Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Осипова Александра Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани Астраханской области о признании незаконным решения, включении периодов в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Осипова Александра Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года, Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, истца Осипова А.В. и его представителя Журавлевич А.Д, судебная коллегия
установила:
Осипов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани Астраханской области (далее - ГУ-УПФР в Трусовском районе города Астрахани), в котором с учетом уточненного иска просил:
- признать незаконным решение ГУ-УПФР в Трусовском районе города Астрахани N от 11 сентября 2019 года в части исключения из льготного стажа периодов работы: с 01 февраля 1990 года по 17 марта 1990 года (01 месяц 16 дней) - в должности крепильщика 3-го разряда в Волжском спецуправлении, с 07 августа 1991 года по 29 февраля 1992 года (06 месяцев 22 дня) - в должности крепильщика 3-го разряда на Северо-Кавказском хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой", с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года (04 года 04 месяца) - в должности электросварщика 5-го разряда Северо-Кавказском хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой", с 10 ноября 1987 года по 01 декабря 1989 года (02 года 20 дней) - служба в рядах Советской Армии, с 23 марта 1999 года по 06 октября 1999 года (06 месяцев 13 дней) - в должности проходчика 5-го разряда с полным рабочим днем под землей в обществе с ограниченной ответственностью "Дочернее предприятие N1 Тоннельный отряд N44" города Сочи;
- возложить на ГУ-УПФР в Трусовском районе города Астрахани обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение льготной пенсии время работы: с 10 ноября 1987 года по 01 декабря 1989 года (02 года 20 дней) - служба в рядах Советской Армии, с 01 февраля 1990 года по 17 марта 1990 года (01 месяц 16 дней) - в должности крепильщика 3-го разряда в Волжском спецуправлении, с 07 августа 1991 года по 29 февраля 1992 года (06 месяцев 22 дня) - в должности крепильщика 3-го разряда на Северо-Кавказском хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой", с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года (04 года 04 месяца) - в должности электросварщика 5-го разряда Северо-Кавказском хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой", с 23 марта 1999 года по 06 октября 1999 года (06 месяцев 13 дней) - в должности проходчика 5-го разряда с полным рабочим днем под землей в обществе с ограниченной ответственностью "Дочернее предприятие N1 Тоннельный отряд N44" города Сочи;
- назначить досрочную (льготную) страховую пенсию по возрасту с 08 сентября 2019 года.
Решением Трусовского районного суда Астраханской области от 21 июня 2021 года, с учетом определения об исправлении описки от 24 августа 2021 года и дополнительного решения от 27 сентября 2021 года, исковые требования Осипова А.В. удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ-УПФР в Трусовском районе города Астрахани N от 11 сентября 2019 года в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Осипова А.В, периоды работы:
- с 10 ноября 1987 года по 01 декабря 1989 года служба в рядах Советской Армии СССР;
- с 01 февраля 1990 года по 17 марта 1990 года в должности крепильщика 3-го разряда в Волжском спецуправлении;
- с 07 августа 1991 года по 29 февраля 1992 года в должности крепильщика 3-го разряда на Северо-Кавказском Хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой";
- с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года в должности электросварщика 5-го разряда на Северо-Кавказском Хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой";
- с 23 марта 1999 года по 06 октября 1999 года в должности проходчика 5-го разряда в ООО "Дочернее Предприятие N1 Тоннельный отряд N44" города Сочи.
На Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного Фонда Российской Федерации в Астраханской области N2 возложена обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Осипова А.В.:
- с 10 ноября 1987 года по 01 декабря 1989 года служба в рядах Советской Армии СССР;
- с 01 февраля 1990 года по 17 марта 1990 года в должности крепильщика 3-го разряда в Волжском спецуправлении;
- с 07 августа 1991 года по 29 февраля 1992 года в должности крепильщика 3-го разряда на Северо-Кавказском Хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой";
- с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года в должности электросварщика 5-го разряда на Северо-Кавказском Хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой";
- с 23 марта 1999 года по 06 октября 1999 года в должности проходчика 5-го разряда в ООО "Дочернее Предприятие N1 Тоннельный отряд N44" города Сочи.
На Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного Фонда Российской Федерации в Астраханской области N2 возложена обязанность назначить Осипову А.В. страховую пенсию по старости с 8 сентября 2019 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области N 2 на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года решение Трусовского районного суда города Астрахани от 21 июня 2021 года и дополнительное решение Трусовского районного суда города Астрахани от 27 сентября 2021 года отменено в части включения в специальный стаж Осипова А.В. периода работы с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года в должности электросварщика 5-го разряда Северо-Кавказского Хозрасчетного участка ВПСМО "Союзгидроспецстрой", постановлено в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований Осипова А.В.
