Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видео-конференцсвязи гражданское дело по иску Куттыгазиева З.Р. к комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветеранов боевых действий, Федеральному казенному учреждению Объединенное стратегическое командование Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче удостоверения участника боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения Объединенное стратегическое командование Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации и комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветеранов боевых действий в лице представителя Лыкова А.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения Куттыгазиева З. Р, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Куттыгазиев З.Р. обратился в суд с иском к комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветеранов боевых действий (далее - Комиссия), федеральному казенному учреждению Объеденное стратегическое командование Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФКУ ОСК ЮВО МО РФ) о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче удостоверения участника боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение.
В обоснование заявленных исковых требований истцом указано, что 22 августа 2019 года он обратился в комиссию с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку с 16 июня 2008 года по 24 июня 2010 года проходил военную службу по контракту в войсковой части N Северо-Кавказского военного округа, и согласно командировочному удостоверению N от 9 августа 2008г. был направлен в войсковую часть N в пос. Гумария-Сухум, где выполнял задачи в составе Коллективных сил по поддержанию мир зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта по обеспечения безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии. Решением комиссии, оформленным протоколом заседания комиссии N от 26 августа 2019 года, ему было отказано в выдаче удостоверения участника боевых действий, поскольку предоставленные им документы не соответствуют требованиям абз.4 п.14 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в МО РФ (приложение к приказу МО РФ от 29.09.2017г. N).
Полагая указанное решение комиссии незаконным, просил суд признать незаконным и отменить решение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверения ветерана боевых действий от 26 августа 2019 года, возложить на комиссию Южного военного округа рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий выдать ему удостоверение "Ветерана боевых действий" с августа 2019 года.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 января 2022 года, решение суда первой инстанции отменено, по делу постановлено новое решение, которым исковые требования удовлетворены. Решение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветеранов боевых действий от 26 августа 2019 года об отказе в выдаче удостоверения участника боевых действий Куттыгазиеву З.Р. признано незаконным.
На комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Федерального казенного учреждения Объединенное стратегическое командование Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность выдать Куттыгазиеву З.Р. удостоверение ветерана боевых действий.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и оставлении без изменения решения суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы указано, что судом апелляционной инстанции неправомерно оставлено без внимания, что истцом не представлено ни одного документа, подтверждающего фактическое участие его в боевых действиях, представленные суду документы не содержат формулировки, предусмотренной разделом III Федерального закона N5-ФЗ "О ветеранах": "Выполнение задач по обеспечение безопасности и защите граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республика Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав Куттыгазиева З.Р, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно послужному списку, Куттыгазиев З.Р. проходил военную службу по контракту в период с 30 июля 2007 года по 22 декабря 2008 года в войсковой части N, войсковой части N Северо-Кавказский военный округ.
Из архивной справки от 01 июля 2021 года N, выданной Филиалом Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, а также из выписок из приказов начальника объединенного штаба по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта N от 11 августа 2008 года и N от 09 сентября 2008 года следует, что Куттыгазиев З.Р. 10 августа 2008 года направлен в служебную командировку Республика Абхазия сроком на 30 суток, для выполнения работ по штатному предназначению. Убыл из зоны грузино-абхазского конфликта 09 сентября 2008 года.
22 августа 2019 года Куттыгазиев З.Р. обратился в комиссию с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии N от 26 августа 2019 года, Куттыгазиеву З.Р. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с несоответствием представленных документов установленным требованиям, поскольку войсковая часть N в перечне воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и других групп, привлекаемых для выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года не значится.
Согласно сообщению начальника организационно-мобилизационного управления штаба Южного военного округа от 5 июля 2021 года N, личный состав войсковой части N в перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекавшихся к выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии, не значится.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации", пришел к выводу, что истцом не представлено надлежащих и достоверных доказательств, подтверждающих факт его участия в боевых действиях на территории Южной Осетии и Абхазии в указанный им период, в связи с чем, отсутствуют основания для выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий.
Дополнительно судом первой инстанции было указано, что истец не лишен права обратиться в суд с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях в порядке особого производства, предусмотренном главой 28 "Установление фактов, имеющих юридическое значение" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами районного суда, признав их не соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права, отменил решение суда первой инстанции.
Дав самостоятельную оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд апелляционной инстанции, установив, что содержащиеся в материалах дела доказательства, а именно надлежащим образом заверенная копия военного билета N АК N с записью начальника штаба в/ч N в разделе "12. Участие в боевых действиях на территории других государств... " об участии в проведении миротворческих операций в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта в период с 10 августа 2008 года по 09 сентября 2008 года; копия послужного списка с записью в разделе "11.
