Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Мельникова В.А, с участием прокурора Капитан-Дубровской Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Севастополя к Управлению МВД России по городу Севастополю, третьи лица - главное управление МЧС России по г. Севастополю, Сектор N5 ФГБУ "СЭУ ФПС N93 "ИПЛ" МЧС России, Территориальный отдел по городу Севастополю Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю, отдел контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в г. Севастополе, ООО "Южный формат" об устранении нарушений медико-санитарного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, по кассационной жалобе представителя УМВД России по г. Севастополю по доверенности ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 апреля 2022 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Севастополя, в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению МВД России по городу Севастополю о возложении обязанности на УМВД России по г..Севастополю в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о медико-санитарном обеспечении подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу: "адрес"; получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в условиях изолятора временного содержания согласно требованиям пункта 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ; ввести в штатное расписание УМВД России по городу Севастополю должность медицинского работника изолятора временного содержания и укомплектовать штат соответствующим медицинским работником согласно требованиям пунктов 1, 8, 9 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания; оборудовать в изоляторе временного содержания медицинский кабинет и санитарный пропускник с дезинфекционной камерой согласно требованиям пункта 11 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания; возложить обязанности на УМВД России по г..Севастополю в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу: "адрес", а именно: привести покрытие пола на первом этаже здания в соответствии с требованиями статей 6, 134 таблицы 3, 27, 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; привести систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и эвакуации людей в соответствии с
требованиями части 1 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктов 13, 54 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима"; оборудовать помещения коридоров цокольного и первого этажа системой вытяжной противодымной вентиляции в соответствии с требованиями статей 6, 56, 86 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.2 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности".
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Севастополя проведена проверка в изоляторе временного содержания УМВД России по городу Севастополю, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства в части медико-санитарного обеспечения при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых, и лиц, подвергнутых административному аресту, а также нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Проверкой установлено, что в нарушении пунктов 8.9, 11, 14 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС органов внутренних дел, отсутствует медицинский кабинет, санпропускник и дезинфекционная камера, штатным расписанием УМВД России по городу Севастополю должность медицинского работника ИВС не предусмотрена. Типовым штатным расписанием ИВС, утвержденным приказом МВД России N 725 от 23.08.2014, независимо от лимита мест предусмотрена должность заведующего (начальника медицинской части, которая замещается врачом или фельдшером), однако УМВД России по городу Севастополю данные требования не соблюдены.
Проверкой также установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, которые выразились в том, что система автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей не соответствует проектной документации, отсутствует система противодымной вентиляции в помещениях коридоров цокольного и первого этажа, на покрытие пола на первом этаже здания отсутствуют документы, подтверждающие показатели по пожарной опасности.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 21 октября 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.
На УМВД России по городу Севастополь возложена обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу: "адрес", а именно: оборудовать покрытие пола на первом этаже здания в соответствие с требованиями статей 6, 134, таблицы 3, 27, 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; привести систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и эвакуации людей в соответствии с требованиями части 1 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктами 13, 54 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима" в части соответствия требованиям проектных решений; оборудовать помещения коридоров цокольного и первого этажей системой вытяжной, противодымной вентиляции в соответствии с требованиями статей 6, 56, 86 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.2 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности".
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 апреля 2022 года вышеуказанный судебный акт отменен в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора к УМВД России по городу Севастополю об устранении нарушений законодательства и медико-санитарном обеспечении лиц в изоляторе временного содержания и принято в указанной части новое решение, а именно возложена обязанность на УМВД России по городу Севастополю в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства о медико-санитарном обеспечении подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания, расположенном по адресу: "адрес"; получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в условиях ИВС согласно требованиям пункта 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ; ввести в штатное расписание УМВД России по городу Севастополю должность медицинского работника ИВС и укомплектовать штат соответствующим медицинским работником согласно требованиям пунктов 1, 8, 9 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС; оборудовать в ИВС медицинский кабинет согласно требованиям пунктов 1, 8, 9 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС; оборудовать в ИВС санитарный пропускник с дезинфекционной камерой согласно требованиям пункта 11 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика по доверенности ФИО1, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 апреля 2022 Указывает на то, что в настоящее время заключены контракты об оказании услуг по камерной дезинфекции одежды, носильных вещей и постельных принадлежностей. Однако, этому обстоятельству не дано оценки.
Представители кассатора (ответчика) УМВД России по г. ФИО9, ФИО10, ФИО11 и - ФИО12, действующие по доверенности, в суде кассационной инстанции доводы жалобы поддержали, настаивали на удовлетворении кассационной жалобы.
Участвующий в деле прокурор Капитан-Дубровская Е.Н. полагала, что судебные акты приняты в соответствии с действующим законодательством.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1115/475 утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, и установив наличие выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, пришли к обоснованному выводу о наличии незаконного бездействия со стороны ответчика по приведению помещений изолятора временного содержания и служебных помещений отдела в соответствие с требованиями законодательства и необходимости устранения имеющихся нарушений.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Во исполнение ст. 16 Закона и в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно пункту 14 указанных Правил, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
В соответствии с пунктом 45 данных Правил, камеры ИВС оборудуются, в частности, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного.
В силу ст. 9 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, каковым является МВД РФ.