Решение Трусовского районного суда города Астрахани от 21 июня 2021 года и дополнительное решение Трусовского районного суда города Астрахани от 27 сентября 2021 года изменено в части возложения на Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области N 2 обязанности включить в специальный стаж Осипова А.В. периода службы в Вооруженных Силах СССР с 18 декабря 1987 года по 01 декабря 1989 года и назначении Осипову А.В. досрочной страховой пенсии по старости с 08 сентября 2019 года, включен в специальный стаж Осипова А.В. период службы в Вооруженных Силах СССР с 15 октября 1989 года по 01 декабря 1989 года, назначить Осипову А.В. досрочную страховую пенсию по старости с 8 сентября 2021 года.
В остальной части решение суда и дополнительное решение районного суда оставлены без изменения.
В кассационной жалобе истец Осипов А.В. просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции с учетом дополнительного решения.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Осипов А.В. указывает, что исковые требования в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года в должности электросварщика 5-го разряда Северо-Кавказского Хозрасчетного участка ВПСМО "Союзгидроспецстрой" и периода службы в Вооруженных Силах СССР с 10 ноября 1987 года по 01 декабря 1989 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 08 сентября 2021 года необоснованно оставлены без удовлетворения судом апелляционной инстанции. Обращает внимание, что с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года в период работы в должности электросварщика 5-го разряда Северо-Кавказского Хозрасчетного участка ВПСМО "Союзгидроспецстрой" работал сварщиком ручной сварки, так как других аппаратов в то время под землей не использовалось, при этом работа проходила под землей полный рабочий день. Полагает, что неточности в заполнении трудовой книжке работодателем в части наименования должности, не должны ограничивать его право на назначение досрочной пенсии. Кроме того, указывает на то обстоятельство, что после увольнения из рядов Вооруженных Сил СССР в декабре 1989 года, истец трудоустроен крепильщиком под землей на Рогунском участке Волжского спецуправления, что дает ему право на включение периоды службы в рядах Советской Армии в специальный стаж работы.
В судебном заседании истец Осипов А.В. и его представитель Журавлевич А.Д. кассационную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 30 августа 2019 года Осипов А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-УПФР в Трусовском районе города Астрахани с заявлением о назначении досрочной пенсии страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
11 сентября 2019 года решением ГУ-УПФР в Трусовском районе города Астрахани N Осипову А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого специального стажа на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
По предоставленным документам специальный стаж Осипова А.В. на подземных работах, на работе с вредными условиями труда и в горячих цехах в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 07 лет 04 месяцев 23 дня.
В указанный специальный стаж ответчиком не включены периоды работы Осипова А.В. с 01 февраля 1990 года по 17 марта 1990 года в Волжском спецуправлении в должности крепильщика 3-го разряда, с 07 августа 1991 года по 29 февраля 1992 года в должности крепильщика 3-го разряда на Северо-Кавказском Хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой", с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года в должности электросварщика 5-го разряда Северо-Кавказском Хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой", с 23 марта 1999 года по 6 октября 1999 года в должности проходчика 5 разряда в обществе с ограниченной ответственностью "Дочернее предприятие N 1 Тоннельный отряд N 44" город Сочи, а также служба в Вооруженных Силах СССР с 10 ноября 1987 года по 01 декабря 1989 года.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516, постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, исходил из того, что в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность полный рабочий день с тяжелыми условиями труда.
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж истца периода службы в Вооруженных Силах СССР с 10 ноября 1987 года по 1 декабря 1989 года, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 109 постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", исходил из того, что поскольку в специальный стаж истца включен период работы с 01 февраля 1990 года по 17 марта 1990 года в должности крепильщика 3 разряда Волжского спецуправления, то период службы в армии, предшествующий данному периоду также подлежит зачету в специальный стаж.
С учетом того, что на дату достижения Осиповым А.В. возраста 50 лет (08 сентября 2019 года) у истца выработан специальный стаж работы более 10 лет 6 месяцев, а общий страховой стаж превышает необходимые 20 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 08 сентября 2019 года.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции относительно определения продолжительности периода службы истца в Вооруженных Силах СССР, подлежащего включении в специальный стаж.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку в специальный стаж включен периоды работы истца продолжительностью 1 месяц 17 дней, то и служба в армии подлежит включению продолжительностью 1 месяц 17 дней, то есть с 15 октября 1989 года по 01 декабря 1989 года.
Отменяя решение суда первой инстанции и дополнительное решение в части включения в специальный стаж периода работы истца с 1 марта 1992 года по 1 июля 1996 года в должности электросварщика 5-го разряда Северо-Кавказского Хозрасчетного участка ВПСМО "Союзгидроспецстрой", и отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что не представлено надлежащих и допустимых доказательств занятости истца на работах с ручной сваркой или автоматических или полуавтоматических машинах.
