Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании решения незаконным, о включении периодов работы в специальный стаж, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 24 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (далее - ОПФР по г. Севастополю) о признании решения незаконным, о включении периодов работы в специальный стаж, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указано, что истец работал на работах с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 на должностях моториста, котельного машиниста, механика, в плавсоставе морского, речного флота, флота рыбной промышленности на судах, не являющиеся портовыми, постоянно работающими в акватории порта, и в общей сложности проработал более 12 лет 7 месяцев 17 дней. Общий страховой стаж истца составляет более 28 лет 4 месяцев, что дает ему право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления истцу отказано. При этом, ответчик незаконно не включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости часть периодов работы в плавсоставе и по Списку N2 и на этом основании незаконно утверждает, что у истца отсутствует минимально необходимая продолжительность специального страхового стажа (не менее 12 лет 6 месяцев). Общий стаж работы истца составляет 28 лет 4 месяца 15 дней при требуемых для назначения досрочной пенсии по старости 25 лет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным отказ ответчика в установлении досрочной страховой пенсии, включить спорные периоды работы в специальный стаж и возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 октября 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 24 января 2022 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОПФР по г. Севастополю - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ОПФР по г. Севастополю просит судебные акты отменить, принять новое решение которым в удовлетворении исковых требований истца отказать. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, при этом, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В кассационной жалобе представителя ответчика содержится просьба о рассмотрении жалобы без его участия. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Закон N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу пункта 9 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
По смыслу указанной правовой нормы страховая пенсия по старости назначается досрочно плавсоставу тех судов, которые выполняют работы согласно их предназначению, за пределами акватории порта, то есть в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических условиях.
Вопрос о том, какие суда относятся к судам, работа на которых дает плавсоставу право на досрочное пенсионное обеспечение в каждом конкретном случае решается на основании справки, выдаваемой судовладельцем.
Указанный вид досрочного пенсионного обеспечения возможен при подтверждении следующих обстоятельств: зачислении заявителя в плавсостав судна; выполнения работы на судах морского, речного флота и флота водной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения); наличия специального стажа работы с учетом предыдущих обстоятельств не менее 12 лет 6 месяцев и страхового стажа не менее 25 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с разделом XXX "Транспорт", подраздела 2 "Морской флот" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956г. N 1173, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеет "Плавсостав флота (за исключением судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения), выполняющий определенный характер работы (специальность), в который входят мотористы, электрики, и электромеханики.
В соответствии с подразделом 3 "Морской и речной флот" раздела ХХУШ "Транспорт" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N10 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют: - электромеханики и их помощники, электромеханики старшие, мотористы всех наименований, занятые в машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения); - мотористы всех наименований, занятые в машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебноразъездных, пригородных и внутригородского сообщения).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно ч.1 ст. 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст. 14 Закона N 400-ФЗ).
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него взносов в бюджет, по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов, по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета возложено на страхователя (п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, а также в связи с отсутствием необходимой продолжительности общего страхового стажа.
Согласно записям в трудовой книжке истца, ДД.ММ.ГГГГ он принят в ООО "Севрыбфлот" на должность 2-го механика, что также подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ N. ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по собственному желанию.
Из архивной справки ММБУ "УОДОМС города Мурманска" N N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы, помимо указанного в справке также содержатся сведения о типе судна "Глебово" и занимаемой ФИО1 должности.
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО "Стрелец", в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Обжалуемым решением пенсионного фонда весь период работы в ООО "Севрыбфлот" не учтен в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, а именно:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в льготный стаж плавсостава 2 месяца;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в льготный стаж плавсостава 9 месяцев;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в льготный стаж плавсостава 1 месяц 1 день.
Также в решении указано, что ООО "Севрыбфлот" на запрос территориального пенсионного органа не откорректировало периоды работы истца ФИО1, поскольку указанное общество снято с учёта ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности 2-го механика судна МЯ-0007 "Глебово" подлежат включению в стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, поскольку документально подтверждено, что должность, которую занимал истец в спорные периоды, относится к плавсоставу, а судно, на котором он работал, не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Также суд посчитал незаконным исключение из общего страхового стажа истца периода работы в должности мастера по ремонту топливной аппаратуры у ИП ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который подтверждается как сведениями, указанными в трудовой книжке, так и показаниями свидетелей, допрошенных в ходе рассмотрения дела.
С учетом включения спорных периодов в специальный и общий страховой стаж истца и сложения с периодами, учтенными ответчиком, специальный стаж истца составил более требуемых 12 лет 6 месяцев, общий более 25 лет, в связи с чем суд пришел к выводу, что у истца на момент обращения к ответчику имелся общий и специальный стаж необходимой продолжительности, в связи с чем ему должна быть назначена пенсия с момента обращения за ней, то есть с 7 сентября 200 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
С указанными выводами суда соглашается и судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами отношения, на установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, получивших надлежащую оценку.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения периода работы истца в должности мастера по ремонту топливной аппаратуры у ИП ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий страховой стаж, по сути, сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии являться не могут.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 24 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.