Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей: Жогина О.В, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению комитета здравоохранения Волгоградской области к ФИО1 о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, неустойки, по встречному исковому заявлению ФИО1 к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" о признании договора недействительным по кассационной жалобе представителя комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО6 на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя истца по доверенности ФИО6, судебная коллегия
установила:
комитет здравоохранения Волгоградской области обратился в суд с иском к ФИО1, в котором просил взыскать в свою пользу с ответчика часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду, в размере "данные изъяты" руб, неустойку за просрочку исполнения обязательств за период с 16 октября 2020 года по 12 ноября 2020 года в размере "данные изъяты" руб, а также неустойку за просрочку исполнения обязательств с 13 ноября 2020 года по день исполнения решения суда.
ФИО1 обратился в суд со встречными исковыми требованиями к комитету здравоохранения Волгоградской области о признании договора N от 17 июня 2019 года недействительным.
Решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2021 года исковые требования комитета здравоохранения Волгоградской области к ФИО1 о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, неустойки оставлены без удовлетворения.
Встречные исковые требования ФИО1 к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" о признании договора недействительным удовлетворены.
Договор N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику (врачу, фельдшеру) в возрасте до 50 лет, являющемуся гражданином Российской Федерации, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек Волгоградской области от 17 июня 2019 года, заключенный между ФИО1, комитетом здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" признан недействительным.
Применены последствия недействительности сделки (договора N от 17 июня 2019 года о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику) путем взыскания с ФИО1 в пользу комитета здравоохранения Волгоградской области единовременной компенсационной выплаты в размере "данные изъяты" руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 сентября 2021 года решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО6 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым применить последствия недействительности сделки (договор N от 17 июня 2019 года о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику) путем взыскания с ФИО1 в пользу комитета здравоохранения Волгоградской области единовременную компенсационную выплату в полном объеме в размере "данные изъяты" руб, в связи с тем, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что применяя последствия недействительности сделки и возвращая стороны в первоначальное положение, суд должен был взыскать с ответчика полную сумму по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в размере "данные изъяты" руб.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО6
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя истца по доверенности ФИО6 обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что 17 июня 2019 года между ФИО1, комитетом здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" был заключен договор N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты ФИО1 в размере "данные изъяты" руб.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.3 договора N ФИО1 принял на себя обязательства исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет, а в случае прекращения трудового договора возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, исчисляемого с даты заключения договора N от 17 июня 2016 года о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, ФИО1
В соответствии с пунктом 4.2 договора N от 17 июня 2019 г. в случае нарушения срока исполнения медицинским работником обязательства, предусмотренного подпунктами 2.1.3 и 2.1.4 настоящего договора, Комитет вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим договором, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки составляет 1 процент от суммы неисполненного обязательства.
На основании приказа ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" от 7 октября 2020 года N-лс ФИО1 был уволен по основаниям подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены), то есть не исполнил принятое на себя обязательство по отработке согласованного пятилетнего срока по основному месту работы, что послужило основанием для обращения комитета здравоохранения Волгоградской области в суд с исковым заявлением о возвращении части компенсационной выплаты пропорционально отработанному времени.
ФИО1, не согласившись с заявленными исковыми требованиями, обратился в суд к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" о признании договора недействительным с встречным исковым заявлением об оспаривании договора N от 17 июня 2019 года о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование исковых требований указал, что договор заключен с ним в то время, когда он не понимал значения своих действий и не мог руководить ими.
С целью установления обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции назначена судебная психолого-психиатрическая экспертиза, проведение которой поручено ГБУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N".
Из заключения судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов) от 23 апреля 2021 года N ГБУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N" следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент заключения договора N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты страдал хроническим психическим заболеванием (расстройством) в форме "данные изъяты". Как страдающий хроническим психическим расстройством с учетом непрерывного течения заболевания, с наличием нарастающего дефекта личности смешанного типа и формальности критики в оценке своего состояния, ФИО1 на момент заключения договора N от 17 июня 2019 года, не мог понимать (правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства в трактовке вопроса в определении суда) значение своих действий и руководить ими.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требованиях и удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 1, 8, 166, 171, 177, 309, 310, 330, 331, 421, 1102, 1103, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Постановлением Администрации Волгоградской области от 1 марта 2018 года N-п "Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), шляющимся гражданами Российской Федерации, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек Волгоградской области", пришел к обоснованному выводу о том, что, заключая оспариваемый договор, ФИО1, хотя и являлся дееспособным, но находился в момент его заключения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий и руководить ими, таким образом, договор N от 17 июня 2019 года о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере "данные изъяты" руб, заключенный между ФИО1, комитетом здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" является недействительным на основании пункта 2 статьи 177 Гражданского кодекса Российский Федерации.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права при их соответствии установленным обстоятельствам дела и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
В соответствии с частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих, в том числе установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
На основании статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ постановлением администрации Волгоградской области от 1 марта 2018 года N 100-п утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка финансирование единовременных компенсационных выплат осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.
Согласно пункту 4 Порядка предоставление медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты осуществляется Комитетом на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, заключенного между медицинским работником, соответствующим требованиям п. 1 настоящего Порядка, медицинской организацией и Комитетом по утвержденной Комитетом форме, по которому медицинский работник принимает обязательства:
исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения Договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления Договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст. 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
возвратить в доход областного бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5 - 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случаях перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;
возвратить в доход областного бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия Договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как указано в пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 177 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Если сделка признана недействительной на основании настоящей статьи, соответственно применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 177 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой судов установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебных постановлений.
Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом последствий недействительности сделки и необходимости взыскания с ответчика полной суммы по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в размере "данные изъяты" рублей, является необоснованным, поскольку ФИО1 частично исполнил условия договора и отработал в должности врача-терапевта ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" в течение 1 года и 5 месяцев (с 29 апреля 2019 года по 7 октября 2020 года).
Как верно указали суды нижестоящих инстанций, взыскание с ФИО1 денежных средств в большем размере, привело бы к возникновению на стороне комитета здравоохранения Волгоградской области неосновательного обогащения.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.