Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Матейкина Петра Васильевича, поданную 24 августа 2022 г, на решение Усть - Абаканского районного суда Республики Хакасия от 9 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 19 августа 2022 г, по административному делу N 2а-978/2022 по административному исковому заявлению Матейкина Петра Васильевича об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Усть - Абаканского района Республики Хакасия (далее - ТИК Усть - Абаканского района, избирательная комиссия) об отказе в регистрации кандидатом.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения Матейкина П.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ТИК Усть - Абаканского района Матейко Е.И, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов Муниципального образования Солнечного сельсовета от 14 июня 2022 г. N 232 "О назначении выборов главы Солнечного сельсовета Усть - Абаканского района Республики Хакасия.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Усть - Абаканского района Республики Хакасия от 29 июля 2022 г. N N отказано в регистрации кандидату на должность главы Солнечного сельсовета Усть - Абаканского района Республики Хакасия Матейкину П.В.
Матейкин П.В. обратился в Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29 июля 2022 г. N.
В обоснование требований указано, что им представлены в Территориальную избирательную комиссию Усть - Абаканского района Республики Хакасия документы, необходимые для регистрации кандидатом на должность главы Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - глава Солнечного сельсовета). Оспариваемым постановлением в регистрации кандидатом отказано, поскольку все собранные им 14 подписей избирателей признаны недействительными. Отказ в регистрации полагает незаконным, противоречащим позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
Указывает, что самостоятельно осуществлял сбор подписей избирателей в свою поддержку, его личность была идентифицирована избирательной комиссией при получении документов, представлена копия паспорта, избирательная комиссия не вправе была выносить решение об отказе в регистрации его кандидатом. Решение ТИК Усть-Абаканского района нарушает его избирательные права.
Решением Усть - Абаканского районного суда Республики Хакасия от 9 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 19 августа 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Матейкин П.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы, приводя свое толкование норм материального права, повторяя изложенную ранее позицию, указывает на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что судами не учтены правовые позиции, содержащееся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав административного истца, представителя избирательной комиссии, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Порядок регистрации кандидатов, а также основания для отказа в регистрации установлены статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены Законом Республики Хакасия от 8 июля 2011 г. N 65-ЗРХ "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия N 65-ЗРХ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ в приложении N 6 к указанному Федеральному закону утверждена форма подписного листа в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования удостоверяется подписью лица, осуществляющего сбор подписей, обязанного указать все сведения о себе, перечисленные в подстрочнике.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2022 N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
Соответствующие основания для отказа в регистрации кандидатов установлены Законом Республики Хакасия от 8 июля 2011 г. N 65-ЗРХ "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия".
В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона Республики Хакасия N 65-ЗРХ количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы Солнечного сельсовета составляет не менее 10 и не более 14 подписей избирателей.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, для регистрации кандидатом на должность главы Солнечного сельсовета Матейкиным П.В. в поддержку кандидата в порядке самовыдвижения были представлены подписные листы, содержащие 14 подписей избирателей.
Согласно ведомости проверки подписных листов N 1 и итоговому протоколу рабочей группы по приемке и проверке избирательных документов, предоставляемых при проведении выборов на должность главы Солнечного сельсовета Усть - Абаканского района Республик Хакасия от 26 июля 2022 г. все 14 подписей признаны недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку подписные листы не содержат сведений об адресе места жительства лица, осуществившего сбор подписей. Кандидат, самостоятельно осуществивший спор подписей, ограничился указанием адреса, содержащего лишь наименование субъекта Российской Федерации (Республика Хакасия) и города (Абакан).
Постановлением ТИК Усть- Абаканского района от 29 июля 2022 г. N N Матейкину П.В. отказано в регистрации кандидатом по основанию, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, все подписи избирателей признаны недействительными, поскольку им представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными выше нормами материального права, установив фактические обстоятельств дела, свидетельствующие о том, что представленные подписные листы не содержат полных сведений об адресе места жительства лица, осуществившего сбор подписей избирателей для выдвижения кандидата, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что постановление ТИК Усть-Абаканского района об отказе Матейкину П.В. в регистрации кандидатом на должность главы Солнечного сельсовета принято в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Судебная коллегия апелляционного суда, проверяя законность решения, с выводами суда согласилась, отклонив как не обоснованные доводы заявителя жалобы о том, что избирательные комиссии не должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в перечне сведений.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в судебных актах, оснований считать которую неправильной не имеется.
При рассмотрении дела судами не допущено нарушений норм материального права и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных актов в кассационном порядке. Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм избирательного законодательства, не могут быть приняты во внимание. Оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Усть - Абаканского районного суда Республики Хакасия от 9 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 19 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 30 августа 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.