Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей: Жогина О.В, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о взыскании недополученной социальной выплаты по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о взыскании недополученной социальной выплаты в размере "данные изъяты" руб.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 21 января 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 декабря 2021 года решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 21 января 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 отклонена.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым обязать Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края произвести ФИО1 дополнительную социальную выплату в размере "данные изъяты" руб, согласно расчету норматива стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения по Российской Федерации в Краснодарском крае в 2019 году - "данные изъяты" руб, в связи с тем, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что по вине ответчика ущемлены социальные права истца.
В судебное заседание суд кассационной инстанции явились истец ФИО1, представитель ответчика по доверенности ФИО7
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО1, поддержавшей жалобу, представителя ответчика по доверенности ФИО7, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1 включена под N в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, получателей государственных жилищных сертификатов в 2019 году, утвержденный Министерством топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 в категории "Инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства" (далее по тексту - Правила).
26 апреля 2019 года на имя главы администрации муниципального образования Тимашевский район ФИО1 подано заявление о выдаче государственного жилищного сертификата. В качестве членов семьи указаны: муж - ФИО8, сын - ФИО9, невестка - ФИО10, внучка - ФИО11
В разделе "Сведения о наличии жилых помещений, занимаемых заявителем и членами семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности" указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом по "адрес". Иного имущества, принадлежащего заявителю и (или) членам его семьи, не указано.
Согласно информации Комсомольского-на-Амуре филиала Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости" (КГБУ "Хабкрайкадастр") от 7 февраля 2019 года, в реестр регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Ульчского района Хабаровского края, внесена запись о зарегистрированном праве собственности за ФИО8 на домовладение по "адрес" на основании договора купли-продажи от 3 июня 1997 года, реестровый номер регистрации права N.
Данная информация подтверждена сведениями из похозяйственней книги администрации сельского поселения "Село Богородское" Ульчского муниципального района Хабаровского края, направленными 25 апреля 2019 года в адрес министерства.
Сведения об отчуждении ФИО8 вышеуказанного жилого дома в реестровых книгах, переданных на хранение в КГБУ "Хабкрайкадастр", отсутствуют. Документы, подтверждающие отчуждение данного жилого помещения ФИО8 в Министерство не предоставлены. Согласно выписке из ЕГРН от 19 апреля 2019 года, право собственности за иным гражданином на данное домовладение не зарегистрировано.
В связи с представлением ФИО1 в заявлении от 26 апреля 2019 года о выдаче государственного жилищного сертификата недостоверных сведений об отсутствии в собственности ее супруга ФИО8 домовладения по упомянутому адресу, приказом министерства от 14 мая 2019 года N "Об оформлении (отказе в оформлении) государственных жилищных сертификатов в 2019 году" ФИО1 отказано в обеспечении государственным жилищным сертификатом.
3 июня 2019 года ФИО1 повторно обратилась с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, в котором указала как принадлежащие на праве собственности заявителю и членам его семьи следующие жилые помещения: жилой дом, расположенный по "адрес", общей площадью 32, 5 м2; жилой дом, расположенный по "адрес", общей площадью 13, 8 м2.
Обязательства о безвозмездном отчуждении находящихся в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в государственную (муниципальную) собственность, предусмотренные пунктом 44 Правил, ФИО1, не представлены.
Сформированное учетное дело передано на проверку в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (исх. от 4 июня 2019 года N).
Согласно справке УПФР в Тимашевском районе Краснодарского края от 5 февраля 2019 года, стаж работы ФИО1 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 22 года 4 мес. 6 дней - норматив предоставления жилищной субсидии 85%.
17 июня 2019 года ФИО1 оформлен государственный жилищный сертификат N на сумму "данные изъяты" руб. на состав семьи из 5 человек с учетом вычета общей площади находящихся в собственности жилых помещений, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составил 43, 7 м2.
27 июня 2019 года администрацией муниципального образования Тимашевский район государственный жилищный сертификат был вручен ФИО1, своей подписью она подтвердила достоверность сведений, содержащихся в сертификате и факт его получения, который она реализовала в полном объеме, приобретя 21 ноября 2019 года жилое помещение в г. Краснодаре общей площадью 101, 60 м2.
Согласно решению Ульчкого районного суда Хабаровского края суда от 20 августа 2019 года признано отсутствующим право собственности ФИО8 на домовладение, расположенное по "адрес".
Решение суда вступило в законную силу 21 сентября 2019 года, то есть после получения ФИО1 государственного жилищного сертификата.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", пришел к обоснованному выводу о том, что на момент выдачи сертификата жилое помещение, расположенное по "адрес", числилось за ФИО8, никаких документов, опровергающих данный факт, ФИО1 в уполномоченный орган не предоставляла, о замене выданного сертификата с учетом обстоятельств, на которые она сослалась, не просила.
Судом первой инстанции верно отмечено, что при получении сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы ФИО1 была согласна с размером выделенной жилищной субсидии, и только после его реализации заявила о своем несогласии с ее размером, при этом механизм выпуска и реализации сертификатов, утвержденный Правилами, исключает получение средств социальной выплаты в ином порядке, а предоставление средств федерального бюджета на оплату недоплаченной суммы исключается, так как это противоречит условиям ведомственной целевой программы, Правилам и бюджетному законодательству.
Поскольку в силу приведенных норм, социальная выплата носит исключительно целевой характер и может быть направлена только на оплату договора купли-продажи жилого помещения в порядке, установленном Правилами, приобретение ФИО1 жилого помещения с использованием средств социальной выплаты, свидетельствует о том, что государственные обязательства по обеспечению ФИО1 жильем выполнены, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права при их соответствии установленным обстоятельствам дела и обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты установлен в следующем размере: 33 м2 - для одиноко проживающего гражданина; 42 м2 - на семью из 2 человек; по 18 м2 на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В силу пункта 16.2 Правил, в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
В соответствии с пунктом 44.1. Правил, в случае выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику основного мероприятия не вручается.
Согласно статье 8 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", уполномоченным органом Краснодарского края в области предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан указанной отдельной категории является министерство топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
Уполномоченный орган Краснодарского края при предоставлении гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по обеспечению жильем обязан осуществлять проверку правомерности принятия таких граждан на учет по соответствующей отдельной категории и нахождения их на учете.
Как следует из норм, указанных в пункте 46 Правил при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.
Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 настоящих Правил.
Расчет размера социальной выплаты при выдаче нового сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи).
О данных требованиях ФИО12 была уведомлена лично, что следует из заявления на имя главы МО Тимашевский район, между тем, предоставленным правом на замену выданного сертификата, при наличии вступившего в законную силу судебного акта, не воспользовалась, при этом реализовала свое право на обеспечение жилым помещением с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, между тем, в соответствии с пунктом 11 Правил, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз, при этом в случае несогласия с размером выделенной субсидии гражданин должен либо отказаться от сертификата, либо обратиться в орган его выдавший с заявлением о его замене с указанием обстоятельств, влияющих на его замену, но до момента его реализации.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой судов установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебных постановлений.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами приняты во внимание и учтены все юридические значимые обстоятельства по делу, доказательства, представленные сторонами, оценены в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы жалобы являются аналогичными, заявленным в исковом заявлении, апелляционной жалобе, уже были предметом рассмотрения судов нижестоящих, им дана надлежащая оценка, поэтому к ним судебная коллегия относится критически.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.