Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Егоровой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденко Ю.А,, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, третье лицо: Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации по Ростовской области о признании права на получение адресной социальной помощи, обязании назначить и выплатить адресную социальную помощь, по кассационной жалобе Руденко Ю.А, на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда 21 апреля 2022 года и кассационной жалобе Управления социальной защиты населения г. Таганрога на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда 21 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Руденко Ю.А, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО11 и ФИО12 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, в котором просила признать право на получение социальной адресной помощи в виде социального пособия по заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управлению социальной защиты населения г. Таганрога назначить и выплатить адресную социальную помощь в размере 37 004, 65 руб, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Руденко Ю.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда 21 апреля 2022 года решение городского суда отменено, по делу принято новое решение, которым суд признал незаконным отказ Управлению социальной защиты населения г. Таганрога от 02.12.2020г. N 49 в назначении Руденко Ю.А. адресной социальной помощи в виде социального пособия по заявлению от 24.11.2020г. С Управления социальной защиты населения г. Таганрога в пользу Руденко Ю.А. взысканы судебные расходы на оплату госпошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Руденко Ю.А. просит отменить решение суда и апелляционное определение, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции не применены нормы областного законодательства об адресной социальной помощи, и с учетом подачи Руденко Ю.А. заявления не определена дата назначения указанной социальной помощи. Указывает, что требования ответчика о необходимости Руденко Ю.А. доказывать обстоятельства нуждаемости являются незаконными и не содержатся в нормах областного законодательства.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения г. Таганрога просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы указано, что комиссией не выявлены объективные обстоятельства, подтверждающие, что семья истицы оказалась в трудной жизненной ситуации, последствия которой не может преодолеть самостоятельно, поскольку получение всех выплат, а также поиск подходящей работы зависит только от волеизъявления самой заявительницы и членов ее семьи. Указывает, что все действия Управления социальной защиты населения г. Таганрога полностью соответствуют действующему законодательству. Обращает внимание, что на момент обращения за адресной социальной помощью (20.11.2020г.) истица не оформила субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не обратилась за взысканием алиментов на содержание детей, мама истицы не трудоустроилась. То есть истицей и членами ее семьи не предпринято ничего, что могло бы увеличить доход их семьи, а, следовательно, второе условие, необходимое для назначения адресной социальной помощи в виде социального пособия, не соблюдено. Не обращение истицы в суд за взысканием алиментов привело еще и к тому, что ее несовершеннолетние дети недополучили денежные средства, на которые имели законное право.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационных жалоб, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 24.11.2020г. Руденко Ю.А. обратилась в Управление социальной защиты населения г. Таганрога с заявлением об оказании адресной социальной помощи в виде социального пособия, для приобретения зимней одежды, оплаты задолженности по коммунальным платежам в связи с тяжелым материальным положением, указав состав проживающей с нею семьи - двое несовершеннолетних детей, мать, отца, брата (2000 г.р.).
Согласно выписке из протокола комиссии Управлению социальной защиты населения г. Таганрога по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия от ДД.ММ.ГГГГ. N Руденко Ю.А. отказано в назначении адресного социального пособия в связи с тем, что выплата произведена ранее (протокол N6 от 12.02.2020г.). Для улучшения материального положения семьи матери заявителя ФИО13 необходимо обратиться в ГКУ РО "ЦЗН г. Таганрога" с целью поиска подходящей работы, а также решить вопрос оформления жилищной субсидии.
Рекомендации комиссии частично были исполнены ФИО14. (отец истца) который в августе 2020г. был трудоустроен в ООО "Чермет-Ростов" в качестве водителя со средним заработком 53 189, 94 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Областного закона от 22.10.2004г. N174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. N 588 "Об утверждении Порядка оказания адресной социальной помощи в Ростовской области", приняв во внимание совокупность и объем предоставленных истцу социальных услуг по выплате социального пособия на те же нужды, о которых заявлено 24.11.2020г, учитывая неисполнение истцом и членами её семьи рекомендаций комиссии, а также учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность матери истца трудоустроиться, а истцу взыскать алименты на своих несовершеннолетних детей, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствий оснований для признания отказа в предоставлении адресной социальной помощи незаконным.
Суд апелляционной инстанции, не согласился с данными выводами суда первой инстанции и установив, что при подаче заявления на получение социальной помощи Руденко Ю.А. представлены все предусмотренные законом документы, достоверность и полнота предоставленных сведений ответчиком не оспорена, учитывая отсутствие оснований для отказа в предоставлении социальной помощи предусмотренных разделом 10 постановления Минтруда Ростовской области от 04.08.2017г. N 36, пришел к выводу, что комиссией фактически не определялась тяжесть положения истца и отсутствие высокой степени нуждаемости семьи, а сформулированный ответчиком отказ в предоставлении адресной социальной помощи, отсутствует в исчерпывающем перечне оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, отказ ответчика не основан на требованиях законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (п.п. 1 п. 1 ст. 8).
Социальная поддержка граждан представляет собой систему мер, гарантированных государством отдельным категориям населения, которые строятся на следующих основных принципах: заявительного характера о нуждаемости в ней граждан; дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств. Ключевой принцип ее состоит в адресности выплат, что предполагает корректную идентификацию нуждающихся, многоэтапную проверку соответствий с показателями нуждаемости.
Учет, подтверждение права граждан на предоставление им мер социальной поддержки, осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных образований Ростовской области по месту их регистрации по месту жительства.
