Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлиди О.Г. к МУП "Водоканал" Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Михайлиди О.Г, поступившей с делом 27 мая 2022 г, на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 1 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Михайлиди О.Г. обратилась в суд с иском к МУП "Водоканал" Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что 1 февраля 2019 г. была принята на работу в МУП "Водоканал" на должность контролера водопроводного хозяйства, 7 апреля 2020 г. она была переведена на должность старшего контролера водопроводного хозяйства. Истец указывает, что в соответствии с Отраслевыми соглашениями в ЖКХ за 2017-2019 годы и за 2020-2022 годы ей за период работы с 5 февраля 2019 г. по 31 марта 2021 г. недоначисляли заработную плату, поскольку расчёт заработной платы ей осуществляли, исходя из меньшей тарифной ставки, чем предусмотрена Отраслевыми соглашениями. На основании изложенного, истец просила суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 5 февраля 2019 г. по 31 марта 2021 г. в размере 235 059, 12 руб. и компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
Решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 1 октября 2021 г. в удовлетворении иска Михайлиди О.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец выражает несогласие с состоявшимися судебными актами. В обоснование доводов указывает, что Положением о порядке индексации заработной платы от 29 марта 2019 г. предусмотрена индексация заработной платы в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ, разделом 3 Отраслевого тарифного соглашения (далее ОТС) на 2017-2019г.г. Целью проведения индексации согласно пункта 1.3. названного Положения является повышение уровня реальною содержания зарплаты работников МУП. В соответствии с пунктом 1.4. Положения - индексации подлежит минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, которая с 1 января 2019 г. составляет согласно условиям ОТС на 2017-2019г.г. - 9 149, 80 руб, на 2020-2022 г.г. составляет 12 722, 80 руб, с 1 января 2021 г. - 13 322, 75 руб. В соответствии с пунктом 1.11, вышеназванного Положения от 29 марта 2019 г. в случае невозможности проведения индексации заработной платы по причинам сложной финансовой ситуации издается приказ директора о не проведении индексации заработной платы с приложением обосновывающих документов. Приказ о не проведении индексации до истца не доводился. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. применение норм отраслевого тарифного соглашения является для ответчика обязательным.
При таких обстоятельствах на МУП Водоканал в полном объеме распространяются положения этого соглашения (на 2017-2019 г.г. и на 2020-2022 г.г.) подлежащие исполнению ответчиком, в том числе по установлению при заключении коллективных договоров размера тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленной в ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 и 2020-2022 годы или внесению соответствующих улучшающих изменений; по установлению порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен; по обеспечению индексации заработной платы не ниже роста потребительских цен на товары и услуги, направленные в целом на достижение приоритетных целей, предусмотренных соглашением на 2020 - 2022 годы, а именно проведение социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение уровня и качества жизни населения, поддержание социальной стабильности. Указанным соглашением установлена обязанность работодателя по поквартальной индексации заработной платы.
Довод ответчика о том, что работодателем обеспечено исполнение соглашения "О минимальной заработной плате в Краснодарском крае", основан на неправильном толковании вышеприведённых положений действующего законодательства, а потому не мог быть принят судом во внимание, но все выводы в судебном акте сводятся к убыточности предприятия, что не является основанием для отказа в иске. Ответчик, вопреки требованиям закона, отсутствия отказа в присоединении к ОТС, не применяет положения ОТС, и в законном порядке не отказался от его применения. Учитывая, что ответчик ранее не предпринял мер по изданию приказа о не проведении индексации заработной платы по причинам сложной финансовой ситуации в организации с приложением обосновывающих документов в соответствии с пунктом 1.11 Положения о порядке индексации заработной платы от 29 марта 2019 г, не провел по рекомендации Краснодарского краевого комитета профсоюза от 16 августа 2018 г. собрание с участием представителей работников и работодателей, не дал разъяснений рабочему персоналу причины не повышения заработной платы, совместно с профкомом не составил локальный акт (приказ) о приостановке индексации на определенный срок в связи с финансовым положением организации, не предпринял действий по вынесению решения об обращении в Администрацию МО Приморско-Ахтарский района и РЭК Краснодарского края совместно с краевым комитетом профсоюза работников жизнеобеспечения, не издал приказ об установлении иного механизма индексации заработной платы работников, не отказался от применения ОТС в ЖКХ, ссылки ответчика на пункт 3.13 ОТС на 2020-2022 годы и на убыточность организации не основан на законе.
В силу положений ОТС на 2017 - 2019 годы и 2020-2022 годы ответчик был обязан с 1 января 2019 г. установить размер ежемесячной тарифной ставки рабочих 1 разряда не ниже установленной в ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы в размере: 9 149, 80 руб. в соответствии с приложением N 13 к коллективному договору МУП на 2019-2022 годы, а также в силу ОТС на 2020-2022 годы с 1 января 2020 г. (раздел 3 пункта 3.12 ОТС) увеличить ставку до 12 722, 80 руб, а с 1 января 2021 г. до 13 322, 75 руб. Ответчик же один раз увеличил месячную тарифную ставку с 1 июля 2019 г. с 4 200 руб. до 8 435, 30 руб. на основании предписания Государственной инспекции труда по Краснодарскому краю, после чего больше увеличения ставки согласно ОТС не производил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть шестая статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что 1 февраля 2019 г. Михайлиди О.Г. была принята на работу в МУП "Водоканал" на должность контролер водопроводного хозяйства. 7 апреля 2020 г. переведена на должность старшего контролера водопроводного хозяйства. 15 марта 2021 г. Михайлиди О.Г. написала заявление на отпуск с 18 марта 2021 г. с доследующим увольнением. 15 марта 2021 г. директором МУП "Водоканал" Хилобок Ю.Б. был издан приказ N 7-У об увольнении Михайлиди О.Г. по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового Кодекса РФ с 3 апреля 2021 г.
