Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Ивановой Е.В, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Фомину Андрею Юрьевичу о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок и истребовании земельного участка из незаконного владения, по кассационной жалобе представителя Фомина А.Ю. - Нургалиева А.С. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 06 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 02 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Фомину А.Ю. о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок и истребовании земельного участка из незаконного владения.
Заявленные требования мотивированы тем, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 6 апреля 2010 года N 1030-р Фомину А.Ю. передан в собственность земельный участок площадью 0, 1000 га, расположенный по адресу: "адрес" для индивидуального дачного строительства. 30 апреля 2010 года Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе выдан государственный акт на право собственности на земельный участок. Однако, на момент принятия Севастопольской городской государственной администрацией распоряжения от 6 апреля 2010 года N 1030-р, земля, занятая военным городком N 474 находилась в ограниченном обороте в силу специального статуса, обусловленного нормами международных соглашений, и распоряжение этим имуществом могло осуществляться в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины, заключенными по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 6 сентября 2021 года исковое заявление удовлетворено.
Признан недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯИ N 076300, выданный 30 апреля 2010 года на имя Фомина А.Ю, площадью 0, 1000 га, расположенный в "адрес" (ране учетный кадастровый N).
Истребован в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения Фомина А.Ю. земельный участок с кадастровым номером N, площадью 0, 1000 га, расположенный в "адрес".
Взысканы с Фомина А.Ю. в доход бюджета судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату судебной экспертизы в размере 52 500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 02 декабря 2021 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Фомина А.Ю. - Нургалиев А.С, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, распоряжением Правительства Севастополя N 195-РП от 20 марта 2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок N 474 (N "224" в прилагаемом перечне).
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации, в лице ФГКУ "Крымское ТУПО" Минобороны России, подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и военный городок N224, общей площадью 11, 1063 га. При этом в акте имеется ссылка на производство кадастровых работ по уточнению фактической площади земельного участка.
Пунктом 3 распоряжения Правительства Севастополя N 195-РП от 20 марта 2015 года ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
До передачи в федеральную собственность военный городок N 474 использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии со статей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N 2 и N 3 и картах N 1 и N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе.
В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении N 2.
Согласно Приложению N 2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находился военный городок N31.
Постановлением Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 года N483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины до 28 мая 1997 года; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Как усматривается из акта осмотра земельного участка военного городка N 474, проведенного 1 марта 2021 года, земельный участок с кадастровым номером: N, по адресу: "адрес", налагается на земельный участок, занятый воинским формированием.
Согласно материалам дела, Фомину А.Ю. на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 6 апреля 2010 года N 1030-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 2, 1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной дачной) Общественной организации "Дачное товарищество "Планета плюс" и о передаче в собственность членам данной организации земельных участков, расположенных по "адрес" в "адрес"" передан в собственность земельный участок, общей площадью 1.000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для индивидуального дачного строительства, кадастровый N (ранее присвоенный кадастровый N) в порядке статей 116, 118 Земельного кодекса Украины, предусматривающих получение земельных участков в собственность гражданами Украины в порядке бесплатной приватизации.
На основании указанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ответчику Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе 30 апреля 2010 года выдан правоустанавливающий документ - государственный акт на земельный участок серии ЯИ N 076300.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактически Севастопольской городской государственной администрацией принято решение относительно части земельного участка, находящегося в пользовании Черноморского флота Российской Федерации по Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии со статьей 6 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, воинские формирования осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Украины уважают статус воинских формирований, принимают необходимые и согласованные с их командованием меры, обеспечивающие безопасность личного состава, защиту прав собственности и сохранность имущества воинских формирований, и не вмешиваются в их внутреннюю жизнь.
Распоряжением Кабинета Министров Украины N 555-р от 21 декабря 2005 года "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР" принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
3 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины N246 утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины.
Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка по результатам инвентаризации земельных участков составляются согласованные с Российской стороной планы земельных участков, которые передаются Государственному агентству земельных ресурсов.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено создание совместных рабочих групп в составе представителей Украинской и Российской сторон. Форма актов инвентаризации объектов, очередность и сроки проведения работ согласовываются представителями сторон и утверждаются председателем комиссии. По результатам инвентаризации составляются акты, которые подписываются членами совместных рабочих групп и передаются в региональное отделение Фонда госимущества в АРК и г. Севастополя для обобщения.
Пунктом 9 распоряжения N 555-р от 21 декабря 2005 года Фонду госимущества Украины поручено заключить от имени Правительства Украины договоры аренды государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению.
Фактически процесс инвентаризации земель, находящихся в пользовании Черноморским флотом Российской Федерации до принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации завершен не был в соответствии с достигнутыми межправительственными соглашениями.
Для проверки доводов истца о том, что на момент предоставления Фомину А.Ю. спорного земельного участка, тот входил в состав военного городка, судом первой инстанции была проведена землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено ООО "Офкадин".
Из выводов судебной землеустроительной экспертизы N 4301-С от 26 июля 2021 года следует, что земельный участок N по "адрес" в "адрес", на момент его предоставления в собственность в 2010 году, входил в состав земельного участка площадью 5, 69 га, находившегося в пользовании Черноморского флота Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года.
Дав оценку заключению эксперта и другим имеющимся доказательствам, суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, с чем согласился суд апелляционной инстанции, С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласна ввиду следующего.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что права, предусмотренные статьями 301 -304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают такие способы защиты права, как признание судом недействительным акта государственного органа в связи с его несоответствием закону или иным правовым актам, а также нарушением гражданских прав и охраняемых законом интересов, истребования имущества из незаконного владения.
В ходе рассмотрения гражданского дела суду представлены доказательства, которые подтверждают, что спорный земельный участок находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с законодательством, как Российской Федерации, так и Украины данный земельный участок не мог быть передан в собственность ответчику, в связи с чем следует согласиться с выводом суда первой и апелляционной инстанции об обоснованности исковых требований Министерства обороны Российской Федерации и необходимости их удовлетворения.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нижестоящими судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 06 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 02 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи Е.В. Иванова
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.