Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Г.Г, судей Ковалевской В.В, Варнавской Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0023-01-2021-003413-38 по иску прокурора Черновского района г. Читы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Салминой Виктории Валерьевне, Барановой Ольге Евгеньевне о признании деятельности незаконной и ее запрете, к администрации городского округа "Город Чита" о возложении обязанности
по кассационной жалобе представителя администрации городского округа "Город Чита" - Иващенко И.В. на решение Черновского районного суда г.Читы от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В, выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Черновского района г..Читы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Салминой Виктории Валерьевне, Барановой Ольге Евгеньевне, администрации городского округа "Город Чита" о признании деятельности незаконной и ее запрете, возложении обязанности, ссылаясь на результаты проведенной прокуратурой проверки, в ходе которой установлено следующее. На земельных участках, расположенных по адресам: "адрес", Салминой В.В, Барановой О.Е. организован незаконный приют для животных. Документов, подтверждающих какое-либо право на земельные участки, строения, на осуществление указанной деятельности у ответчиков не имеется. В настоящее время в приюте содержатся около 50 безнадзорных животных. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ правообладателем домов по указанным адресам является Садчикова Л.Н, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ С заявлением о принятии наследства обратился ее сын Садчиков С.В, заведено наследственное дело, однако свидетельство о праве на наследство не выдано. Садчиков С.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело к имуществу Садчикова С.В. не открывалось. Поэтому нахождение на территории домовладений приюта для собак, организованного ответчиками, неправомерно. Сведения о создании и функционировании в пределах указанных земельных участков приюта (питомника) для безнадзорных собак подтверждают размещенные в сети Интернет страницы в социальных сетях. Массовое содержание ответчиками собак по указанным адресам нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, допускаются факты нарушения тишины и покоя граждан, в том числе в ночное время, от приюта распространяется специфический запах, имели место факты побега собак из питомника и свободного перемещения по поселку, они налетали на проходящих граждан.
Выявлены нарушения Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Забайкальского края, утвержденного Государственной ветеринарной службой Забайкальского края 1 сентября 2020 г..N 181. В непосредственной близости от приюта находятся жилые дома, что запрещено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Также не допускается размещение приютов в жилых, общественных, административных и производственных зданиях при новом строительстве и реконструкции.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требовании просил признать незаконной деятельность Салминой В.В, Барановой О.Е. по содержанию приюта для животных по адресу: "адрес"; запретить Салминой В.В, Барановой О.Е. деятельность по содержанию приюта для животных по адресу: "адрес"; обязать администрацию городского округа "Город Чита" реализовать государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в отношении животных, содержащихся на территории незаконного приюта, расположенного по адресу "адрес".
Определениями суда от 27 октября 2021 г, от 23 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита", администрация Черновского административного района городского округа "Город Чита", Государственная ветеринарная служба Забайкальского края, комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", Правительство Забайкальского края.
Решением Черновского районного суда г. Читы от 20 декабря 2021 г. исковые требования удовлетворены. Признана незаконной деятельность Салминой Виктории Валерьевны, Барановой Ольги Евгеньевны по содержанию приюта для животных по адресу: "адрес". Запрещена Салминой Виктории Валерьевне, Барановой Ольги Евгеньевне деятельность по содержанию приюта для животных по адресу: "адрес". На администрацию городского округа "Город Чита" возложена обязанность реализовать государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в отношении животных, содержащихся на территории незаконного приюта, расположенного по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 марта 2022 г. решение Черновского районного суда г. Читы от 20 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Администрации городского округа "Город Чита" - Иващенко И.В. ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений в части возложенной на Администрацию обязанности. Кассатор выражает несогласие с выводом суда о том, что животные, содержавшиеся по адресу: "адрес", являются безнадзорными, полагает, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что владельцами этих животных являются Салмина В.В. и Баранова О.Е. Кроме того, выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что земельные участки по адресу: "адрес" не являются прежним местом обитания животных, полагает, что животные после обработки и обследования в приюте подлежат возвращению на указанные земельные участки и делает вывод, что восстановление нарушенных прав не возможно. Обращает внимание на то, что в решении суда не указан срок исполнения возложенной на администрацию обязанности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствовали сведений о правах на жилой дом с кадастровым N площадью 36, 9 кв.м, по адресу: "адрес".
Согласно сведениям ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом с кадастровым N площадью 38, 3 кв.м, по адресу: "адрес" принадлежит Садчиковой Л.Н, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N.
По сведениям отдела ЗАГС Центрального района г.Читы Департамента ЗАГС Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ Садчикова Л.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ
После смерти Садчиковой Л.П, умершей ДД.ММ.ГГГГ, к нотариусу с заявлением о принятии наследства обращался сын наследодателя Садчиков С.В, регистрация: "адрес", на основании чего заведено наследственное дело N; свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
Наследственное дело к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ Садчикова С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не открывалось.
