20 июля 2022 года г. Краснодар
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Комбаровой И.В, рассмотрев единолично без проведения судебного заседания, гражданское дело по иску НК "Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя" к ФИО1 о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N9 г. Севастополя от 9 августа 2021 года, апелляционные определение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 февраля 2022 года.
установил:
Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" обратилась с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего существа в многоквартирном доме, пени, а также судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником "адрес", находящейся в многоквартирном жилом доме по адресу: г "данные изъяты", который включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества, в связи с чем, возникла обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт. Однако, ответчик взнос не оплачивает, в связи с чем, образовалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт.
Решением мирового судьи судебного участка N 9 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 09 августа 2021 года исковые требования Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя" удовлетворены частично: взыскано с ФИО1 в пользу Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя" задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.04.2018 по 30.04.2021 в сумме 21 862, 33 руб, пени за несвоевременную оплату взносов за период с 10.06.2018 по 01.05.2021 в сумме 1 000 руб, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 885, 84 руб.
Апелляционным определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 февраля 2022 года решение мирового судьи судебного участка N 9 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 09 августа 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит указанный судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, принятый с нарушением норм материального и процессуального права. Указав, что многоквартирный дом введен в эксплуатацию 11 августа 2015 года, в связи с этим, обязанность по оплате взносов за капитальный ремонт возникает после истечения пятилетнего срока со времени ввода дама в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. "данные изъяты". Право собственности ФИО1 зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН 25.02.2016 внесена соответствующая запись о регистрации права.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. "данные изъяты", включен в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, подлежащих капитальному ремонту общего имущества.
Общий размер задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.04.2018 по 30.04.2021 составляет 21 862, 33 руб. Доказательства оплаты ответчиком взносов за спорный период материалы дела не содержат.
Удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 154, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что обязанность собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт исполнена не была, расчет задолженности не оспорен, с настоящим иском обратился надлежащий истец, пришел к выводу о том, что наличие задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт подтверждено надлежащими доказательствами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям закона, регулирующего возникшие правоотношения, установленным по делу обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание жилого помещения (пункт 1), взнос на капитальный ремонт (пункт 2), плату за коммунальные услуги (пункт 3).
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных части 2 настоящей статьи, части 8 статьи 170 и части 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 статья 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Постановлением Правительства Севастополя от 23.07.2015 года утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя (далее Региональная программа).
Согласно паспорту Региональной программы ответственным исполнителем является Департамент городского хозяйства города Севастополя, соисполнителем программы является Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя".
Постановлением Правительства Севастополя от 27.03.2017 N 225-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 23.07.2015 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя" утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя.
Многоквартирный "адрес", расположенный по адресу: "адрес", включен в Региональную программу на 2016- 2044 года, Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, подлежащих капитальному ремонту общего имущества.
Ответчик ФИО1 в силу приведенного закона и установленных по делу обстоятельств был обязан вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в спорный период.
Доводы кассационной жалобы о том, что многоквартирный дом введен в эксплуатацию 11 августа 2015 года, в связи с этим, обязанность по оплате взносов за капитальный ремонт возникает после истечения пятилетнего срока со времени ввода дама в эксплуатацию, не могут служить основанием к отмене судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118- ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 10.02.2015), в редакции Закона города Севастополя от 01.07.2016 N 253-3C, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонту собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет, начиная с месяца, в котором данный многоквартирный дом введен в эксплуатацию.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в г. Севастополе, опубликована 01.12.2015 на официальном сайте Правительства Севастополя, то есть после ввода дома в эксплуатацию. При этом, первоначальная редакция ч. 2 ст. 7 Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" предполагала возникновение обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций определены верно. В обжалуемых судебных актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов, которые в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию по существу спора и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
По результатам изучения материалов дела оснований для того, чтобы сделать обратные выводы о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, не имеется. Изучение материалов дела показало, что доводы заявителя по существу направлены на переоценку имеющихся доказательств, что не относится к полномочиям суда при кассационном производстве.
Спор разрешен судом, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу.
Доводы кассационной жалобы основаны, в том числе, на неверном толковании требований действующего законодательства.
Каких-либо фундаментальных нарушений, в том числе и норм гражданского процессуального закона, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, при рассмотрении судом данного дела не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N9 г. Севастополя от 9 августа 2021 года, апелляционные определение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья И.В. Комбарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.