Участие в войнах и других боевых действиях... " о привлечении к участию в проведении миротворческих операций в зоне вооруженного Грузино-Абхазкого конфликта с выплатой суточных в рублях по курсу ЦБ РФ иностранной валюты в размере 54 доллара США за каждые сутки, и зачислением в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц военной службы в составе КСПМ в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта за 3 месяца с 10 августа 2008 года по 09 сентября 2008 года; выписка из приказа командира войсковой части N N от 15 декабря 2008 года, выданная на основании приказов начальника Объединенного штаба группы по поддерживанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта в ВГ Сухуми от 11 августа 2008 года N, от 09 сентября 2008 года N, приказов командира в/ч N от 09 августа 2008 года N, от 13 сентября 2008 года N, командировочного удостоверения N от 09 сентября 2008 года; выписка из приказа начальника Объединенного штаба группы по поддерживанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта от 11 августа 2008 года N, от 09 сентября 2008 года N; копия командировочного удостоверения N от 09 сентября 2008 года, согласно которому истец был командирован в в/ч N пос.Гумария - Сухум на срок 30 дней с 09 августа по 07 сентября 2008 года для работы в составе ОГ в/ч N, справка начальника Объединенного штаба группы по поддерживанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта N от сентября 2008 года, а также архивные справки, представленные Филиалом Центрального архива Минобороны N от 01 июня 2021 года и ФКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" N от 07 июля 2021 года, подтверждают факт того, что Куттыгазиев З.Р. в период с 10 августа 2008 года по 09 сентября 2008 года в должности старшего сапера роты минирования, выполнял задачи в составе Коллективных Сил миротворческой операции по поддержанию мира в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта и принимал участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на
территории Южной Осетии и Абхазии.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, что и суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем признал незаконным решение Комиссии от 26 августа 2019 года об отказе в выдаче удостоверения участника боевых действий Куттыгазиеву З.Р, возложив на комиссию обязанность выдать Куттыгазиеву З.Р. удостоверение ветерана боевых действий.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение принято с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
При этом законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд требований, при соблюдении которых гражданин может приобрести статус ветерана боевых действий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Как следует из раздела III Приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам отнесены, в том числе лица, выполнявшие задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 08 по 22 августа 2008 года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595, вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 6 декабря 2018 года N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона N 5-ФЗ, и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") и наличие документов, подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).
В соответствии с разделом III указанного перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесено выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года.
Периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в боевых действиях (выполнении задач) устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; Определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О и др.).
Таким образом, законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения следующих условий: фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.
Порядок выдачи гражданам удостоверений ветерана боевых действий урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", а также изданными во исполнение данного Постановления ведомственными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной Инструкции основанием для выдачи удостоверений является документально подтвержденный факт выполнения лицами, указанными в пункте 1 настоящей Инструкции, задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций, а также факт выполнения ими правительственных боевых заданий.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи удостоверения, рассматриваются приказы (выписки из приказов), записи в военных билетах (для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву), архивные справки (справки), записи в послужных списках личных дел, записи в трудовых книжках, командировочные удостоверения, а при необходимости - документы о полученном ранении (контузии, увечье) и наградные документы, иные документы.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что представленные в материалы дела доказательства объективно подтверждают факт выполнения Куттыгазиевым З.Р. боевой задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Южная Осетия и Абхазии, в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта в период, указанный в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, то есть с 8 по 22 августа 2008 года.
Между тем, судом апелляционной инстанции при принятии решения не были учтены приведенные выше нормативные положения, а также не принято во внимание, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт нахождения истца на территории другого государства в период проведения там боевых действий и выполнение им соответствующих задач при несении военной службы, однако не свидетельствуют о непосредственном участии истца в боевых действиях, выполнении им боевых задач на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта в юридически значимый период.
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения комиссии об отказе в выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий от 26 августа 2019 года и о возложении на комиссию обязанности, выдать удостоверение ветерана боевых действий, нельзя признать правомерным.
При этом судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к обоснованному выводу, что факт нахождения истца в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта с 8 по 22 августа 2008 года, не свидетельствует о его участии как в боевых действиях, так и в действиях по выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Южная Осетия и Абхазии.
В связи с изложенным, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных подпунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права к отношениям сторон, на основании чего пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 января 2022 года отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02 сентября 2021 года.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.