Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Якубовской Е.В. и Губаревой С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хлусова Г.В. к Государственному казенному учреждению Краснодарского края - управление социальной защиты населения в городе Новороссийске о признании незаконным отказа в перерасчете мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Хлусова Г.В. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Хлусов Г.В. обратился в суд иском к Государственному казенному учреждению Краснодарского края - управление социальной защиты населения в городе Новороссийске (далее - ГКУ Краснодарского края - УСЗН в г. Новороссийске) в котором просил признать незаконным отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. N в перерасчете мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; обязать ответчика произвести перерасчет Хлусову Г.В. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по жилому помещению, расположенному по адресу: "адрес" за период с 01.07.2019г. по 30.04.2021г.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Хлусову Г.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 апреля 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Хлусов Г.В. просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что отсутствие у него регистрации по месту жительства либо по месту пребывания по адресу, указанному в его заявлении, в указанный период, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Указывает, что установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Из материалов дела и установленных обстоятельств следует, что Хлусов Г.В. является ветераном труда, что подтверждается выданным ему ДД.ММ.ГГГГ. удостоверением "Ветеран труда" серии N N, в связи с чем, он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом и состоит на учете в Государственном казенном учреждении Краснодарского края - управление социальной защиты населения в городе Новороссийске, как ветеран труда, является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда.
Меры социальной поддержки ветеранам труда установлены Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края".
10 января 2018 года Хлусов Г.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, по адресу регистрации: "адрес".
10 марта 2021 года при обращении к ответчику с заявлением о назначении (перерасчете, возобновлении) компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Хлусовым Г.В. указан адрес регистрации: "адрес", то есть изменено место жительства.
Согласно копии свидетельства о регистрации права серии N N, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Хлусов Г.В. является собственником квартиры по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от 06.09.2011г.
При проверке информации ответчику стало известно, что истец и его супруга с 19.07.2019г. зарегистрированы по адресу: "адрес", в связи с чем, Хлусову Г.В. была приостановлена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.04.2021г.
В связи с указанными обстоятельствами, ДД.ММ.ГГГГ. Хлусов Г.В. представил в управление социальной защиты населения с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг свидетельства о регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и ему была назначена компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: "адрес" - с 01.05.2021г. по 31.05.2036г.
Однако ответчиком выплаты приостановлены, в связи с перерасчетом предоставляемых ему мер за период с 2019 года, в связи с его регистрацией по иному адресу.
Таким образом, поскольку жилая площадь в месте регистрации истца меньше той, которая была указана в заявлении от 10 сентября 2018 года, по мнению ответчика произошла переплата выплат, предусмотренных в качестве мер социальной поддержки, которые в настоящее время удерживаются с Хлусова Г.В.
Обращаясь в суд, истец просил устранить нарушения его прав, путем перерасчета компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: "адрес", по квартире принадлежащей ему на праве собственности с 2011 года, а перерасчет произвести с 2019 года, возражая против того, что в настоящее время с него удерживается сумма переплаты.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, установив, что доказательств того, что истец был зарегистрирован по месту жительства: "адрес", в период с июля 2019 года по апрель 2021 года в материалы дела не представлено, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении исковых требований. Также суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период истец с супругой проживал по иному адресу и мера социальной поддержка была ему оказана.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающих, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах"), Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Меры социальной поддержки ветеранам труда установлены Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края".
Законом Краснодарского края от 11 февраля 2019 г. N 3959-K3 "О внесении изменений в статью 3 Закона Краснодарского края "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и в Закон Краснодарского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" внесены изменения, согласно которым с 1 мая 2019 года компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется в размере 50% платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов их потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае, утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края N 811 от 18 сентября 2006 года.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края", компенсация на ЖКУ предоставляется органом социальной защиты населения Краснодарского края - государственным казенным учреждением Краснодарского края - управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании Краснодарского края по месту жительства либо по месту пребывания в Краснодарском крае (при условии, что их место жительства расположено на территории Краснодарского края).
