Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абатуровой Елены Игоревны, поданную 22 августа 2022 г, на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 г, по административному делу N 2а-1213/2022 по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата на должность главы муниципального образования "город Шелехов" Абатуровой Елены Игоревны об отмене решения Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2022 г. N 65/352 "О регистрации Андреева Александра Сергеевича кандидатом на должность главы муниципального образования "город Шелехов".
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, заключение прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты не подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
решением Думы г. Шелехов от 21 июня 2022 г. N 22-рд "О назначении выборов Главы муниципального образования "город Шелехов" на 11 сентября 2022 г. назначены выборы главы города Шелехова.
Абатурова И.Е. решением Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 16 июля 2022 г. N 58/320 зарегистрирована кандидатом на должность главы города Шелехова.
Абутурова Е.И. обратилась в Шелеховский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидатом Андреева А.С. на основании решения Шелеховской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2022 г. N 65/352 "О регистрации Андреева Александра Сергеевича кандидатом на должность главы муниципального образования "город Шелехов".
В обоснование требований, с учетом уточнения, указано, что Шелеховская территориальная избирательная комиссия (далее - Шелеховская ТИК), приняв решение о регистрации Андреева А.С. кандидатом на должность главы города Шелехова, допустила нарушение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области", поскольку в документах, представленных кандидатом для его регистрации и выдвижения, имелись существенные нарушения. Кандидат Андреев А.С. в заявлении о согласии баллотироваться, указал о себе сведения о роде занятий - временно неработающий, однако документы, подтверждающие статус, не представил. Нарушение является существенным, является основанием для отказа в регистрации и для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата. Кроме того, при принятии оспариваемого решения член Шелеховской ТИК с правом решающего голоса ФИО9 выразил особое мнение, опубликованное на сайте Шелеховской ТИК, в котором указал о нарушении ответчиком порядка проверки подписных листов. Настаивает, что со ссылкой на особое мнение ФИО9, что Андреевым А.С. представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей для его регистрации.
Указывает также, что основанием для признания всех подписей недействительными является их изготовление с нарушением требований закона, т.к. оплата изготовленных подписных листов должна быть произведена не ранее момента открытия специального избирательного счета и не позднее момента сдачи подписных листов на регистрацию и начала их проверки комиссией. На момент принятия решения Шелеховской ТИК имелись основания для отказа в регистрации кандидата, поскольку среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для регистрации, не представлено. Представленные в подтверждение оплаты подписных листов приходный и расходный ордеры, кассовый и товарный чеки не могут служить доказательством оплаты подписных листов кандидатом Андреевым А.С. Из представленных расходных документов не усматривается от кого и за какие услуги денежные средства получил индивидуальный предприниматель Кисилев С.А, представленные документы не являются относимыми и допустимыми доказательствами.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 августа 2022 г. (с определением Шелеховского городского суда Иркутской области от 5 августа 2022 г. об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Абатурова Е.И. ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы, повторяя изложенную ранее позицию в судах первой и апелляционной инстанции, указывает, что судебные акты приняты на основе неправильного применения норм материального и процессуального права. Не согласна с выводами судов о том, что кандидат Андреев А.С. не обязан был предоставлять копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а избирательная комиссия не должна была выяснить за счет каких средств произведена оплата изготовления подписных листов. Полагает необоснованной и противоречащей федеральному закону ссылку судов на решение Шелеховской ТИК от 21 июля 2022 г. N 49/264, постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 26 мая 2022 г. N 152/1300. Настаивает, что избирательная комиссия при принятии решения о регистрации Андреева А.С. кандидатом на должность Главы города Шелехова не убедилась в том, что изготовление подписных листов оплачено из средств соответствующего фонда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат предоставляет избирательной комиссии заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Аналогичные положения содержатся в Законе Иркутской области от 11 ноября 2011 г. N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области N 116-ОЗ).
Для целей применения Федерального закона N 67-ФЗ в соответствии с пунктом 57 статьи 2 указанного закона под родом занятий понимается документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы местного самоуправления, подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
Основания для признания подписей избирателей недействительными установлены в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, а также в пункте 9 статьи 61 Закона Иркутской области N 116-ОЗ.
Согласно приложению N 3 к решению Шелеховской ТИК "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов при проведении муниципальных выборов не территории Шелеховского муниципального района в единый день голосования 11 сентября 2022 г." численность избирателей в муниципальном образовании "город Шелехов" на 1 января 2022 г. составляет 34 772, количество подписей необходимых для регистрации кандидата - 174, максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию для регистрации кандидата - 191.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, 9 июля 2022 г. в Шелеховскую ТИК Андреевым А.С. было представлено заявление о согласии баллотироваться на должность Главы города Шелехова в порядке самовыдвижения. В заявлении род занятий указан - временно не работающий.
9 июля 2022 г. открыт специальный избирательный счет, о чем 11 июля 2022 г. в Шелеховскую ТИК сообщено кандидатом.
Андреевым А.С. на указанный счет внесены собственные денежные средства в размере 2 000 руб. Согласно операции по счету выдано на оплату подписных листов 2 000 руб. О внесении платы за печать подписных листов в размере 2 000 руб. представлены платежные документы, подтверждающие оплату услуг индивидуального предпринимателя Киселева С.А. (типография Перекресток) 12 июля 2022 г.
Для регистрации кандидатом Андреевым А.С. 16 июля 2022 г. представлены подписные листы, содержащие 191 подпись избирателей, проставленных 13 июля 2022 г, заверенных кандидатом 16 июля 2022 г.
По итогам проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата на должность главы города Шелехова Андреева А.С. из 191 заявленной подписи избирателей 2 подписи признаны недостоверными и (или) недействительными, количество достоверных подписей составило 189. Заседание рабочей группы проведено с участием привлеченного специалиста заместителя начальника МЭКО N ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области ФИО12, составлен протокол N от 26 июля 2022 г.
По итогам заседания Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Шелеховскую ТИК членом Шелеховской ТИК с правом решающего голоса ФИО9 представлено особое мнение о регистрации Андреева А.С.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами права, регулирующим спорные правоотношения, оценив представленные доводы и доказательства, установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении в связи с отсутствием оснований для отмены регистрации кандидата, исходя из того, что требований к документам, подтверждающим статус временно не работающий, указанный кандидатом Андреевым А.С, не установлены, обязанность предоставлять документы, подтверждающие статус временно не работающего лица отсутствует. Оплата изготовления подписных листов произведена за счет средств избирательного фонда кандидата Андреева А.С, услуги по печати подписных листов оплачены после открытия специального избирательного счета и совершения расходной операции по счету, изготовление подписных листов осуществлено в интересах кандидата. Кроме того, суд признал несостоятельными доводы административного истца о недостаточности достоверных и действительных подписей избирателей, так как проверка подписных листов проведена с участием привлеченного специалиста - эксперта, что удостоверено подписью эксперта на ведомости проверки подписных листов кандидата Андреева А.С, сведения об избирателях проверены с использованием регистра избирателей информационной системы ГАС "Выборы". Возможность прочтения рукописного текста, имеющего особенности почерка, обусловлена субъективным восприятием, служить основанием для признания подписей избирателей и лиц, собиравших подписи, недействительными или недостоверными не может. Субъективное мнение ФИО9, не обладающего специальными познаниями, не может опровергнуть заключение специалиста - заместителя начальника МЭКО NЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области ФИО12
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанции по существу правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не опровергают выводы судов, направлены на иную оценку представленных доказательств, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Абатуровой Е.И. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренном, статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 30 августа 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.