Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1614/2021 (УИД 22RS0013-01-2021-001689-81) по иску Пожидаева Александра Сергеевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, акционерному обществу "Бийскэнерго" об установлении факта выполнения работ с вредными и тяжелыми условиями труда, включении периодов работы в специальный стаж, обязании внести корректирующие сведения в данные индивидуального (персонифицированного) учета, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Пожидаева Александра Сергеевича - Востриковой Марины Сергеевны на решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пожидаев Александр Сергеевич (далее по тексту - Пожидаев А.С.) обратился в Бийский городской суд Алтайского края к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ГУ - ОПФР по Алтайскому краю), акционерному обществу "Бийскэнерго" (далее по тексту - АО "Бийскэнерго") с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении факта выполнения работ с вредными и тяжелыми условиями труда с 10 июля 2001 г..по 7 августа 2006 г..в должности слесаря по обслуживанию оборудования электростанций (сливщика-разливщика) на Пиковой водогрейной котельной (ПВК) в ООО "Бийскэнерго", с 8 августа 2006 г..по 18 декабря 2008 г..в должности слесаря по обслуживанию оборудования электростанций (сливщика-разливщика) в Котельном цехе в ООО "Бийскэнерго"; обязании АО "Бийскэнерго" представить в ГУ - ОПФР по Алтайскому краю сведения для корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуального лицевого счета, присвоив код особых условий труда (2140000а-18455, 2140000а-18598, раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2) за период работы с 10 июля 2001 г..по 18 декабря 2008 г..в ООО "Бийскэнерго" в должности слесаря по обслуживанию оборудования электростанций (сливщика-разливщика); обязании ГУ - ОПФР по Алтайскому краю внести сведения в индивидуальный лицевой счет, с присвоением кода особых условий труда (2140000а-18455, 2140000а-18598, раздела XIII Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2) за период работы с 10 июля 2001 г..по 18 декабря 2008 г..ООО "Бийскэнерго"; обязании ГУ - ОПФР по Алтайскому краю включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Список N 2) периоды с 10 июля 2001 г..по 7 августа 2006 г..в должности слесаря по
обслуживанию оборудования электростанций (сливщика-разливщика) на Пиковой водогрейной котельной (ПВК) в ООО "Бийскэнерго", с 8 августа 2006 г..по 18 декабря 2008 г..в должности слесаря по обслуживанию оборудования электростанций (сливщика-разливщика) в Котельном цехе в ООО "Бийскэнерго"; признании права на досрочную страховую пенсию по старости; обязании ГУ - ОПФР по Алтайскому краю назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение, с 29 декабря 2020 г..; взыскании с ГУ - ОПФР по Алтайскому краю государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 21 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Представитель Пожидаева А.С. - Вострикова Марина Сергеевна обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2022 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права; несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. По мнению суда первой инстанции, предоставленные истцом письменные доказательства о предоставлении ему льгот в виде доплаты за вредность 4%, дополнительного отпуска, питания не свидетельствуют о его непосредственной занятости на работах с тяжелыми условиями труда. При этом суд первой инстанции должным образом не оценил, что в период с 1 ноября 2000 г..по 9 июля 2001 г, включенный истцу в специальный стаж пенсионным органом, ему предоставлялись такие же льготы - доплата за вредность 4%, дополнительный отпуск, питание. Суд апелляционной инстанции в данной части указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения работ со сливом (разливом) в режиме полного рабочего времени, поскольку они носили эпизодический характер и не являлись его основной трудовой функцией. С данным выводом заявитель не согласен, поскольку выполнение истцом в спорный период времени работ, связанных со сливом (разливом) мазута в режиме полного рабочего времени подтверждалось показаниями свидетелей, а также записями в оперативных журналах. Отклоняя доводы истца, суд апелляционной инстанции указал, что доплата за вредность 4%, дополнительный отпуск и питание были сохранены за истцом и после перевода на должность машиниста насосных установок. Данный вывод противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку после 2008 г..все надбавки были упразднены, кроме того, период и условия работы после 18 декабря 2008 г..не исследовались судом первой инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций не дана правовая оценка должностной инструкции должностной инструкции слесаря-сливщика мазута мазутохозяйства ПВК, РД 123-135-01, должностной инструкции слесаря по обслуживанию оборудования электростанций (сливщика мазута), РД 123-135-03, должностной инструкции слесаря по обслуживанию оборудования электростанций (сливщика мазута), котельный цех, РД 123-135-07, а также информации, содержащейся в медицинской карте истца, которой подтверждалось, что весь период работы в ООО "Бийскэнерго", как включенный, так и не включенный в специальный стаж, истец проходил медицинские осмотры для подтверждения годности к работе в специальных условиях, также в указанном медицинском документе закреплены вредные условия работы, такие как шум, повышенная температура, аромат углеводородов, углеродная пыль. Изложенные истцом обстоятельства также подтверждены свидетельским показаниями, которым судом не дана надлежащая оценка в связи с тем, что периоды их работы, которые приходятся на совместную работу в заявленном истцом периоде не включены им в специальный стаж. Судом проигнорировано то, что данные свидетели подтверждали неизменный характер выполняемых должностных обязанностей сливщика, а также дополнительное возложение обязанностей слесаря по обслуживанию оборудования мазутохозяйства в 2001 г, а также то обстоятельство, что условия работы истца как до, так и после 10 июля 2001 г..также не изменились.