Согласно пункту 13 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при обращении в управление социальной защиты населения за компенсацией расходов на оплату жилищно- коммунальных услуг заявитель представляет документы, в числе которых: заявление о назначении данной компенсации и способе ее доставки; документы, удостоверяющие личность, регистрацию по месту жительства и в необходимых случаях - регистрацию по месту пребывания, гражданство Российской Федерации; документы о праве на меры социальной поддержки (удостоверение установленной формы, справка МСЭ о признании инвалидом и другие).
Основаниями для отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, как указано в пункте 22 Порядка предоставления компенсации являются несоответствие заявителя требованиям, установленным Порядком, либо непредставление заявителем всех необходимых документов, перечисленных в пункте 13 Порядка.
Установив отсутствие доказательств того, что Хлусов Г.В. в период с июля 2019 года по апрель 2021 года был зарегистрирован по месту жительства: "адрес", и что в указанный период истец с супругой проживал по иному адресу, а мера социальной поддержка была ему оказана, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении исковых требований.
Между тем, из содержания решения суда первой инстанции следует, что предмет исковых требований (материально-правовое требование истца к ответчику), а именно то, о каком перерасчете меры социальной поддержки возник спор, судом первой инстанции определен не был.
Между тем в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Однако суд первой инстанции возложенную на него процессуальным законом (статьи 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) обязанность по определению обстоятельств, лежащих в основании требований и возражений сторон, то есть по определению предмета доказывания по делу и созданию условий для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, не выполнил, предмет заявленных истцом требований не определили не уточнил.
Так, судами оставлены без внимания доводы Хлусова Г.В, о незаконности действий ответчика, выразившихся в перерасчете установленных ему мер социальной поддержки, предоставленных с 2019 года, и прекращении в настоящее время выплаты мер социальной поддержки из-за установленной ответчиком переплаты по месту жительства, указанному им в заявлении от сентября 2018 года.
Указанные доводы искового заявления и выводы по ним, не нашли своего отражения в решении суда первой и апелляционной инстанции.
Суды, ограничившись формальным установлением невозможности перерасчета меры социальной поддержки за прошедший периода по месту жительства указанному Хлусовым Г.В, по основаниям того, что он не был зарегистрирован по данному адресу, устранились от проверки обстоятельств по какому адресу Хлусову Г.В. с сентября 2018 года представлялись меры социальной поддержки как "Ветерану Труда", был ли ответчиком произведен перерасчет выплаченных ему в период с 2019 года сумм, в связи с установлением иного места регистрации истца после подачи им в апреле 2021 года заявления, и повлиял ли указанный перерасчет на выплату ему мер социальной поддержки в настоящее время.
Кроме того, суды не проверили на соответствие Порядку предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края N 811 от 18 сентября 2006 года, действий ответчика, выразившихся в прекращении предоставления гражданину мер социальной поддержки, перерасчета указанной меры за прошедшее время и удержания излишне уплаченной суммы.
Оставлены без внимания судами и обстоятельства того, что органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства.
Суды первой и апелляционной инстанции в результате неправильного толкования и применения норм Федерального закона "О ветеранах", Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" такие заслуживающие внимания обстоятельства для разрешения спора, как правовой статус Хлусова Г.В, перемену его места жительства в пределах одного муниципального образования (населенного пункта), отсутствие его согласия на удержание из назначенной по новому месту жительства компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг выплаченных сумм компенсации по прежнему месту жительства, не устанавливал, не выяснял причин информирования Хлусовым Г.В. органа социальной защиты населения о перемене места жительства, и возможности ответчика проверить указанные в заявлении Хлусова Г.В. меры на предмер регистрации или проживания истца.
Невыполнения судом первой инстанции разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" и неправильное применение судами нижестоящих инстанций норм материального права привело к незаконному лишению Хлусова Г.В. как ветерана труда права на получение положенных сумм ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в порядке, установленном Федеральным законом "О ветеранах", Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края".
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеприведенное, определить и установить все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, дать оценку всем доводам и доказательствам сторон, при необходимости предложить им представить дополнительные доказательства и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 апреля 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Е.В. Якубовская
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.