31 марта 2021 г. Михайлиди О.Г. обратилась в МУП "Водоканал" с заявлением о том, что прерывает отпуск и выходит на работу. Работодатель оставил её заявление без внимания, в связи с чем, она обратилась в суд с иском о восстановлении на работе. Решением Приморско-Ахтарского районного суда от 21 мая 2021 г. Михайлиди О.Г. была восстановлена на работе, после чего она обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно статье 143 Трудового кодекса РФ тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Согласно статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения относится к регулируемым видам деятельности.
Частями 2, 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ установлено, что регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, на транспортировку воды, на подвоз воды, на подключение (технического присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также, тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение (техническое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В Краснодарском крае органом регулирования тарифов является региональная энергетическая компания - департамента цен и тарифов Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3.13 отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2020-2022 годы, в случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, электрическую и тепловую энергию и иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в Краснодарском крае.
Условия отраслевого соглашения в ЖКХ в Краснодарском крае на 2020-2022 годы в пункте 3.19 раздела III указывают, что минимальная заработная плата работников без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не может быть ниже величины прожиточного минимума, ежеквартально определяемого для трудоспособного населения края в соответствии с Региональным Соглашением о минимальной заработной плате в Краснодарском крае (решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27 декабря 2017 г. N 7-3), в 2020-2021 годы составляет 12 298 руб, что противоречит условиям пункта 3.12 отраслевого соглашения в ЖКХ в Краснодарском крае на 2020-2022 годы, устанавливая с 1 января 2020 г. минимальную месячную тарифную ставку (оклад) с учетом тарифного коэффициента рабочего 1 разряда в сумме 12 722, 80 руб. с учетом изменений от 28 декабря 2020 г. N 4 в размере 13 322, 75 руб.
Таким образом, работодателем не нарушены условия соглашения, оклад Михайлиди О.Г. составлял 15 183, 54 руб.
Кроме того, согласно условиям действующего в МУП "Водоканал" Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района Коллективного договора, величина и структура вознаграждения работника зависят от масштаба ответственности, квалификации сотрудника, от функционального направления. Денежное вознаграждение сотрудников состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат и премий (в соответствии с коллективным договором), а также работникам предоставляется ряд социальных льгот (ДМС, страхование от несчастных случаев, выплаты за временную нетрудоспособность).
На предприятии также предусмотрена возможность индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда всем работникам МУП "Водоканал" один раз в год в пределах средств, предусмотренных в фонде оплаты труда в тарифах на холодную воду и водоотведение, утвержденных Региональной энергетической комиссией департамента цен и тарифов Краснодарского края на соответствующий финансовый год. При возникновении сложной финансовой ситуации, связанной с недостаточностью средств для единовременной уплаты платежей (налогов, сборов, др.), иных обязательных к уплате платежей, индексация заработной платы работникам производится по усмотрению директора МУП "Водоканал".
Повышение заработной платы сотрудников МУП "Водоканал" было произведено с июля 2019 года на основании приказа N 265-П от 18 июня 2019 г. "О внесении изменений в штатное расписание", увеличив минимальную месячную тарифную ставку рабочего 1 разряда с 4200 руб. до 8435, 30 руб.
Также приказом директора от 8 сентября 2021 г. N 465-П, была произведена индексация минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда в соответствии с коллективным договором предприятия.
В 2020 году, в условиях пандемии коронавируса, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" было приостановлено до 1 января 2021 г, взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что пагубно повлияло на финансовое состояние предприятия.
По данным бухгалтерского баланса за 2020 год установлено ухудшение финансового состояние предприятия, убыток по сравнению с 2019 годом увеличился на 249 601 руб, значительно увеличилась кредиторская задолженность.
Данное финансовое положение привело к необходимости ФНС России в лице МИФНС России N10 по Краснодарскому краю, обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) МУП "Водоканал", о чем свидетельствует Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 8 июля 2021 г. по делу NА32- 15236/2021 -78/130-Б.
МУП "Водоканал" является единственной гарантирующей организацией, предоставляющей коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района.
В условиях пандемии в 2020 году проведение индексации стало не возможным, эта мера была необходима, чтобы минимизировать убытки предприятия и не допускать несвоевременной выплаты заработной платы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права Михайлиди О.Г. работодателем не нарушены, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат
Суд апелляционной инстанции согласился с обоснованностью такого вывода суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Согласно статье 130 Трудового кодекса РФ индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Исходя из смысла положений Трудового кодекса РФ порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Исходя из буквального толкования положений статьи 134 Трудового кодекса РФ индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 17 июня 2010 г. N 913-О-О, индексация заработной платы по своей природе представляет собой государственную гарантию по оплате работников. Нормативные положения статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ предоставляют работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы с учетом всей совокупности обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников с работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы, подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в организациях, не получающих бюджетного финансирования.
Установив, что в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением на 2020 - 2022 годы, индексация заработной платы производится по усмотрению работодателя при наличии финансовых возможностей, и, принимая во внимание, что приказы об индексации заработной платы ответчиком не издавались, при том, что размер заработной платы Михайлиди О.Г. превышал величину минимального размера оплаты труда, суды первой и апелляционной инстанций, обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения исковых требований.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов кассационная жалоба не содержит.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 1 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Михайлиди О.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи С.А. Губарева
Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.