Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой И.В, судей: Каримовой И.Г, Суслова С.В, при секретаре Ганиевой Л.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Чернобая Александра Николаевича на приговор Читинского районного суда Забайкальского края от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от 15 ноября 2021 года.
По приговору Читинского районного суда Забайкальского края от 17 августа 2021 года
ЧЕРНОБАЙ Александр Николаевич, "данные изъяты", осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
До вступления приговора в законную силу мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения.
Срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
В соответствии с п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ зачтено в срок лишения свободы время содержания под стражей с 23 октября 2020 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Взысканы с Чернобая А.Н. в федеральный бюджет процессуальные издержки за участие адвоката в судебном заседании в размере 29 250 руб. 00 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от 15 ноября 2021 года приговор Читинского районного суда Забайкальского края от 17 августа 2021 года изменен:
- исключена из приговора ссылка на наличие у Чернобая А.Н. прямого умысла на совершение убийства Ч.Л.Г, а также указание о том, что он предвидел неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде наступления смерти;
- определено указать в описательно-мотивировочной части приговора о том, что Чернобай А.Н. предвидел возможность наступления общественно-опасных последствий в виде наступления смерти Ч.Л.Г.;
- уточнена описательно-мотивировочная часть приговора в части описания преступного деяния о том, что поводом к совершению преступления послужило противоправное поведение потерпевшей Ч.Л.Г, выразившееся в оскорблении осужденного нецензурной бранью;
- в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ признано смягчающим наказание обстоятельством состояние здоровья осужденного Чернобая А.Н.;
- снижено наказание по ч. 1 ст. 105 УК РФ до 8 лет 10 месяцев лишения свободы.
В остальном приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Павловой И.В, изложившей обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных решений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, заслушав мнения осужденного Чернобая А.Н, адвоката Бутченко А.К, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Пахирко А.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
по приговору Чернобай А.Н. признан виновным и осужден за убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Преступление совершено 22 октября 2020 года в "данные изъяты" Читинского района Забайкальского края в отношении Ч.Л.Г. при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Чернобай А.Н. просит изменить судебные решения, переквалифицировать его действия на ч. 1 ст. 109 УК РФ и при назначении наказания ограничиться отбытым сроком.
В обоснование доводов жалобы осужденный ссылается на отсутствие у него умысла на убийство "данные изъяты", указывает о случайном причинении смерти потерпевшей. По мнению осужденного, суд не установили в приговоре не указал мотив и цель совершения преступления. Также суд не учел его показания в совокупности с показаниями эксперта Л.Ю.Б. и экспертным заключением. Не принято во внимание судом и его состояние здоровья, в том числе психологическое. Выводы о доказанности вины в приговоре, по мнению осужденного, не основаны на материалах дела, свидетельскими показаниями не подтверждены.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель в судебном разбирательстве Мыдыгмаев А.Ч. полагает, что оснований для изменения приговора и апелляционного определения в отношении Чернобая А.Н. по доводам его кассационной жалобы не имеется.
Изучив кассационную жалобу осужденного и проверив материалы уголовного дела, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия не усматривает нарушений уголовно-процессуального закона, которые ставили бы под сомнение законность процедуры предварительного следствия, разбирательства дела судом первой инстанции и апелляционного рассмотрения дела.
Постановленный судом приговор соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, предъявляемым к его содержанию. В нем отражены обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со статьей 73 УПК РФ, проанализированы подтверждающие их доказательства, получившие надлежащую оценку с приведением ее мотивов, аргументированы выводы, относящиеся к вопросу квалификации преступления, разрешены иные вопросы, имеющие отношение к данному делу, из числа предусмотренных статьей 299 УПК РФ.
Фактические обстоятельства происшедшего, как они установлены судом, изложены в приговоре, который в своей описательной части содержит все необходимые сведения о месте, времени, способе совершения преступления, действиях Чернобая А.Н. по причинению смерти потерпевшей, а также об иных данных, позволяющих судить о событии преступления, причастности к нему осужденного и его виновности, а также об обстоятельствах, достаточных для правильной правовой оценки содеянного им, с учетом изменений, внесенных в приговор судом апелляционной инстанции.
