Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гориной Л.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации Краснодарского края в Динском районе о перерасчете страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Гориной Л.И. на решение Динского районного суда Краснодарского края от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения Гориной Л.И, представителя Государственному учреждению - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснодарском крае Сувировой Е.А, судебная коллегия
установила:
Горина Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края о перерасчете страховой пенсии, возложении обязанности засчитать в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности отломщика стекла от машин цеха выработки и обработки стекла с полным рабочим днем на Красноусольском стекольном заводе им. В.К. Блюзера Республики Башкортостан; произвести перерасчет начисленной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом сведений о заработной плате имеющихся в материалах пенсионного дела, с применением коэффициента соотношения средней заработной платы по стране с средней заработной платой истца не менее1, 2, и учесть период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 08 декабря 2021 года в удовлетворении требований Гориной Л.И. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Горина Л.И. просит отменить указанные судебные акты в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы обосновывает тем, что при назначении ей пенсии с 1985 года ответчиком изначально нарушены пенсионные права истца, так как из-за отсутствия первичных документов, подтверждающих работу по Списку N1 за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она не смогла реализовать право на перерасчет размера пенсии из наиболее выгодного для нее варианта среднемесячной заработной платы. Кроме того, ответчиком не правильно рассчитан коэффициент относимости заработной платы, поскольку на момент установления пенсии её заработная плата составляла более 200 рублей, однако ответчиком средняя заработная плата учтена в меньшем размере. У ответчика имеется две справки, первая которую предоставила истец, вторая справка повторная, пенсионный фонд ссылается именно на повторную справку, хотя представитель ответчика не пояснил почему приоритет отдается именно повторной справке, в связи с чем, пенсия истца снижена больше чем на 1700 рублей. Однако судами нижестоящих инстанций указанные обстоятельства при принятии решений не приняты во внимание и не получили надлежащей оценки в ходе рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав судью - докладчика, Горину Л.И, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Государственному учреждению - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснодарском крае Сувирову Е.А, возражавшую против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Горина Л.И. является, получателем досрочной страховой пенсии по старости назначенной в соответствии с п.1 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 07.11.1985 бессрочно.
По документам пенсионного дела истца в расчет страхового стажа включены периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выборщицы стеклобоя на Красноусольском стеклозаводе - засчитан стаж работы с общими условиями; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведена отломщицей стекла от машин на Красноусольском стеклозаводе - засчитан стаж работы с общими условиями; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведена загрузчицей на Красноусольском стеклозаводе - засчитан стаж работы с общими условиями; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведена отломщицей стекла от машин на Красноусольском стеклозаводе - засчитан стаж работы с общими условиями; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведена засыпщицей шихты в ванную печь на Красноусольском стеклозаводе - засчитан в специальный стаж работы в льготном исчислении.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Красноусольском стеклозаводе учтен общими условиями, в связи с отсутствием справки уточняющей особый характер труда.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен в специальный стаж на основании уточняющей справки льготного характера работы, необходимой для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе от ДД.ММ.ГГГГ N.
Тем самым, страховой стаж Гориной Л.И. составил 37 лет 8 дней, специальный стаж в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ составил 19 лет 6 месяцев 16 дней.
Данные обстоятельства подтверждаются ответом Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края от 21.04.2020 на обращение Гориной Л.И. и не оспариваются.
Из материалов пенсионного дела Гориной Л.И. усматривается, что 05.03.2020 она обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 400- ФЗ, согласно которому просила рассчитывать пенсию по коэффициенту 1, 2 в присутствии большего стажа, с учетом имеющихся в пенсионном деле справок о зарплате.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение N об отказе Гориной Л.И. в перерасчете пенсии.
08.09.2020 Горина Л.И. вновь обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края с заявлением о перерасчете размера пенсии, с приложением справки о заработной плате N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Архивным отделом, и справок работодателя о периодах работы N и N от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Красноусольским стекольным заводом, что подтверждается соответствующим уведомлением о принятии документов от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем территориального отдела Пенсионного фонда Российской Федерации вынесено решение N об отказе Гориной Л.И. в перерасчете пенсии, поскольку сведения о трудовой деятельности, имеющиеся в представленной справке N от декабря 1996 г, были учтены при назначении пенсии в установленном законом порядке, также как и сведения о трудовой деятельности, имеющиеся в представленной справке N от декабря 1996 г.
По мнению ответчика, сведения о заработной плате, содержащиеся в справке о заработной плате N от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Гориной Л.И, имеют различия с имеющимися в выплатном деле сведениями о заработной плате за тот же период работы, в связи с чем они не могут быть приняты для расчета коэффициента в соотношении средней заработной платы в целом по стране в указанный истцом период.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Гориной Л.И. требований, судебные инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по включению спорных периодов в страховой стаж и перерасчете назначенной ей пенсии.
