Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Тулиевой Л.В. по доверенности Кваша С.А, поступившую в суд первой инстанции 29 июня 2022 года, на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 11 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Тулиевой Л.В. к администрации города Симферополя, начальнику отдела по межнациональным отношениям администрации города Симферополя Куртвелиеву А.Р, отделу по межнациональным отношениям администрации города Симферополя о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Тулиевой Л.В. по доверенности Кваша С.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тулиева Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Симферополя, начальнику отдела по межнациональным отношениям администрации города Симферополя Куртвелиеву А.Р, отделу по межнациональным отношениям администрации города Симферополя о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Тулиевой Л.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 11 апреля 2022 года оставлено без изменения решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Тулиевой Л.В. по доверенности Кваша С.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Тулиевой Л.В. по доверенности Кваша С.А. доводы кассационной жалобы поддержал и настаивал на отмене обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно стати 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом N131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно статьи 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Республика Крым принята в состав Российской Федерации с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
В силу преамбулы данного Закона, им предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии со статьей 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий:
1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам;
2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года;
3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства;
4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;
5) на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым. Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду.
Приобретение земельного участка в соответствии с настоящей статьей в собственность за плату или в аренду должно быть осуществлено в течение шести месяцев со дня подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. По истечении указанного срока земельный участок, занятый самовольной постройкой, подлежит освобождению в порядке, указанном в части 5 настоящей статьи.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Лица, создавшие самовольные постройки, обязаны подать до 1 января 2020 года заявление о предоставлении земельных участков в соответствии с требованиями настоящей статьи либо своими силами или за счет своих средств обеспечить снос самовольных построек.
После 1 января 2020 года при отсутствии заявления лиц, создавших самовольные постройки, или в случае отказа в предоставлении земельного участка, занятого самовольной постройкой, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, освобождение земельного участка осуществляется органами местного самоуправления за счет лиц, которые самовольно возвели объект капитального строительства или иную самовольную постройку. Органы местного самоуправления также вправе обратиться в суд с иском о понуждении к сносу самовольной постройки в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то орган местного самоуправления осуществляет освобождение земельного участка за свой счет.
Государственная регистрация права собственности на жилой дом или жилое строение, признанные таковыми на основании заключения органа местного самоуправления, осуществляется до 1 января 2023 года на основании документов, подтверждающих право собственности или право аренды на земельный участок, занимаемый соответствующим объектом недвижимости.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок N252 от 12 мая 2015 года).
В соответствии с пунктами 1, 2 Порядка N252 от 12 мая 2015 года определяется процедура предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до 18 марта 2014 года (далее - самовольные постройки), и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства.
Предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).
Пунктом 3 Порядка N252 от 12 мая 2015 года предусмотрено, что гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 252 от 12 мая 2015 года в заявлении указывается номер самовольной постройки, указанный в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно со Службой государственного строительного надзора Республики Крым, или сведения об учете самовольной постройки уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района в установленном порядке и размещенных на информационных стендах уполномоченных органов.
Согласно пунктам 13, 14 Порядка N252 от 12 мая 2015 года предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения. Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 15 Порядка N252 от 12 мая 2015 года заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий, указанных в данном пункте.
Как следует из материалов дела, 30 сентября 2021 года Тулиева Л.В. в лице своего представителя по доверенности Кваша С.А. обратилась в администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением, в котором в целях завершения оформления прав на самовольно возведенную постройку, возведенную до 18 марта 2014 года, в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым N 252 от 12 мая 2021 года, просила предоставить информацию о присвоении номера самовольной постройки из списка инвентаризации объектов капительного строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, в отношении объекта самовольной постройки, расположенного по адресу: "адрес"
Согласно ответа начальника отдела по Межнациональным отношениям администрации города Симферополя Республики Крым Куртвелиева А.Р. от 18 октября 2021 года N К-951/09-11, данного по результатам рассмотрения заявления Тулиевой Л.В, в соответствии с Постановлением "Об утверждении Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства", администрация города Симферополя Республики Крым осуществляла сбор сведений для учета самовольной постройки в установленном порядке в пределах самовольно занятых земельных участков на территории муниципального образования городской округ Симферополь. Вместе с тем, в отношении самовольной постройки по адресу: "адрес", сведения, а также заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства в период с 2015 года по 31 декабря 2019 года в администрацию города Симферополя Республики Крым не поступало.