По результатам состоявшегося разбирательства суд, несмотря на занятую Чернобаем А.Н. позицию по отношению к предъявленному обвинению, пришел к выводу о его виновности в умышленном лишении потерпевшей жизни.
В приговоре, вопреки доводам кассационной жалобы, указаны как мотив совершения преступления в отношении Ч.Л.Г, так и способ, которым осужденный причинил потерпевшей смерть.
Выводы суда о виновности осужденного основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств - показаниях самого осужденного, данных в ходе предварительного следствия и обоснованно признанных судом правдивыми в той их части, в которой они согласуются между собой и с иными доказательствами по делу - показаниями потерпевшего Ч.И.А, свидетелей К.Т.Р, Г.Н.А, К.А.В, К.В.А, Ж.Г.О, С.К.В, С, П.Г, Р.С.А, Д.С.Ж, заключениями экспертиз, в том числе комиссионной судебно-медицинской N, назначенной и проведенной на основании постановления суда, согласно выводам которой: смерть потерпевшей наступила в результате "данные изъяты"; показаниями эксперта Л.Ю.Б. в судебном заседании, подтвердившей выводы судебно-медицинской экспертизы и пояснившей о том, что причинение смерти потерпевшей возможно при обстоятельствах, о которых в первоначальных признательных показаниях пояснял Чернобай А.Н, а также содержанием иных, исследованных в судебном заседании доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, приведенные в приговоре доказательства получили в соответствии с положениями статьи 17 УПК РФ надлежащую оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела, как того требуют положения 88 УПК РФ.
Обстоятельств, указывающих на самооговор осужденного либо оговор его со стороны потерпевшего, свидетелей, чьи показания судом положены в обоснование выводов о его виновности, по делу не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы осужденного Чернобая А.Н, всем представленным сторонами в ходе судебного следствия доказательствам судом дана оценка, все положенные в основу приговора доказательства в полной мере отвечают требованиям допустимости.
Несогласие осужденного Чернобая А.Н. с оценкой доказательств, положенных в основу приговора, не свидетельствует о незаконности постановленных судебных решений.
Данных, указывающих на то, что в приговоре показания допрошенных лиц, содержание выводов экспертных заключений или иных документов приведены таким образом, что это искажало бы существо исследованных доказательств и позволяло им дать иную оценку, чем та, которая содержится в приговоре, что суд незаконным образом воспрепятствовал представлению стороной защиты доказательств для исследования, судебной коллегией не установлено.
Из протоколов судебных заседаний видно, что суд, как первой, так и апелляционной инстанции, создал сторонам все необходимые условия для исполнения ими процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
Стороны в ходе разбирательства активно пользовались правами, предоставленными им законом, в том числе исследуя представляемые доказательства и участвуя в разрешении процессуальных вопросов.
Основанные на законе мнения и возражения сторон судом принимались во внимание. Протокол судебного заседания не содержит данных, которые бы свидетельствовали о том, что уголовное дело в отношении Чернобая А.Н. рассмотрено с обвинительным уклоном.
Неустраненных противоречий в доказательствах, вызывающих сомнения в правильности выводов суда о виновности осужденного, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия считает, что нормы процессуального права, регулирующие процедуру проверки доказательств и правила их оценки в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и при апелляционном рассмотрении дела соблюдены.
По делу не допущено нарушений ни уголовного, ни уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, которые в соответствии с положениями ч.1 ст. 401.15 УПК РФ являлись бы основаниями отмены или изменения приговора, апелляционного определения при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке.
Юридическая оценка содеянному осужденным Чернобаем А.Н. дана верная, квалификация его действий по ч.1 ст. 105 УК РФ является правильной, оснований для иной квалификации не имеется.
