Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Лукьяновой Т.Г, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бузоверовой Инны Викторовны, Южаковой Елены Олеговны, Вибе Ольги Петровны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 22 июня 2022 года по административному делу N 2а-39/2022 по административному исковому заявлению Бузоверовой Инны Викторовны, Южаковой Елены Олеговны, Вибе Ольги Петровны к администрации г. Рубцовска Алтайского края о признании распоряжения незаконным в части.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бузоверова И.В, Южакова Е.О, Вибе О.П. обратились в суд с административным иском о признании незаконным пункта 3 распоряжения администрации г. Рубцовска Алтайского края от 19 апреля 2021 года N 165-р, мотивируя тем, что установленный данным пунктом распоряжения срок расселения жителей указанного многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, собственниками комнат в котором являются административные истцы, - до 30 сентября 2025 года не является разумным. Внесение оспариваемым распоряжением изменений в распоряжение администрации г. Рубцовска от 1 августа 2016 года N 310-р, которым срок расселения многоквартирного дома был установлен до 31 декабря 2020 года, нарушает права истцов на своевременное получение выкупной цены за принадлежащие им на праве собственности жилые помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным в установленном порядке, а также ставит под угрозу причинения вреда жизни и здоровью истцов, поскольку имеется реальная опасность произвольного разрушения дома.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 января 2022 года административные исковые требования удовлетворены; признан незаконным пункт 3 распоряжения администрации г. Рубцовска Алтайского края от 19 апреля 2021 года N 165-р о расселении жителей многоквартирного жилого дома по ул. Тихвинская, 6 в г. Рубцовске Алтайского края в срок до 30 сентября 2025 года; с администрации г. Рубцовска Алтайского края в пользу Соснова Е.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб, в пользу общества с ограниченной ответственностью "ООО "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы" - расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы N 2537/21 от 23 декабря 2021 года в сумме 17 600 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 22 июня 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования Бузоверовой И.В, Южаковой Е.О, Вибе О.П. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 14 июля 2022 года, административными истцами ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции со ссылкой на неправильное применение апелляционным судом норм материального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование административного иска, настаивают на незаконности оспариваемого пункта распоряжения, указывая на то, что установленный органом местного самоуправления срок расселения жителей дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, при наличии доказательств угрозы обрушения перекрытий дома, что создает опасность для жизни и здоровья граждан, не может быть признан разумным. Полагают неверными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска со ссылкой на то, что оспариваемое распоряжение не влечет нарушение жилищных прав истцов, поскольку вступившими в законную силу решения по гражданским делам на администрацию г. Рубцовска уже возложена обязанность выкупа принадлежащих истцам жилых помещений, отмечая, что в рамках настоящего административного дела целью судебной защиты являются права истцов на жизнь и здоровье; отказав в защите данных прав по приведенным в апелляционном определении основаниям, суд лишил истцов права на оспаривание незаконного постановления органа местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Из материалов административного дела усматривается, что Бузоверова И.В. является собственником комнаты N N, Южакова Е.О. - комнаты N N, Вибе О.П. - комнаты N N в доме "адрес".
Заключением АО "Проектный институт "Алтайкоммунпроект" N 1321-3-45-16 по итогам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" установлено, что согласно СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" техническое состояние указанного дома признано аварийным и подлежащим сносу. В строительных конструкциях наблюдаются деформации и повреждения, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обращения. Для предоставления угрозы обрушения конструкций жилого дома, до сноса здания, необходимо выполнить страховочные мероприятия на опасных участках. Процент износа основных строительных конструкций жилого дома составляет 65-75 %. В связи с большим физическим износом и имеющимися дефектами здание жилого дома не пригодно для эксплуатации.
30 мая 2016 года по результатам обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", межведомственной комиссией г. Рубцовска составлен акт N 7, согласно которому строительные конструкции многоквартирного жилого дома по "адрес" вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приведшего к снижению до недопустимого уровня надежности здания (износ от 65 % до 75 %), прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, согласно пункту 33 раздела 3 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийном и подлежащим сносу" являются непригодными для дальнейшей эксплуатации; необходимо подготовить заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного жилого дома по "адрес" аварийным и подлежащим сносу.
Заключением межведомственной комиссии г. Рубцовска о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу N 7 от 1 июня 2016 года жилой дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г. Рубцовска от 1 августа 2016 года N 310-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2 распоряжения Управлению администрации г. Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и благоустройству поручено произвести расселение жителей многоквартирного дома по ул. "адрес" до 31 декабря 2020 года.