Согласно Поручению Главы Республики Крым от 21 сентября 2016 года N 01-62/273, с целью обеспечения реализации прав граждан, проживающих в Республике Крым, на предоставление в собственность или аренду земельных участков с расположенными на них самовольными постройками для дальнейшего признания их жилыми домами в порядке, установленном постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 главам администраций городских округов, городских и сельских поселений Республики Крым поручено: создать рабочие группы для проведения анализа информации о самовольно возведенных постройках и занимаемых ими земельных участках срок до 23 сентября 2016 года; организовать и провести сбор информации с самовольно возведенных постройках и занимаемых ими земельных участках; представить в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым информацию о наличии самовольно возведенных постройках и занимаемых ими земельных участках согласно прилагаемой форме с фотографиями самовольных построек и графическими материалами с условным нанесением местоположения земельного участка на местности (в произвольной форме с использованием общедоступных картографических материалов), на которых располагается самовольно возведенные постройки, и схематические изображения местоположения самовольных построек срок до 24 октября 2016 года.
В соответствии с указанным поручением администрацией города Симферополя Республики Крым создана рабочая группа для проведения анализа информации о самовольно возведенных постройках и занимаемых ими земельных участках с целью дальнейшего узаконивания.
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте администрации города Симферополя Республики Крым 07 ноября 2017 года, во исполнение поручения главы Республики Крым N 1/01-32/6610, с целью обеспечения реализации прав граждан, проживающих в Республике Крым, на предоставление в собственность или в аренду земельных участков с расположенными на них самовольными постройками для дальнейшего признания их жилыми домами, а порядке установленными постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252, администрация города Симферополя Республики Крым организовывает и проводит сбор информации о самовольно возведенных объектах и занимаемых ими земельных участках. Вся полученная информация о самовольно возведенных постройках и занимаемых ими земельных участках будет передана в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым; гражданам, имеющим самовольно возведенные постройки (до 01 января 2018 года) следует предоставить информацию по данным объектам в отдел по межведомственным отношениям администрации города Симферополя Республики Крым.
Согласно материалам дела, администрация города Симферополя Республики Крым представила информацию о том, что в отношении самовольной постройки по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Хайри Эмир-Заде, д. 42, сведения, а также заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства в период с 2015 года по 31 декабря 2019 года в администрацию города Симферополя Республики Крым не поступали.
Как следует из ответа министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 01 декабря 2021 года N 19655/01-82/1 в ходе анализа и сбора информации установлено, что при проверке информации в части ранее осуществленных внеплановых, выездных проверках, по заданным параметрам поиска (объект, расположенный по адресу: "адрес"), сведения о запрашиваемых проверочных мероприятиях в Министерстве отсутствуют.
Также, из ответа филиала ГУП РК "Крым БТИ" следует, что в архиве филиала инвентаризационное дело на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: "адрес", не имеется.
В силу закона к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Вместе с тем, обязанность по включению в список инвентаризации объектов капитального строительства, возведенных самовольно до 18 марта 2014 года на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на администрацию города Симферополя Республики Крым не возложена, в свою очередь, администрация города Симферополя Республики Крым, в пределах предоставленных ей полномочий, организовывает и проводит сбор информации о самовольно возведенных объектах и занимаемых ими земельных участках, на основании сведений, предоставленными гражданами, имеющими такие постройки.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Тулиевой Л.В, поскольку административный истец не обращался в администрацию города Симферополя с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства в период установленный законом: с 2015 года по 31 декабря 2019 года, кроме того, материалы дела не содержат доказательства, подтверждающие предоставление административным истцом информации относительно самовольно возведенной постройки (до 01 января 2018 года) в отдел по межведомственным отношениям администрации города Симферополя, кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение внеплановых, выездных проверок в отношении объекта, расположенного по адресу: "адрес"
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 11 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 31 августа 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.