То обстоятельство, что в спорные периоды, работодателем подавались сведения на истца как общие условий труда, также не может влиять на право работника на получение льготной пенсии, поскольку обязанность по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц и ответственность за их правильность и своевременность предоставления, возложена на работодателя, надлежащий контроль за предоставлением работодателем указанных сведений - на пенсионный фонд, в связи с чем, гражданин не должен быть лишен приобретенных им в период осуществления трудовой деятельности пенсионных прав вследствие ненадлежащего исполнения последними своих обязанностей. Отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период работы истца с 10 июля 2001 г..по 18 декабря 2008 г..о том, что данная работа истца являлась льготной, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не может служить основанием для исключения этого периода работы из специального страхового истца, поскольку обязанность по передаче таких сведений возлагается исключительно на работодателя, а не на работника. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
ГУ - ОПФР по Алтайскому краю в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. указав на законность решения Бийского городского суда Алтайского края от 21 октября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2022 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из трудовой книжки Пожидаев А.С. работал: с 17 апреля 1989 г. по 9 июля 1989 г. в качестве вальцовщика в цехе мастики уч-к на Бийском химическом комбинате, с 23 октября 1989 г. по 1 апреля 1993 г. - в качестве плавильщика металлов сплавов в цехе охотничьих патронов участок дробей на Бийском химическом комбинате; с 4 июня 1993 г. по 31 августа 2001 г. - в качестве сливщика-разливщика на Арендном предприятии "Бийская ТЭЦ-1" ПЭО "Барнаулэнерго" (с 1 марта 1993 г. - АООТ "Бийская ТЭЦ-1", с 21 июня 1996 г. - ОАО "Бийская ТЭЦ-1"), с 1 ноября 2000 г. по 9 июля 2001 г. - в качестве сливщика-разливщика на пиковой водогрейной котельной, с 10 июля 2001г. по 18 декабря 2008 г. - в качестве слесаря по обслуживанию оборудования электростанций в ООО "Бийскэнерго".
1 декабря 2020 г. Пожидаев А.С. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе от 11 декабря 2020 г. N 982155/20 Пожидаеву А.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пенсионным фондом в специальный стаж по Списку N 1 засчитаны периоды работы: с 23 октября 1989 г..по 30 июня 1990 г, с 1 января 1991 г..по 31 января 1991 г, с 1 марта 1991 г..по 30 июня 1991г, с 1 августа 1992 г..по 1 апреля 1993 г..- в качестве плавильщика металлов и сплавов, занятого на плавке содержащих свинец, в цехе охотничьих патронов на участке дроби на Бийском химическом комбинате, согласно уточняющей справке от 18 октября 2005 г..N 813, архивной справке от 4 февраля 2020 г..N С-460 (фактически отработанное время) и выписке из индивидуального лицевого счета Пожидаева А.С.; в специальный стаж по Списку N 2 засчитаны периоды работы: с 17 апреля 1989 г..по 9 июля 1989 г..- в качестве вальцовщика в производстве битумных материалов цеха мастики участок 1 на Бийском химическом комбинате, согласно уточняющей справке от 18 октября 2005 г..N 814; с 4 июня 1993 г..по 31 декабря 1993 г..(фактически отработано 4 месяца 12 дней), с 1 января 1994 г..по 31 декабря 1994 г..(фактически отработано 8 месяцев 5 дней), с 1 января 1995 г..по 31 декабря 1995 г..(фактически отработано 5 месяцев 18 дней), с 1 января 1996 г..по 31 декабря 1996 г..(фактически отработано 6 месяцев 16 дней), с 1 января 1997 г..по 31 декабря 1997 г..(фактически отработано 8 месяцев 5 дней), с 1 января 1998 г..по 31 декабря 1998 г..(фактически отработано 7 месяцев 25 дней), с 1 января 1999 г..по 31 декабря 1999 г..(фактически отработано 8 месяцев 8 дней), с 1 января 2000 г..по 31 октября 2000 г..(фактически отработано 3 месяца 11 дней) - в качестве сливщика-разливщика на Арендном предприятии "Бийская ТЭЦ-1" ПЭО "Барнаулэнерго" (с 1 марта 1993 г..АООТ "Бийская ТЭЦ-1", с 21 июня 1996г. - ОАО "Бийская ТЭЦ-1"), согласно уточняющей справке от 23 сентября 2005 г..N 579, архивной справке от 3 февраля 2020г. N С-461 и выписке из индивидуального лицевого счета Пожидаева А.С.; с 1 ноября 2000 г..по 9 июля 2001 г..- в качестве сливщика-разливщика на пиковой водогрейной котельной в ООО "Бийскэнерго", согласно выписке
из индивидуального лицевого счета Пожидаева А.С.