В "адрес", неизвестными был организован приют, в котором проживает около 300 собак, вольно бегавших по округе; участковому и в администрацию различных инстанций в течение мая 2021 г. поступали жалобы жителей на стаи агрессивных собак.
Согласно акту осмотра страниц в сети интернет от ДД.ММ.ГГГГ, составленному помощником прокурора Черновского района г.Читы, сведения о создании и функционировании в пределах "адрес" приюта (питомника) для безнадзорных собак подтверждают размещенные страницы в социальных сетях "Одноклассники" (https://ok.ru/profile/577308859243 право на жизнь помощь животным Чита, https://ok.ru/putdomoy.р "Путь домой") и "Инстаграмм" (https://instagram.com/put domoy "Путь домой").
Из объяснений Салминой В.В, Барановой О.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, данных помощнику прокурора Черновского района, следует, что ими на земельных участках по адресу: "адрес", "адрес" проводится передержка бездомных животных. Основанием является личное желание. Как приют организация не зарегистрирована, разрешительные документы не получены. Участками пользуется по договоренности с хозяевами.
У них в социальных сетях имеются группы "Путь домой", "Права на жизнь", через которые они общаются с людьми по поводу сбора больных животных. Проводилась работа с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю, договор с данной организацией не заключался.
Какая-либо информация о деятельности приюта на земельных участках отсутствует. Передержка бездомных животных по указанным адресам осуществляется ими с мая 2020 года и по настоящее время. Прием безнадзорным животным осуществляется 1-2 раза в день, есть поилки для воды. Покупка еды осуществляется на базах, сохранились некоторые чеки, также помогают люди. Безнадзорные животные проживают в вольерах. В настоящее время на земельных участках построены 10 вольеров, в которых может содержаться около 10-20 собак.
В настоящее время на данных участках находится 120 безнадзорных животных.
На личные средства они производят в ветеринарных клиниках стерилизацию и отдают людям. Никаких правоустанавливающих документов в настоящее время не имеется. Ранее животных отдавали по договорам безвозмездной передачи животных.
Никаких договоров на доставление животных они ни с кем не заключали. Животных подбрасывают.
Из справок Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 11 июня 2021 г, 3 августа 2021 г. по результатам проведенной совместно с прокуратурой проверки на соответствие исполнения законодательства об ответственном обращении с животными приюта для безнадзорных животных по адресу: "адрес" следует.
Территория приюта размещена на открытом воздухе, что не соответствует пункту 7 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Забайкальского края, утвержденного приказом Государственной ветеринарной службой забайкальского края от 1 сентября 2020 г. N181.
Приют расположен рядом с жилыми домами, что не соответствует пункту 8 Порядка.
Территория приюта огорожена забором менее 2 м, что не соответствует пункту 9 Порядка.
При въезде на территорию приюта отсутствует дезинфекционный барьер. При входе (выходе) на территорию приюта отсутствуют дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами что не соответствует пункту 10 Порядка.
В приюте отсутствуют помещения: помещение для приема животных, ветеринарный пункт; помещение, предназначенное для лечения животных в условиях стационара; карантинное помещение; помещение для временного содержания животных; помещение для постоянного содержания животных, что не соответствует пункту 11 Порядка.
Помещения приюта не оборудованы водоснабжением, водоотведением, электро- и теплоснабжением, наружным освещением и вентиляцией, что не соответствует пункту 15 Порядка.
Со слов сотрудника приюта в приюте содержится около 50 безнадзорных животных, документально не подтверждено, журнал поступления и выбытия животных не ведется, что не соответствует пункту 19 Порядка.
Сотрудниками приюта не осуществляется учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приют животных без владельцев и животных, от права собственности которых владельцы отказались, что не соответствует пункту 23 Порядка.
Стерилизация животных без владельцев не проводится, что не соответствует пункту 25 Порядка.
При кормлении не соблюдается рацион и режим кормления, что соответствует пункту 42 Порядка.
На корма сертификаты соответствия или декларации о соответствии предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также ветеринарные сопроводительные документы отсутствуют, что не соответствует пункту 44 Порядка.
Животные не обеспечены индивидуальными поилками, что не соответствует пункту 45 Порядка.
При выгуле животных не учитывается пол, возраст животных, что не соответствует пункту 48 Порядка.
Уборка территории для содержания животных и площадок для выгула не производится, что не соответствует пункту 50 Порядка.
Как следует из ответа комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" от 10 декабря 2021 г. на запрос суда, на территории городского округа "Город Чита" услуги по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев оказывает ООО "Спецтехтранс" в соответствии с заключенным муниципальным контрактом Nи71 от 22 ноября 2021 г, по результатам проведения конкурных процедур.
