного истца не нарушает, при этом доказательств установки камер видеонаблюдения в санитарных узлах, помещениях, предназначенных для помывки осужденных, материалы дела не содержат.
Мероприятия, проводимые с осужденными, содержащимися в ШИЗО, ПКТ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю от "подъема" до "отбоя", определены распорядком дня осужденных, утвержденного приказом Учреждения.
С целью обеспечения 8 часового непрерывного сна осужденным, содержащимся в ШИЗО, ПКТ, распорядком дня предусмотрено время для подготовки ко сну, учитывая мероприятие, проводимое сотрудниками по выдаче спальных принадлежностей и опускание спальных мест, а именно с 20.40 до 20.55.
Непрерывный 8 часовой сон предусмотрен с 21.00 до 05.00. Обеспечение и строгое выполнение распорядка дня осужденными, ежедневно контролируется руководящим составом учреждения и выборочно сотрудниками аппарата управления при осуществлении проверок несения службы дежурной сменой.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих фак нарушений, допущенных сотрудниками учреждения по обеспечению распорядка дня осужденных, на которые ссылался административный истец.
Согласно книги учета контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, раскладке продуктов по норме питания лиц, содержащихся в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, в период содержания Волошина Д.В. в Учреждении, указанным лицам, в том числе административному истцу, предоставлялось бесплатное горячее питание (трижды в день) в соответствии с нормами, определяемыми Правительством Российской Федерации, приказом Министерства Юстиции Российской Федерации N 696 от 2 сентября 2016 года "Об утверждении порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", приказом Министерства Юстиции Российской Федерации N 189 от 17 сентября 2018 года N "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Качество приготовления пищи проверялось уполномоченными лицами перед каждым её приемом, что подтверждается журналом "Качества приготовления пищи", копия которого за период с 4 февраля 2019 года по 26 октября 2020 года представлена административными ответчиками, а также протоколами лабораторных испытаний продуктов питания, выполненных Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Георгиевском районе".
Порядок организации и периодичность оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, определены Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 30 раздела 3 настоящего Порядка осужденные при поступлении в учреждении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.
Согласно пункту 31 Порядка, в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.
Осужденным при камерном содержании в учреждении УИС, а также несовершеннолетним осужденным лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи) и осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера проводятся два раза в год. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.
Как следует из материалов дела, согласно медицинской карте амбулаторного больного Волошина Д.В. в которой отражено, что по прибытию в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю 4 февраля 2019 года медицинским сотрудником проведен первичный осмотр административного истца, по результатам которого установлен диагноз: хронический простатит вне обострения.
Из медицинской карты следует, что флюорография Волошину Д.В. проведена 21 марта 2019 года и 26 апреля 2020 года.
Также, 7 февраля 2019 года проведен осмотр психиатра-нарколога. Установлен диагноз: без психических нарушений, синдром зависимости от алкоголя F10.20, взят на диспансерный учет.
Согласно данным амбулаторной карты административного истца в период содержания Волошина Д.В. в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю медицинскими работниками проводись следующие осмотры:
20 апреля 2019 года - осмотр врача терапевта. Диагноз: "данные изъяты"
14 мая 2019 года - осмотр фельдшера. Диагноз: "данные изъяты"
11 июня 2019 года проведен амбулаторный приём, диагноз: "данные изъяты"
21 июня 2019 года проведен амбулаторный приём, диагноз: "данные изъяты"
15 июля 2019 года проведен амбулаторный приём, диагноз: "данные изъяты"
20 августа 2019 года проведен амбулаторный приём, диагноз: "данные изъяты"
13 сентября 2019 года проведен амбулаторный приём, диагноз: "данные изъяты"
23 декабря 2019 года проведен амбулаторный приём, диагноз: "данные изъяты"
24 декабря 2019 года Волошин Д.В. от назначенного лечения отказался, с ним была проведена разъяснительная беседа, о пагубных последствиях отказа от лечения. Назначено медикаментозное лечение.