Приказом МВД РФ от 25 июля 2011 года N 876 утверждены специальные технические требования по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее по тексту - Специальные технические требования).
Так, из материалов дела следует, что прокуратурой г. Севастополя проведена проверка исполнения требований Федерального закона N 103-ФЗ в ИВС УМВД России по г. Севастополю, в ходе которой установлено:
нарушение пунктов 8.9, 11, 14 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС органов внутренних дел, отсутствует медицинский кабинет, санпропускник и дезинфекционная камера, штатным расписанием УМВД России по городу Севастополю должность медицинского работника ИВС не предусмотрена. Типовым штатным расписанием ИВС, утвержденным приказом МВД России N 725 от 23.08.2014, независимо от лимита мест предусмотрена должность заведующего (начальника медицинской части, которая замещается врачом или фельдшером), однако УМВД России по городу Севастополю данные требования не соблюдены.
Проверкой также установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, которые выразились в том, что система автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей не соответствуют проектной документации, отсутствует система противодымной вентиляции в помещениях коридоров цокольного и первого этажа, на покрытие пола на первом этаже здания отсутствуют документы, подтверждающие показатели по пожарной опасности.
30 декабря 2020 года прокурором г. Севастополь в адрес начальника УМВД г. Севастополь внесено представление N об устранении выявленных нарушений законодательства при содержании лиц в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Севастополь.
10 февраля 2021 года начальник УМВД г. Севастополь сообщил, что Управление указанные нарушения признало частично.
Согласно пункту 1 указанной Инструкции медицинские работники изоляторов временного содержания организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
При оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией (пункт 2 Инструкции).
Согласно пункту 7.1 указанной Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС.
Согласно соглашению N от 20 апреля 2021о медико-санитарном обеспечении лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Севастополю, исполнителем является ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова", предметом соглашения является оказание стационарной и амбулаторной медицинской помощи, проведение медицинского осмотра (обследования по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета и других заболеваний) в амбулаторных условиях подозреваемым и обвиняемым, а также лицам, подвергнутым административному аресту, которые содержатся в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Севастополю.
Данное соглашение действует до декабря 2021 года и его условия не предусматривают выполнение всех необходимых мероприятий, предусмотренных Инструкцией и Порядком, при помещении и содержании лиц в ИВС.
Согласно положениям Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС органов внутренних дел, медицинский работник обеспечивает оказание скорой медицинской помощи, выполнение рекомендаций и назначений врачей - специалистов и консультантов; осуществляет медицинский контроль за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, водоснабжении, банно-прачечном обеспечении, санитарной обработке лиц, содержащихся в ИВС.
В отсутствие медицинских работников ИВС лечебно-профилактические работы не могут проводиться учреждениями, поскольку глава XIV "Медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых" правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел таких норм не содержит.
Согласно п. 124 Правил предусматривает, что с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.
При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником.
При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому (п. 125 Правил).
Глава II Правил "Прием и размещение подозреваемых и обвиняемых по камерам" также предусматривает наличие медицинского работника и медицинского пункта в ИВС.
Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания предусматривают проведение ряда мероприятий только с участием медицинского работника или по согласованию с медицинским работником.
При таких обстоятельствах, наличие в ИВС медицинского кабинета и медицинского работника является обязательным согласно положениям Инструкции и Правил, а все предусмотренные случаи медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, не медицинскими работниками ИВС относятся к случаям временного отсутствия такого работника (на момент необходимости первичного осмотра лица при поступления в ИВС или при обращения лица с жалобой на ухудшение здоровья) либо к необходимости оказания специализированной медицинской помощи.
Ответчиком не предоставлены доказательства того, что сотрудники ИВС имеют специальную подготовку, поэтому вправе проводить первичные медицинские осмотры лиц, содержащихся в ИВС.
Ответчиком были заключены государственные контракты N 29 и N 30 от 20 июля 2021 года на оказание услуг по камерной дезинфекции одежды, носильных вещей и постельной принадлежности, однако они не подтверждают исполнение указанных требований законодательства, поскольку контракты действуют до декабря 2021 года и предусматривают оказание услуг исключительно по камерной дезинфекции вещей.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд дал оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом, апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы УМВД г. Севастополь о том, что государственные контракты заключаются ответчиком в пределах выделенных бюджетных средств на определенный период, не могут быть приняты во внимание, поскольку однако нехватка средств не исключает обязанности ответчика соблюдать требования ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
С учетом изложенного, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу, что возложение на УМВД г. Севастополь, как распорядителя бюджетных средств, обязанности по финансированию возложенных на УМВД РФ по г. Севастополь работ и мероприятий является законным и обоснованным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, УМВД РФ по г. Севастополь является получателем бюджетных средств, а в соответствии с установленным статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом адресности и целевого характера бюджетных средств, отдел обязан использовать доведенные до него бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в соответствии с целями их использования. Только распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета; внесению предложений главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.
Доводы кассационной жалобы ответчика УМВД РФ по г. Севастополь о том, что судом апелляционной инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований к отмене законного и обоснованного апелляционного определения.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационных жалоб не установлено.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 апреля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УМВД России по г. Севастополю по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи Е.Н. Кудрявцева
В.А. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.