При этом, суды приняли во внимание, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, заявление о перерасчете размера пенсии, либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и отсутствием необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может. Кроме того, суды указали, что поскольку справка о заработной плате N 253 от 26.02.2020 представлена лично Гориной Л.И, а не поступила в пенсионный орган из административного органа в качестве ответа на запрос, данная справка не может быть принята во внимание для перерасчета пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом. По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения, (ст. 23 N 400-ФЗ).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).
Обращаясь в суд, Горина Л.И. указывала, что по вине ответчика нарушены ее права, поскольку ответчиком принята справка о заработной плате, выданная Архивным отделом размер которой, меньше размера, указанного в справке, имеющейся в материалах пенсионного дела, а представленная ею справка из Архива не принята ответчиком, поскольку представлена истцом при личном приеме.
Указанные доводы содержались и в апелляционной жалобе поданной истцом на решение суда первой инстанции, однако оставлены судом апелляционной жалобы без внимания.
Вместе с тем, судебная коллегия, данные доводы находит заслуживающими внимание.
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (с 1 января 2015 г.) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание (пункт 10 статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях").
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки:
застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты - одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункт 12 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях").
Из изложенного следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" по выбору застрахованного лица - за общий трудовой стаж либо с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях реализации права граждан на пенсионное обеспечение к выплате устанавливается наиболее выгодный вариант, при котором пенсионер сможет получать пенсию в более высоком размере.
Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ).
Обращаясь с требованиями о включении в специальный стаж спорных периодов работы и о возложении на пенсионный орган обязанности произвести расчет пенсии с учетом оценки пенсионных прав из стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2, Х. указывал на то, что пенсионным органом не применен наиболее выгодный для него вариант расчета размера пенсии - по специальному стажу по Списку N 2.
При рассмотрении гражданского дела судами не приняты во внимания вышеуказанные нормы материального права, а также обстоятельства того, что на дату назначения пенсии истцом пенсионному органу представлены справки о заработной плате, согласно которым размер заработной платы составлял 221 рубль 47 копеек (л.д.21 копии пенсионного дела), также имеются сведения о размере заработной платы за иные периоды, вместе с тем, при расчете размера пенсии Гориной Л.И. ответчиком во внимание принимался иной, более низкий размер заработной платы.
Кроме того, судами не принято во внимание, что при оценке пенсионных прав Гориной Л.И, при первичном назначении пенсии, пенсионным органом учитывался ее льготный стаж в размере 19 лет 6 месяцев 16 дней, общий страховой стаж в размере 37 лет 8 дней, что на 22 годы выше сверх установленного для назначения пенсии(15 лет).
Однако материалы дела содержат иные сведения о льготном стаже, а обстоятельства того, что на момент назначения пенсии во внимание принимался лишь один период непрерываемого льготного стажа, в большем размере, не возлагает на пенсионный орган обязанность принимать лишь только этот период, поскольку ранее действующее пенсионное законодательства устанавливало размер пенсии по иным критериям основным из которых являлся средний размер заработной платы, а стаж работы учитывался для разрешения права на пенсию.
В связи с иным расчетом размера пенсии в настоящее время, с введением в действие Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер специального льготного стажа влияет, в том числе на ИПК, согласно которому рассчитывается пенсионное обеспечение гражданина.
Указанное судами во внимание при рассмотрении иска Гориной Л.И. не принято, на ответчика не возложена обязанность о предоставлении расчета пенсии Гориной Л.И. по наиболее выгодному варианту, с расшифровкой включаемых пенсионным органом периодов общего страхового стажа, страхового стажа для досрочного назначения пенсии и размера средней заработной платы.
Кроме того, с учетом правовых норм, регламентирующих спорные правоотношения, суду при рассмотрении требований истца о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии следовало определить продолжительность общего трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ Гориной Л.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом размера заработной платы, установленного материалами пенсионного дела и справкой предоставленной истцом; при наличии требуемого страхового стажа 25 лет и специального стажа 12 лет 6 месяцев установить, приведет ли расчет размера пенсии истца, исчисленный из стажа на соответствующих видах работ, к увеличению размера пенсии Гориной Л.И, исчисленной пенсионным органом согласно расчета пенсионного капитала на ДД.ММ.ГГГГ; в случае, если такой расчет размера пенсии более выгоден истцу, установить с какой даты истец имеет право на указанный перерасчет.
В нарушение статей 56, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные юридически значимые обстоятельства суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил, не предложил пенсионному органу представить расчет размера пенсии истца, исчисленный из имеющегося у него на ДД.ММ.ГГГГ специального стажа.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил, оставив без внимания доводы апелляционной жалобы Гориной Л.И. о несогласии с вынесенным решением, тогда как отказ в перерасчете размера пенсии по более выгодному варианту приводит к нарушению прав истца.
С учетом изложенного выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Гориной Л.И. по наиболее выгодному варианту не могут быть признаны законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах решение апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 марта 2022 года нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 марта 2022 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции Краснодарский краевой суд.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи: Н.Н. Мартынова
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.