17 января 2020 года проведена консультация психиатра, диагноз: "данные изъяты" Рекомендовано направить Волошина Д.В. в специализированное учреждение ЛИУ-7 ФСИН РФ по Тамбовской области. Письменное согласие Волошин Д.В. не предоставил. С Волошиным Д.В. проведена разъяснительная беседа, реакция негативная.
23 января 2020 года проведен медицинский осмотр в связи с водворением в ПКТ, заключение: По состоянию здоровью может содержаться в ПКТ до 6 месяцев.
06 февраля 2020 года заключение рентгенографии кисти в двух проекциях, заключение: "данные изъяты"
18 февраля 2020 года медицинские документы Волошина Д.В. направлены на рассмотрение для дальнейшего стационарного обследования и лечения в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России. В госпитализации отказано в связи с перелимитом. При наличии мест будет осуществлена плановая госпитализация.
01 марта 2020 года проведен амбулаторный прием, диагноз: "данные изъяты"
26 апреля 2020 года - выполнена флюорография ОГП N 709, заключение: "данные изъяты"
05 мая 2020 года - амбулаторный приём, диагноз: "данные изъяты"
15 июня 2020 года проведен углубленный медицинский осмотр врача-психиатра, поставлен диагноз.
23 июля 2020 года проведен медицинский осмотр в связи с водворением в ПКТ, заключение: по состоянию здоровью может содержаться в ПКТ до 6 месяцев.
25 августа 2020 года амбулаторный приём, поставлен диагноз, назначено медикаментозное лечение.
18 сентября 2019 года плановый осмотр врачом-стоматологом, поставлен диагноз.
08 октября 2019 года истцу выдана на руки выписка и формула зубов из амбулаторной карты.
18 октября 2019 года Волошин Д.В. обратился с жалобой на зубную боль, осмотрен врачом-стоматологом, установлен диагноз.
24 октября 2019 года Волошин Д.В. обратился с жалобой на зубную боль, был осмотрен врачом-стоматологом, установлен диагноз, назначено амбулаторное лечение: препарирование, формирование полости лечебно-изолирующая прокладка life, пломбирование.
19 ноября 2019 года проведен плановый осмотр и консультация врачом-стоматологом. Назначено медикаментозное лечение: цемент П, формирование полости.
22 ноября 2019 года проведен плановый осмотр и консультация врачом-стоматологом. Рекомендовано: плановое удаление на 02 декабря 2019 года.
20 декабря 2019 года Волошин Д.В. обратился с жалобой на зубную боль, установлен диагноз. Рекомендовано продолжить лечение. Проведено лечение: "данные изъяты"
23 декабря 2019 года Волошину Д.В. выдана справка на руки с зубной формулой и диагнозами.
23 января 2020 года консультирован врачом-стоматологом, поставлен диагноз. Получено письменное согласие на удаление 17 зуба. Проведено лечение: "данные изъяты". Рекомендовано: Кеторолак по 2 таблетки в течение 3 дней.
Данные обстоятельства, как верно указано судом апелляционной инстанции, свидетельствуют о том, что в период содержания Волошина Д.В. в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, медицинская помощь и его лечение осуществлялись ненадлежащим образом и не носили формальный характер.
Из справки ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю следует, что организация отправки почтовой корреспонденции лицами, содержащимися в Учреждении, а также распределение и вручение поступающей в их адрес корреспонденции, осуществлялась порядке, установленном Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 16 августа 2006 года N 264-дсп, в соответствии с которым, не были цензурированы почтовые отправления, в том числе Волошина Д.В, адресованные прокурору, в суд и иные органы государственной власти, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека.
Согласно материалам дела, в период содержания Волошина Д.В. в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю Ставропольским межрайонным прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были проведены проверки соблюдения прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в указанном выше учреждении.
По результатам проведенных проверок, органом прокуратуры начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, в том числе было внесено представление об устранении нарушений законодательства от 12 марта 2019 года N 17-15-2019.
Как видно из указанного представления, в ходе проверки было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", главы XII п.12.1, п.12.2 СП 2.3.6.1079-01, п.п.14, 220 приказа Министерства Юстиции Российской Федерации N 696 от 2 сентября 2016 года "Об утверждении порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", не созданы условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, а именно, помещение раздевалки пищеблока захламлено посторонними предметами, а также в помещениях санпропускника и овощерезки пищеблока учреждения находились посторонние, личные вещи осужденных.
