Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Грибанова Ю.Ю, Думушкиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Симферополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя о возложении обязанности по запрету совершать определенные действия и обязанности по совершению определенных действий, по кассационной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 9 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, заключение прокурора Капитан-Дубровской Е.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Симферополя обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя о возложении обязанности по запрету совершать определенные действия и обязанности по совершению определенных действий.
Истец просил суд:
- обязать МКУ "Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя", а также Администрацию города Симферополя принять меры по недопущению захоронения, подзахоронения тел умерших, урн с прахом на территории закрытого Старо-Армянского кладбища, XIX-XX века, расположенного по "адрес" в "адрес";
- обязать МКУ "Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя", а также Администрацию города Симферополя содержать территорию Старо-армянского кладбища, XIX-XX века, расположенного по "адрес" в "адрес" в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами;
- обязать МКУ "Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя", а также Администрацию города Симферополя исполнять в полном объеме охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Армянское кладбище XIX-XX века", расположенного по адресу: "адрес" в "адрес" (регистрационный номер объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации N).
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 9 февраля 2022 года, исковые требования Прокура города Симферополя удовлетворены в полном объеме.
Администрацией города Симферополя подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, в виду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 18 сентября 2019 года, земельный участок площадью 23 280 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", Старо-армянское кладбище является собственностью муниципального образования городской округ Симферополь.
Согласно постановлению Администрации города Симферополя от 13 декабря 2018 года N, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 23 280 кв.м, расположенный по адресу "адрес", Старо-армянское кладбище.
Согласно представленным в материалы дела Актам обследования комиссии МКУ "Департамент городского хозяйства" Администрации города Симферополя, территории Старо-Армянского кладбища от 9 октября 2020 года, 21 декабря 2018 года, 12 сентября 2019 года, на территории закрытого Старо-Армянского кладбища произведено незаконное захоронение урн с прахом (подзахоронение) умерших людей: Акт от 21 декабря 2018 года - 7 захоронений, Акт от 12 сентября 2019 года - 4 захоронения, Акт от 9 октября 2020 года - 2 захоронения.
Согласно решению исполкома Симферопольского городского совета N от 26 декабря 2003 года, решено Старо-Армянское кладбище считать закрытым с 1 января 2004 года в связи с чем, прекратить захоронения на его территории, поскольку кладбище расположено в зоне жилой застройки и не имеет необходимых санитарно-защитных разрывов.
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года N 627 "Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия", Армянское кладбище XIX-XX века, расположенное по адресу "адрес" в "адрес" отнесено к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно приказа Министерства культуры Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 84426-р "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Армянское кладбище", XIX-XX века (Республика Крым в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" объект культурного наследия регионального значения "Армянское кладбище" XIX-XX века, расположенный по адресу (местонахождение) "адрес", зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера "данные изъяты".
Приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 15 сентября 2017 года N утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Армянское кладбище, XIX-XX века", расположенное по адресу "адрес", которое направлено в администрацию города Симферополя 15 сентября 2017 года за исх. N.
Согласно сообщению МКУ Департамент городского хозяйства от 27 января 2021 года, в 2018-2020 годах выделение денежных средств и заключение контрактов на выполнение работ по санитарной очистке территорий кладбищ муниципального образования городской округ Симферополь не осуществлялось.
Согласно справке от 15 октября 2021 года, заместителем начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по г. Симферополю и Симферопольскому району ФИО5 совместно с помощником прокурора г. Симферополя согласно требования прокуратуры "адрес", 15 октября 2021 года проведено обследование Старо-армянского кладбища.
В ходе обследования установлено, что кладбище имеет статус не действующего (закрытого для захоронений) на основании решения исполкома Симферопольского городского совета от 26 декабря 2003 года N 2335.
В ходе обследования 15 октября 2021 года установлены факты продолжающихся захоронений тел умерших в могилы на территории Староармянского кладбища, в частности, имеются могилы датированные 2021 годом (февраль 2021 года, июль 2021 года, октябрь 2021 года), что свидетельствует о нарушении требований пункта 62 СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59, 60, 67, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 4, 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьями 2, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 14 Закона Республики Крым от 30 декабря 2015 года N 200-3РК/2015 "О погребении и похоронном деле в Республике Крым", суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с таким выводом соглашается.
В полном объеме удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение то обстоятельство, что фактически охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Армянское кладбище, XIX-ХХ века", расположенного по адресу: "адрес", Администрацией города Симферополя и МКУ "Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя" не исполняется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств, несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.