Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кустанаевой А.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" о возложении обязанности, по кассационной жалобе Кустанаевой А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснение Кустанаевой А.В, представителя Государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" Луганскую А.Н, судебная коллегия
установила:
Кустанаева А.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" (далее - ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани"), в котором просила признать за ней право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно в отношении ее ребенка ФИО1, обязав ответчика назначить ежемесячную выплату по ее заявлениям от 25.05.2020г. и 26.03.2021г, выплатив ей недополученную ежемесячную денежную выплату, начиная с января 2020 года и января 2021 года соответственно, а также обязать ответчика произвести перерасчет выплаты с 01.01.2021г. по 31.03.2021г. на основании ее заявления от 19.04.2021г.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 ноября 2021 года исковые требования Кустанаевой А.В. удовлетворены. Суд признал за Кустанаевой А.В. право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно, в отношении ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и возложил на ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" назначить Кустанаевой А.В. ежемесячную денежную выплату на детей от трех до семи лет включительно, в отношении ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению от 25.05.2020 г. и выплатить неполученную ежемесячную денежную выплату начиная с января 2020 года. Также суд обязал ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" назначить Кустанаевой А.В. ежемесячную денежную выплату на детей от трех до семи лет включительно, в отношении ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению от 26.03.2021 г. и выплатить неполученную ежемесячную денежную выплату начиная с января 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 марта 2022 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Кустанаева А.В. просит отменить апелляционное определение, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ответчиком было отказано в выплате в связи с тем, что согласно представленным сведениям за расчетный период за 2-ой квартал 2019 года, среднедушевой доход семьи составил 12 631, 03 руб, что превышает величину прожиточного минимума (10571, 00 руб.). При этом единственным доходом семьи является пенсия по инвалидности в размере 13 454, 64 руб. (на дату подачи заявления на выплату), назначенная ребенку ФИО1 и компенсационная выплата в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособным членом семьи в размере 10 000, 00 руб. Указывает, что в силу абзаца "4" пункта 2.7 части 2 Постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2020г. N 174-П "Об утверждении порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно" ее доходы как неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за нетрудоспособными гражданами, и получающего компенсационные выплаты в связи с осуществлением ухода, не должны были включаться в общий расчет доходов.
Дело рассмотрено посредством видео-конференц-связи.
Проверив материалы дела, выслушав Кустанаеву А.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" Луганскую А.Н, возражавшую против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Кустанаева А.В. проживает на территории г. Астрахани, имеет несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за которым она осуществляет уход, в связи с чем, является получателем компенсационной ежемесячной выплаты, как лицо, осуществляющее уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы.
В целях получения мер социальной поддержки, 25.05.2020г. она обратилась в ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно сообщению ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" N от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении указанной выплаты отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи истца выше величины прожиточного минимума, установленного на территории Астраханской области за второй квартал 2019 года.
26.03.2021г. Кустанаева А.В. вновь обратилась ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплатой на ребенка в возрасте от 3 До 7 лет включительно.
По данному заявлению ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" приняло решение об отказе N от ДД.ММ.ГГГГ. по аналогичным основаниям.
При исчислении среднедушевого дохода семьи Кустанаевой А.В. учитывались получаемые ею ежемесячные выплаты неработающим работоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом.
Обращаясь в суд, истец полагала, что выплаты неработающим работоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, при расчете среднедушевой доход семьи истца учету не подлежат.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты, получаемые истцом в связи с уходом за ребенком-инвалидом, неправомерно учтены ответчиком при исчислении размера среднедушевого дохода, учитываемого при решении вопроса о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, поскольку это противоречит требованиям Федерального закона N 134-ФЗ от 24.10.1997г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", федерального закона от 05.04.2003г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", Постановления Правительства РФ от 20.08.2003г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи". Поскольку подпунктом "б" пункта 21 Постановления Правительства РФ N 384 от 31.03.2020г, действующего в моменты обращения истца к ответчику, среди иных видов доходов не были перечислены выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданина, то у ответчика отсутствовали правовые основания для включения данной выплаты в подсчет среднедушевого дохода семьи.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, установив, что ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком - инвалидом, в действующий перечень не учитываемых доходов при расчете среднедушевого дохода семьи, в мае 2020 года и марте 2021 года не входили, пришел к выводу о законности действий ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани" при расчете среднедушевого дохода семьи Кустанаевой А.В, в части учета пенсии, неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком - инвалидом, при исчислении размера среднедушевого дохода семьи.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации, установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).
В соответствии с статьей 2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 данного Указа установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты; размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; типовая форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно пункту 2 Основных требований ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Пунктом 3, установлено право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
Пунктом 4, закреплено Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации.
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста 8 лет (пункт 5).
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года (пункт 6).
Согласно пунктам 9, 10 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой может быть подано в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты лично; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 12 Основных требований установлено, что документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Согласно подп. "б" п. 21 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи, для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, учитываются пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.
В п. 25 Основных требований перечислены выплаты, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при определении права на ежемесячную выплату, к которым отнесены:
- ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, произведенные за прошлые периоды;
- ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489 пункт 25 названного постановления дополнен.
При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований);
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом;
г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;
д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации);
ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
з) государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 23 августа 2019 г. N 1471 "О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2019 года" прожиточный минимум на душу населения установлен в размере 11107 рублей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 05.04.2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Пунктом 6 основных требований определено, что ежемесячная выплата предоставлялась в 2020 году за прошлый период, начиная со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 г, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права, установив нарушение прав истца Кустанаевой А.В. решением Государственного казенного учреждения астраханской области - Управление социальной защиты населения в Ленинском районе, отказавшим в выплате пособия на ребенка с 3-х до 7-ми лет, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований, для назначения таковой и восстановлении нарушенных прав истца выплатой пособия за период начиная с января 2020 года.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что при определении среднедушевого дохода семьи компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установленная Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I -группы" подлежала учету в доход семьи до 1 апреля 2021 г, судебная коллегия находит неверными по следующим основаниям.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
С 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, устанавливаются на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175), о чем внесены соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 предусмотрено, что ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним (п. 3 Указа). Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы (пункт 5 Указа): а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 10 000 рублей (п. 1).
При этом, пунктом 9 вышеназванного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление данных ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
По указанным основаниям, данные выплаты ранее не учитывались при назначении иных мер социальной поддержки малоимущим и малообеспеченным семьям, при решения вопроса о доходе семьи заявителя.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении исковых требований судом апелляционной инстанции, нельзя признать правомерным, а обжалуемое судебное постановление - законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 марта 2022 года отмене с оставлением в силе Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 ноября 2021 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 02 марта 2022 года отменить.
Решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 ноября 2021 года оставить в силе.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.