Кроме того, в нарушение пункта 2 Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" камеры в штрафных изоляторах не оборудованы настенными шкафами или закрытыми полками для хранения продуктов, вешалками настенными для верхней одежды.
Представление от 12 марта 2019 года N 17-15-2019 рассмотрено начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, за допущенные нарушения приказом начальника Учреждения объявлен выговор заместителю начальника.
Согласно нормам обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (Приложение 2), камеры ПКТ должны быть оборудованы следующими предметами мебели и хозяйственного обихода: откидная металлическая кровать - 1 на чел.; тумбочка - 1 на 2 чел.; стол для приема пищи - 1 шт.; скамейка по длине стола - 2 шт.; настенный шкаф или закрытая полка для хранения продуктов - 1 ячейка на чел.; бак для питьевой воды с кружкой и тазом - 1 компл.; подставка под бак для воды - 1 шт.; вешалка настенная - 1 шт.; умывальник - 1 шт.
При этом, в камере ШИЗО должны быть установлены откидная металлическая кровать с деревянным покрытием - 1 на чел.; стол для приема пищи - 1; тумба для сидения - 1 на чел.; умывальник (рукомойник) - 1 на камеру.
Таким образом, из указанных норм следует, что в камере ШИЗО, в отличие от помещений ПКТ, не предусмотрено наличие настенного шкафа или закрытой полки для хранения продуктов, бака для питьевой воды с кружкой и тазом, вешалки настенной для верхней одежды.
Как было указано выше, что не оспаривалось сторонами административного дела, в период с 2 октября 2019 года по 2 января 2020 года и с 23 января 2020 года по 26 октября 2020 года, в виду отсутствия мест в помещениях камерного типа (ПКТ), Волошин Д.В. содержался в помещении ШИЗО N N
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что административные ответчики указывали на то, что камера ШИЗО N N перед размещением в ней Волошина Д.В, была переоборудована под помещение ПКТ, с установкой необходимой мебели, оборудования и предметов хозяйственного обихода, однако каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, в материалах дела не представлено.
Также как следует из Справки о поощрениях и взысканиях осужденного Волошина Д.В. и письменных пояснений, представленных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю Волошин Д.В. неоднократно в различные периоды помещался в камеру ШИЗО N 11, при этом, изначально с назначением помещения, - как камера ПКТ, а затем, - как камера ШИЗО и обратно.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении условий содержания Волошина Д.В. в камере ШИЗО N N, в те периоды, когда он должен был содержаться в помещении ПКТ, ввиду несоответствия оборудования данного помещения указанным выше нормативным предписаниям, а также, в связи с имевшимися в определенный период нарушениями требований гигиены и санитарии в помещениях пищеблока Учреждения, питанием из которого, в том числе обеспечивался и административный истец.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения о признании незаконным бездействия ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, выразившегося в предоставлении ненадлежащих условий содержания Волошина Д.В. в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Волошина Д.В. отказано.
С учетом установленных фактов нарушений прав административного истца на надлежащие условия содержания под стражей в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю и рассматривая заявленные требования о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания, суд апелляционной инстанции исходил из принципа разумности и справедливости, правовых позиций Европейского Суда по правам человека, определяя ее размер - 20 000 рублей, верно учел длительность содержания Волошина Д.В. в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, характер и продолжительность перечисленных нарушений условий содержания. Данная сумма является оправданной, компенсация в указанном размере обеспечит эффективность внутригосударственного средства правовой зашиты в соответствий с Федеральным законом N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не приведет к неосновательному обогащению заявителя.
Судом апелляционной инстанции были приведены относительно того, какие конкретно обстоятельства дела повлияли на размер определенной к взысканию компенсации и какие из этих обстоятельств послужили основанием для значительного снижения суммы компенсации по сравнению с заявленной истцом в административном исковом заявлении.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателей жалоб, изложенные в кассационных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационных жалобах, аналогичными позиции подателей жалоб в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 16 августа 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.