Порядок получения государственной социальной помощи установлен положениями Федерального закона от 17.07.1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Областным законом от 22.10.2004г. N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" (Закон N 174-ЗС), статьей 1 которого закреплены следующие основные понятия:
адресная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, в том числе на основании социального контракта, натуральной помощи, адресных социальных выплат;
экстремальная ситуация - крайняя, необычная по трудности ситуация, в которой оказалась малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от нее (него) обстоятельствам: стихийные бедствия (ураган, наводнение, засуха, оползни, землетрясение), пожар, обвал или разрушение жилища, аварии, утрата жизненно необходимого имущества, необходимость медикаментозного и оперативного лечения при заболеваниях и увечьях по заключению медицинских организаций, отсутствие топлива;
трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия, которых, он не может преодолеть самостоятельно.
В силу ч. 1 ст. 7, ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи имеют малоимущие семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
В соответствии с п.1 ст.7 Закона N 174-ЗС право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия и натуральной помощи имеет малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
Согласно п.4 ст.7 Закона N 174-ЗС лицам, попавшим в экстремальную ситуации), адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается в размере, кратном величине прожиточного минимума, но не более чем в шести кратном размере величины прожиточного минимума, установленной в Ростовской области на день обращения за пособием.
Согласно п.5 ст.7 Закона N 174-ЗС адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы.
На основании п.12 ст.8 Закона N 174-ЗС порядок оформления, назначения и выплаты адресной социальной помощи в виде социального пособия определяется Правительством Ростовской области.
В соответствии со ст. 22 Областного закона от 01.08.2011г. N 635-ЗС "О Правительстве Ростовской области", в целях социальной поддержки малообеспеченной части населения Ростовской области и во исполнение Областного закона от 22.10.2004г. N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" Правительством Ростовской области вынесено постановление от 05.07.2012г. N 588 "О порядке оказан" адресной социальной помощи в Ростовской области".
Согласно с п. 3 постановления Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. N 588 оформление и назначение социального пособия осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов (органы социальной защиты населения) по месту жительства или пребывания граждан, организационную работу по оформлению социального пособия - также многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения (МФЦ).
Предоставление социального пособия осуществляет министерство труда и социального развития Ростовской области (п. 2 Порядка).
В соответствии с п.4 постановления Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. N 588 органы социальной защиты населения осуществляют организацию работы по оформлению и назначению социального пособия, в том числе, прием заявлений и документов, дающих право на получение социального пособия; запрос в рамках межведомственного информационного взаимодействия выписки из похозяйственной книги о наличии (отсутствии) личного подсобного хозяйства и сведений о факте осуществления трудовой деятельности, факте начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, исчисление среднедушевого дохода семьи и размера социального пособия.
Порядок создания и деятельности комиссий органов социальной защиты населения по оказания адресной социальной помощи, в состав которых рекомендуется включать руководителей и специалистов органов образования, здравоохранения, службы занятости населения, представителей общественных организаций ветеранов и инвалидов устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В целях обеспечения предоставления адресной социальной помощи жителям г. Таганрога в соответствии с Областным законом от 22.10.2004г. N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 05.07.2012 N 588 "О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области" и постановлением Правительства Ростовской области от 04.07.2013г. N429 "Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта" постановлением администрации г. Таганрога Ростовской области от 13.03.2018г. N 447 "О порядке создания и деятельности комиссии УСЗН г. Таганрога по оказанию адресной социальной помощи малоимущим жителям г. Таганрога" утвержден порядок создания и деятельности комиссии Управления социальной защиты населения г. Таганрога по оказанию адресной социальной помощи малоимущим жителям г. Таганрога.
Согласно п.4 Положения о комиссии, являющегося приложением к постановлению Администрации г. Таганрога Ростовской области от 13.03.2018г. N447 Комиссия рассматривает заявления и документы, представленные гражданами на оказание АСП, принимает решения о назначении (отказе в назначении) АСП, периодичности выплаты и сроке, на который она назначается.
Разделом 10 постановления Минтруда Ростовской области от 04.08.2017г. N 36 (ред. от 20.01.2021) "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Социальная поддержка малоимущих граждан (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия)" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги: если документы, представленные заявителем, не отвечают требованиям п. 6.10 подраздела 6 настоящего раздела; превышение среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
При установлении Управления социальной защиты населения факта недостоверности сведений, представленных гражданином для назначения пособия, или несвоевременного извещения об изменении сведений, послуживших основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) пособия, указанный гражданин (его семья) лишается права на получение пособия на период, в течение которого указанное пособие оказывалось гражданину незаконно.
Не допускается отказ в предоставлении государственной услуги, в случае если указанные документы поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на ЕПГУ и официальном сайте Минтруда области.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установив отсутствие оснований для отказа Руденко Ю.А. в предоставлении адресной социальной помощи, пришел к верному выводу о незаконности вынесенного ответчиком решения, являющегося предметом рассмотрения в суде и его отмене.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы поданной ответчиком, суд обоснованно указал, что изложенные в решении Управления социальной защиты населения г. Таганрога, обстоятельства не могут являться основание для отказа, поскольку они не содержаться в разделе 10 постановления Минтруда Ростовской области от 04.08.2017г. N 36.
Доводы кассационной жалобы истца о незаконности решения в части отказа во взыскании с ответчика суммы адресной социальной помощи, не могут быть приняты в качестве оснований для отмены законного судебного акта, поскольку как верно указано судом, он не может подменять уполномоченный орган государственной власти и местного самоуправления и решать вопросы выплаты, отнесенных к компетенции данных органов, при том, что нарушенное право истца восстановлено путем признания решения об отказе в предоставлении адресной социальной помощи N49 от 02.12.2020 года незаконным.
Несогласие заявителей с постановлением суда апелляционной инстанции, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного постановления в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Руденко Ю.А, и Управления социальной защиты населения г. Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.