Поскольку с учетом подлежащих включению в специальный стаж истца периодов работы с учетом решения суда первой инстанции и апелляционного определения специальный стаж Осипова А.В. на 8 сентября 2021 года (52 года) составил 8 лет 8 месяцев 25 дней, а общий страховой стаж превышает необходимые 20 лет, то суд апелляционной инстанции пришел к выводу о назначении Осипову А.В. досрочной страховой пенсии с учетом понижения возраста с указанной даты.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции в части продолжительности периода службы Осипова А.В. в Вооруженных Силах СССР, подлежащего включению в специальный страховой стаж, и даты, с которой Осипову А.В. подлежит назначению досрочная страховая пенсия по старости основаны на неправильном применении к спорным отношениям норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статьи 30 Закона N 400-ФЗ, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении требования Осипова А.В. о включении в специальный стаж периода работы с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года в должности электросварщика Северо-Кавказском Хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой", суд апелляционной инстанции мотивировал отсутствием доказательств, подтверждающих характер и условия труда.
Списки льготных профессий, должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, составлены по производственному признаку, поэтому для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо установить производство, к которому относится выполняемая работа.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что организация, в которой осуществлял трудовую деятельность в период с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года занималась строительством подземных сооружений, в том числе и тоннелей, то есть выполняла работы, поименованные Списком N 1 разделом "Горные работы" подраздел 2 - подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений, где в подразделе а) указаны рабочие (код "данные изъяты"): электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах (код "данные изъяты"), электросварщики ручной сварки.
При этом, определяющим показателем является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в профессиях и должностях, поименованных в соответствующих разделах Списков. Для назначения работнику досрочной трудовой пенсии по старости необходимо установить на основании первичных документов полное соответствие характеру фактически выполнявшейся им работы с работой, предусмотренной Списками.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 ноября 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющим ее характер и влияющим на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Такое правовое регулирование согласуется со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, обеспечивает реализацию пенсионных прав граждан и не может расцениваться как нарушающее их конституционные прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2019 года N 2206-О).
В рассматриваемом случае условиями, при которых истцу могут быть включены в специальный стаж спорные периоды работы, являются занятость истца в течение полного рабочего дня на соответствующих работах, подтвержденная документами, выданными работодателем. Истцом в материалы дела справки, уточняющие его характер работы, подтверждающие его как льготный, выдаваемые работодателем, с материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что для включения периодов работы Осипова А.В. после 1 января 1992 года (в период с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года) в специальный стаж требуются надлежащие и допустимые доказательства, которые судам не представлены.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Доводы, приведенные истцом в кассационной в жалобе, относительно наличия права на включение периода работы с 01 марта 1992 года по 01 июля 1996 года в должности электросварщика Северо-Кавказском Хозрасчетном участке ВПСМО "Союзгидроспецстрой" в специальный стаж для досрочного назначение пенсии лишь в связи со сведениями трудовой книжки, являются несостоятельными, данные доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающим внимание доводы кассационной жалобы относительно наличия права на включение в специальный стаж периоды прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии и даты назначения досрочной пенсии.
Согласно военному билету серии N Осипов А.В. с 10 ноября 1987 года по 01 декабря 1989 года проходил службу в Советской Армии, о чем в его трудовую книжку внесена запись N. После службы в армии истец был занят на подземных работах в течение полного рабочего дня с 01 февраля 1990 года.
В период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.
В подпункте "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Абзацем 14 пункта 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункты "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Таким образом, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Исходя из положений пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N590, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Применение указанной норму предполагало, что период, приравниваемый к работе, дающей право на досрочную пенсию, не может по своей продолжительности ее превышать.
На дату прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР иных временных ограничений для включения в специальный страховой стаж приравниваемого к льготной работе периода не имелось. Последующее изменение законодательства не должно влечь за собой уменьшение объема пенсионных прав истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции исходит из того, что при решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы, дающим основания для включения периода службы истца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ввиду изложенного апелляционное определение в части продолжительности периода службы Осипова А.В. в Вооруженных Силах СССР, подлежащего включению в специальный страховой стаж, и даты, с которой Осипову А.В. подлежит назначению досрочная страховая пенсия по старости, нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления в обжалуемой части и направления дела в этой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года отменить в части продолжительности периода службы Осипова Александра Владимировича в Вооруженных Силах СССР, подлежащего включению в специальный страховой стаж, и даты, с которой Осипову Александру Владимировичу подлежит назначению досрочная страховая пенсия по старости.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Астраханский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.