Доводы осужденного о том, что он не имел умысла на убийство потерпевшей, его действия следует квалифицировать по ч.1 ст. 109 УК РФ, так как смерть Ч.Л.Г. была причинена по неосторожности, были тщательным образом проверены судом и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку опровергаются как доказательствами, исследованными в судебном заседании, приведенными выше, так и самим характером действий осужденного, совершенных в отношении супруги.
Способ и мотив совершения убийства потерпевшей, характер и локализация причиненных ей телесных повреждений в области "данные изъяты", судом, в том числе в апелляционной инстанции, правильно определены, как обнаруживающие у Чернобая А.Н. наличие косвенного умысла на лишение жизни Ч.Л.Г.
Выводы суда как первой, так и апелляционной инстанции в данной части являются правильными, сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Также суд обоснованно не нашел причин сомневаться в полноте комплексного психолого-психиатрического исследования Чернобая А.Н. и в правильности выводов экспертной комиссии "данные изъяты"
Поскольку стороной защиты не было приведено доводов, которые бы породили сомнения в обоснованности заключения экспертов относительно психического состояния Чернобая А.Н, судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами жалобы осужденного о том, что убийство Ч.Л.Г. было совершено в измененном психологическом состоянии, вызванном длительной психотравмирующей ситуацией.
Психическая полноценность Чернобая А.Н. сомнений у судебной коллегии также не вызывает.
Приводимые в кассационной жалобе осужденного доводы о несогласии с оценкой доказательств, которая им дана судом, не могут служить основанием для пересмотра в кассационном порядке вынесенных в отношении него судебных решений, поскольку в силу положений ст. 401.1 и 401.15 УПК РФ отмена или изменение судебных решений в кассационном порядке возможны лишь в связи с существенным нарушением уголовно-процессуального закона или неправильным применением уголовного закона, которые в данном случае не выявлены.
Назначенное Чернобаю А.Н. наказание отвечает требованиям статей 6, 60, ч.1 ст. 62 УК РФ, соразмерно содеянному, соответствует достижению целей восстановления социальной справедливости и исправления осужденного.
Выводы суда о наличии обстоятельств, смягчающих наказание Чернобая А.Н, в том числе предусмотренных п.п. "и", "к" ч.1 ст. 61 УК РФ, а также установленных в суде апелляционной инстанции противоправного поведения потерпевшей, которое явилось поводом к совершению преступления, и состояния здоровья осужденного, в судебных решениях мотивированы, сомнений в своей правильности не вызывают.
Иные обстоятельства, влияющие на назначение наказания, предусмотренные ч.1 ст. 61 УК РФ, подлежащие безусловному учету, по делу отсутствуют.
Оснований для применения в отношении Чернобая А.Н. положений ч.6 ст.15, а также ст. 64 и 73 УК РФ судом не установлено, судебная коллегия их также не усматривает.
Вид исправительного учреждения, в котором осужденному следует отбывать наказание в виде лишения свободы, верно определен в соответствии со ст. 58 УК РФ.
Апелляционное определение по форме и содержанию отвечает требованиям статьи 389.28 УПК РФ. Все доводы представления прокурора и жалоб стороны защиты, в том числе аналогичные тем, которые приведены осужденным в кассационной жалобе, судом апелляционной инстанции были проверены с изложением по ним мотивированных суждений, в том числе в той части, в которой в приговор были внесены изменения.
При кассационном рассмотрении дела не установлено обстоятельств, которые свидетельствовали бы о незаконности приговора, вызывали сомнения в правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм уголовного и уголовно-процессуального законов, отразившихся на выводах, изложенных в судебных решениях относительно доказанности события преступления, причастности к нему осужденного, его вины и квалификации действий, а также законности и справедливости вида и срока назначенного ему наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 401.14, 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Читинского районного суда Забайкальского края от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от 15 ноября 2021 года в отношении Чернобая Александра Николаевича оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Чернобая А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Павлова
Судьи: И.Г. Каримова
С.В. Суслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.