Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Мороз К.П, Левченко В.Т, по доверенности Мордовиной Т.А. и директора ООО ИКЦ "Бухгалтерия+" Денисенко Е.С, поступившую в суд первой инстанции 07 июня 2022 года, на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 11 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Мороз К.П, Левченко В.Т, ООО ИКЦ "Бухгалтерия+" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения и действий.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Мороз К.П. и Левченко В.Т. по доверенности Мордовиной Т.А, директора ООО ИКЦ "Бухгалтерия+" - Денисенко Е.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мороз К.П, Левченко В.Т, ООО ИКЦ "Бухгалтерия +" обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения и действий.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 11 октября 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2022 года оставлено без изменения решение Ленинского районного суда города Краснодара от 11 октября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представителя Мороз К.П, Левченко В.Т, по доверенности Мордовиной Т.А. и директора ООО ИКЦ "Бухгалтерия+" Денисенко Е.С. просят отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Мороз К.П. и Левченко В.Т. по доверенности Мордовина Т.А. доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции директор ООО ИКЦ "Бухгалтерия+" - Денисенко Е.С. доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, площадью 437 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства), расположенного по адресу: "адрес" и размещенного на указанном земельном участке основного строения, назначение: нежилое, площадью 518, 6 кв.м, этажность 2, подземная этажность 1, кадастровый условный номер: N
Недвижимо имущество разделено между административными истца в следующих долях: Мороз К.П. принадлежит 13/18 долей; Левченко В.Т. принадлежит 1/6 доля, ООО ИКЦ "Бухгалтерия +" - 1/9 доля.
Административные истцы Мороз К.П, Левченко В.Т, ООО ИКЦ "Бухгалтерия+" обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик указанного земельного участка в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для индивидуального жилищного строительства" на "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3".
К указанному заявлению были приложены следующие документы: доверенности от 06 августа 2020 года, решение участника N 1 от 30 ноября 2005 года, декларация от 01 апреля 2021 года, ИСОГД (электронный вид) от 12 февраля 2021 года.
В ходе правовой экспертизы документов, предоставленных административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, государственным регистратором выявлено, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 ФЗ N 218), в связи с чем, производство регистрационных действий приостановлено.
Учитывая, что в течение срока приостановления, причины препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Федерального закона N 218-ФЗ административными истцами устранены не были, 09 июля 2021 года административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации изменений основных характеристик упомянутого земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
В связи с чем, пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и основных начал гражданского законодательства, в том числе принципа свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, в частности, устанавливает: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт; соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в правоустанавливающем документе, аналогичным сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости; наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица. Законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная (за исключением ипотеки) или простая письменная) как в случае государственной регистрации самой сделки, так и в случае государственной регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. При проверке законности сделки государственный регистратор проверяет, в том числе: право- и дееспособность сторон; наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями; наличие существенных условий сделки; указание в ней на наличие ограничения (обременения) права; соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон; принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лиц, не являющихся собственниками имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником; соблюдение публично-правовых интересов, прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, в установленных законом случаях.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июля 2001 года N132-О государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана удовлетворить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1, части 2 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу требований пункта 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в частности, в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования (пункт 3 части 1, пункт 3 части 2, пункт 3 части 3 статьи 8, пункт 2 части 3 статьи 30 ГрК РФ).
В состав правил землепользования и застройки входят, в том числе градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Согласно пункта 7 статьи 7 решения городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года N 19 пункт 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" градостроительный регламент в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включает: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в пункте 7 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения город Краснодар, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства.
Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года N 19 пункт 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" и в соответствии с представленными сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 12 сентября 2019 года для выбранного административным истцом вида разрешенного использования "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3." установлены предельные минимальные параметры площади земельных участков - 600 кв.м, тогда как площадь заявленного для проведения регистрационных действий земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8 согласно сведениям ЕГРН составляет 437 кв.м.
Исходя из вышеизложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что государственный регистратор верно принял решение об отказе в государственной регистрации изменений основных характеристик указанного земельного участка, поскольку площадь спорного земельного участка меньше предельно минимального размера, установленного для данного вида разрешенного использования.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку в течение срока приостановления причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" административными истцами устранены не были, в связи с чем 09 июля 2021 года административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации изменений основных характеристик земельного участка.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодара от 11 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 18 августа 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.