Распоряжением администрации г. Рубцовска от 19 апреля 2021 года N 165-р в распоряжение администрации г. Рубцовска от 1 августа 2016 N 310-р внесены изменения, в частности, пункт 2 распоряжения изложен в следующей редакции: "Управлению администрации г. Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и экологии произвести расселение жителей многоквартирного дома по "адрес" до 30 сентября 2025 года" (пункт 3 распоряжения администрации г. Рубцовска от 19 апреля 2021 года N 165-р).
Ссылаясь на неразумность установленного срока расселения указанного многоквартирного дома и наличие реальной опасности разрушения дома и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем лиц, Бузоверова И.В, Южакова Е.О, Вибе О.П. обратились в суд с настоящим административным иском.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что срок расселения многоквартирного дома N "адрес" - до 30 сентября 2025 года, установленный пунктом 3 распоряжения администрации от 19 апреля 2021 N165-р, нельзя признать разумным, поскольку он установлен без учета технического состояния многоквартирного жилого дома, его опасности для здоровья и жизни граждан, а также возможности наступления последствий в виде прекращения существования дома как объекта недвижимости, что, в свою очередь, приведет к нарушению прав граждан, в том числе на выкуп жилых помещений.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что учитывая наличие вступивших в законную силу судебных актов, подлежащих неукоснительному исполнению, которыми на администрацию г. Рубцовска уже возложена обязанность выкупа у Бузоверовой И.В, Вибе О.П, Южаковой Е.О. жилых помещений, и исходя из даты вступления указанных решений в законную силу распоряжение администрации г. Рубцовска от 19 апреля 2021 года N 165-р, которым сроки расселения жилого дома "адрес" продлены до 30 сентября 2025 года, нарушения жилищных прав административных истцов не влечет. В рассматриваемом случае жилищные права Бузоверовой И.В, Вибе О.П, Южаковой Е.О. обеспечиваются исполнением судебных решений.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу пункта 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Согласно полномочиям, установленным статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, органы местного самоуправления определяют срок сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срок отселения.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с приложением 1 к краевой адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 1 апреля 2019 года N106 "Об утверждении краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" жилой дом N 6 по ул. Тихвинской в г. Рубцовске включен в адресную программу, установлена планируемая дата переселения - 31 декабря 2023 года.
Исходя из приведенного правового регулирования, оценив представленные доводы и доказательства и установив, что Бузоверова И.В, Южакова Е.О, Вибе О.П. - собственники комнат в указанном жилом доме, признанного аварийным и подлежащим сносу и включенного в краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденную до истечения срока расселения, установленного в распоряжении администрации г. Рубцовска Алтайского края от 1 августа 2016 года N 310-р, после получения требования о сносе дома в срок до 31 декабря 2020 года реализовали свои жилищные права путем предъявления требований о выкупе жилых помещений, о чем имеются вступившие в закону силу судебные акты Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 мая 2021 года по гражданскому делу N 2-1532/2021 (по иску Бузоверовой И.В.), от 28 мая 2021 года по гражданскому делу N 2-1499/2021 (по иску Вибе О.П.), от 28 мая 2021 года по гражданскому делу N 2-1501/2021 (по иску Южаковой Е.О.), суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку удовлетворение требований в пределах избранного заявителями способа защиты права не направлено на их восстановление, указав, что исполнение судебных актов и разрешение вопроса об изъятии жилых помещений путем их выкупа не зависит от соблюдения административным ответчиком установленных сроков расселения жилого дома.
Доводы кассационной жалобы о том, что жилой дом N 6 по ул. Тихвинской в г. Рубцовске ранее не был включен в адресную программу, с учетом установленных по делу обстоятельств не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку его выводов не опровергают, нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права не подтверждают.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены апелляционного определения и доводы кассационной жалобы о том, что заявленные по настоящему делу административные исковые требования направлены на реализацию самостоятельного способа защиты жилищных прав заявителей, отличного от требований, предъявленных в порядке гражданского судопроизводства, поскольку гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение, при этом не предполагается одновременной реализации указанных прав. В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований в пределах избранного заявителями способа защиты права путем оспаривания бездействия администрации г. Рубцовска в порядке административного судопроизводства у суда не имелось, на что обоснованно указано судом апелляционной инстанции.
Вопросы исполнения вступивших в законную силу судебных актов Рубцовского городского суда Алтайского края по гражданским делам N 2-1532/2021, N 2-1499/2021, N 2-1501/2021 к предмету рассматриваемого спора не относятся.
Ссылки административных истцов на иную судебную практику также не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бузоверовой Инны Викторовны, Южаковой Елены Олеговны, Вибе Ольги Петровны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.