При этом в специальный стаж по Списку N 2 не засчитан, в том числе период работы с 10 июля 2001 г. по 18 декабря 2008 г. в качестве слесаря по обслуживанию оборудования электростанций в ООО "Бийскэнерго", так как документально не подтверждена работа Пожидаева А.С. в качестве слесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, а также оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, в соответствии с позицией 2140000-18455, раздела XIII Списка N 2 от 1991 г. В выписке из индивидуального лицевого счета периоды отражены общими условиями, сведения сданы своевременно, информация о льготном стаже в наблюдательном деле на Пожидаева А.С. отсутствует, документальное подтверждение льготного характера работы предприятием не представлено.
С учетом представленных документов пенсионный фонд установил, что продолжительность страхового стажа Пожидаева А.С. составила более 25 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент более 18, 6, специальный стаж по Списку N 1 Пожидаева А.С, с учетом суммирования с периодами работ по Списку N 2, составляет 7 лет 0 месяцев 21 день, вместо требуемых 12 лет 6 месяцев, что дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в возрасте 58 лет.
Пожидаев А.С, указав, что весь спорный период с 10 июля 2001 г. по 18 декабря 2008 г. работал во вредных условиях труда, в течение всего рабочего времени работал в бригаде, занимался сливом-разливом нефтепродуктов, ему начислялась и выплачивалась надбавка за вредные условия труда, предоставлялся дополнительный отпуск, выдавались талоны на молоко, спецодежда, обратился в суд настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 11, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьями 3, 8.1, 11, 16, 28 Федерального закона от 1 апреля 1996 г..N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г..N 1015, подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 29, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих выполнение в спорные периоды Пожидаевым А.С. работы,
указанной в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 в особых условиях труда при полной занятости в течение полного рабочего дня и отсутствии оснований для внесения соответствующих корректирующих сведений, подтверждающих его работу с особыми условиями труда в сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом судом из материалов дела установлено, что постоянным местом работы Пожидаева А.С. в спорный период являлась Пиковая водогрейная котельная (ПВК), основным назначением которой являлось выдерживание температуры сетевой воды в период пиковых нагрузок, когда не хватало мощности основных котлов теплоэлектростанции для теплоснабжения города, в рассматриваемый период необходимости запуска водогрейных котлов не было. Фактически вредным производственным фактором являлся уровень шума, остальные вредные факторы не превышали предельного допустимого уровня.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, отметив, что в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения истцом работы, предусмотренной Списком N 2, в спорный период в режиме полного рабочего дня
Признавая доводы апелляционной жалобы о предоставлении истцу доплаты за вредность 4%, дополнительного отпуска, питания не влияющими на правильность принятого решения, суд апелляционной инстанции указал, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о непосредственной занятости истца на работах дающих право на льготное пенсионное обеспечение, и не могут являться основанием для зачета спорных периодов в льготный стаж, поскольку доплата установлена в связи с превышением шума. Указанная доплата сохранена за истцом и после его перевода 18 декабря 2008 г. на должность машиниста насосных установок.
Отклоняя ссылку апелляционной жалобы на необходимость включения истцу в специальный стаж периода работы в качестве слесаря по обслуживанию оборудования электростанций (код профессии 2140000а-18455), суд апелляционной инстанции исходил из того, что характер выполняемой истцом работы не был связан с обслуживанием и ремонтом оборудования топливоподачи при использовании твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования, что исключает возможность отнесения выполняемых истцом работ к работам дающим право на досрочное пенсионное обеспечение.
Довод апелляционной жалобы истца о выполнении истцом работ в качестве сливщика-разливщика до 31 августа 2001 г, судом апелляционной инстанции отклонен как противоречащий материалам дела, в том числе записи в трудовой книжке истца, согласно которой истец с 10 июля 2001 г. переведен на должность слесаря по обслуживанию оборудования электростанций, что также подтверждается приказом работодателя и не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" (позиция 2140000а-18455) поименованы слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
При этом согласно разъяснению от 25 февраля 1994 г. N 3 "О порядке применения Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N 591", утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. N 18, по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования (код позиции 2140000а-18455).
Как следует из содержания пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, в отсутствие документального подтверждения работы истца в спорные периоды в течение полного рабочего дня в должности и в условиях труда, предусмотренных Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для внесения соответствующих корректирующих сведений, подтверждающих работу истца в особых условиях труда в сведения индивидуального (персонифицированного) учета и включения спорного периода в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Поскольку продолжительность специального стажа истца на работах с тяжелыми условиями труда на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, составляет менее требуемого, суды правомерно отказали истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что Пожидаев А.С. работал в спорный период во вредных условиях труда в течение полного рабочего дня сливщиком мазута, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, повторяют правовую позицию истца при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Пожидаева Александра Сергеевича - Востриковой Марины Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.