Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинкиной Н.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, о возложении обязанности осуществить определенные действия, по кассационной жалобе Калинкиной Н.А. на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Калинкина Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 октября 2021 года исковые требования Калинкиной Н.А. удовлетворены. Судом признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым об отказе Калинкиной Н.А. в установлении досрочной страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ N, на пенсионный орган возложена обязанность включить Калинкиной Н.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии старости периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работа в должности врача - отоларинголога отоларингологического отделения Крымской областной клинической больницы им. Н.А. Семашко; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - командировка, курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности санитарки ФТО ЦРКБ Симферопольского района. Кроме того, суд обязал ответчика назначить Калинкиной Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за её назначением - с 12.04.2019г. и взыскал с него в пользу Калинкиной Н.А. расходы по оплате госпошлины 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2022 года решение районного суда отменено в части включения в специальный стаж Калинкиной Н.А. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки ФТО ЦРКБ Симферопольского района и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 12.04.2019г, в данной части исковые требования оставлены без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции исключил из мотивировочной части решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указание на исчисление периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном размере как 2 года 0 мес. и 21 день.
В кассационной жалобе Калинкина Н.А. просит отменить апелляционное определение и изменить решение суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что, рассматривая вопрос о включении в страховой стаж спорного периода, следует исходить из норм действующего на территории Республики Крым до 01.01.2015 г. законодательства Украины. Указывает, что в связи с тем, что по законодательству, действующему вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Калинкина Н.А. имела право включение в специальный стаж периода нахождения ее в отпуске по уходу ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того указывает на несогласие с вынесенным апелляционном определением в части исключения из специального стажа, дающего право для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 27.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях по старости" период работы с 31.08.1989г. по 01.09.1991г. в должности санитарки ФТО ЦРКБ Симферопольского района, поскольку должность палатной санитарки, младшей медицинской сестры палатной санитарки, которую занимала истица в спорные периоды работы, предусмотрена Примерным перечнем должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, определённым указанием Минсоцзащиты РФ N 1-31-У.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки. От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Калинкина Н.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При этом Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым из специального стажа истца исключены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности санитарки ФТО ЦРКБ "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности врача-отоларинголога отоларингологического отделения Крымской областной клинической больницы им. Н.А. Семашко; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - периоды командировок и курсов повышения квалификации.
Полагая данное решением пенсионного органа противоречащим нормам материального права Калинкина Н.А. обратилась в суд с иском.
Из обстоятельств установленных судами следует, что Калинкина Н.А. является гражданином Российской Федерации, проживающей и зарегистрированной на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014, что является основанием для применения Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения пенсионного органа и включении в специальный стаж периодов работы истца, кроме периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Суд апелляционной инстанции, установив, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Калинкина Н.А. работала в должности санитарки ФТО ЦРКБ Симферопольского района, которая не предусмотрена Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N1397, а также Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. N 464, подлежащими применению к спорным правоотношениям пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении данных требований истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанций основанными на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также Постановление от 16.07.2014 N 665).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список N 1066), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (Список N 464), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 года N 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют лишь лица, проработавшие установленную законом продолжительность времени в должностях и учреждениях, поименованных в соответствующих списках и перечнях, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665.
Работа с тяжелыми условиями труда по Спискам N 2, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, осуществлявшаяся в лечебных учреждениях на должностях, не поименованных в соответствующих списках и перечнях, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 названного выше постановления Правительства Российской Федерации, не подлежит зачету в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поскольку суммирование стажа по пункту 2 и пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ действующим правовым регулированием не предусмотрено.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основанием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ является занятость в должностях и учреждениях, поименованных в соответствующих списках и перечнях, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665.
Должность санитарки, в перечисленных списках не предусмотрена.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работу в должности санитарки, являются противоречащими нормам материального права, поскольку согласно разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, право на льготное пенсионное обеспечение имеют врачи, средний и младший медицинский персонал, занятые в определенных в указанном списке отделениях и кабинетах.
При этом суммирование работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, законодательством не предусмотрено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, кратный размер исчисления периодов работы, также установлен законодателем, для группы лиц, к которой должность врача отоларинголога не относится.
Таким образом, доводы заявителя жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Суд апелляционной инстанций правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного постановления.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Калинкиной Н.А. и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Калинкиной Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.