После отлова, животные помещаются в приют ООО "Спецтехтранс", где в отношении них проводятся мероприятия по вакцинации, стерилизации и маркированию.
Между ООО "Спецтехтранс" и ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю 23 ноября 2021 г. заключен договор на оказание услуг по содержанию животных без владельцев в приюте.
Согласно заключенному соглашению N 11 от 17 февраля 2021 г. "О предоставлении субвенций, предоставляемых бюджетам отдельных муниципальных районов и городским округов Забайкальского края на финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по организации проведения на территории Забайкальского края мероприятий по содержанию безнадзорных животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации в 2021 году" администрации городского округа "Город Чита" доведено бюджетных ассигнований в размере 9491320 рублей.
В связи с тем, что доведенные лимиты в октябре 2021 года были освоены в полном объеме, администрацией городского округа "Город Чита" с министерством финансов Забайкальского края подписано соглашение о выделении дополнительных лимитов в размере 2721, 6 рублей для осуществления государственных полномочий в сфере обращения с безнадзорными животными.
Согласно ответу Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2021 г. на запрос суда Закон Забайкальского края от 24 февраля 2021 г. N 1915-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" принят в целях приведения регионального законодательства в соответствии с федеральным. В 2021 году из бюджета Забайкальского края на проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев всего выделено 31 297, 2 руб, в том числе на проведение мероприятий в рамках реализации Закона Забайкальского края от 21 декабря 2015 г. N 1263-ЗЗК "Об организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Забайкальского края и о наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по организации проведения на территории Забайкальского края мероприятий по содержанию безнадзорных животных" - 2220, 5 тыс.руб, на организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в рамках реализации Закона Забайкальского края N 1915-ЗЗК - 29 076, 7 тыс. руб.
Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления на реализацию государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляется на основании поступающих заявок от органов местного самоуправления в пределах выделенных лимитов. В 2021 году органами местного самоуправления с целью реализации Закона Забайкальского края N 1915-ЗЗК заключены муниципальные контракты и договоры с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе администрацией городского округа "Город Чита". финансирование муниципальных образований Забайкальского края произведено в полном объеме в соответствии с направленными заявками на финансирование.
Разрешая спор и признавая деятельность Салминой В.В, Ибрагимовой (Барановой) О.Е. по содержанию приюта для животных не соответствующей требованиям действующего законодательства и запрещении данной деятельности, суд первой инстанции руководствовался п.1 чт. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 10, п. 1 ст. 29, ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 г.N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Порядком организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории "адрес" утвержденного Государственной ветеринарной службой Забайкальского края от 1 сентября 2020 г. N 181, исходил из тог, что содержание Салминой В.В, Ибрагимовой (Барановой) О.Е. собак, владельцами которых они не являются, на территории домовладений "адрес", "адрес", занимаемых ими без законных на то оснований, является небезопасным для жителей "адрес", поскольку деятельность приюта не отвечает требованиям, предъявляемым законом, и влечет нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил деятельности приюта для собак, содержания животных, создает реальную угрозу жизни, здоровью, а также безопасности жителей "адрес" и иных лиц, круг которых определить не представляется возможным, а также угрозу причинения вреда окружающей среде, животным в результате возникновения и распространения карантинных и особо опасных болезней, пришел к выводу о наличии правовых оснований для запрета деятельности по подержанию приюта для животных по адресу: "адрес".
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора о возложении на администрацию городского округа "Город Чита" обязанности реализовать государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в отношении животных, содержащихся на территории незаконного приюта, по адресу: "адрес", "адрес" суд первой инстанции руководствовался ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 15 ч. 1 ст. 16.1, Федерального закона от 6 октября 2003 г.N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 г.N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 1 ст. 5 Законом Забайкальского края от 24 февраля 2021 г. N 1915-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", п. 5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Забайкальского края, утвержденного приказом Государственной ветеринарной службы края от 10 августа 2020 г.N 167, ст.8, ст. 10, п. 1 ст. 29, ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 г.N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", исходил из того, что государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев переданы администрации городского округа "Город Чита", в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию городского округа "Город Чита" реализовать полномочия по организации указанных мероприятий.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о том, что животные, содержавшиеся по адресу: "адрес", "адрес", являются безнадзорными, и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Вместе с тем оценка исследованных доказательств отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Вывод суда о том, что указанные животные являются безнадзорными, мотивирован и в кассационной жалобе по существу не опровергнут; нормы материального права судом применены верно; существенных нарушений норм процессуального права не допущено.
Довод кассатора о том, что средой обитания указанных безнадзорных животных являются земельные участки по адресу: "адрес", "адрес", противоречит самому понятию безнадзорных животных.
Довод кассатора об отсутствии указания на срок исполнения возложенной на администрацию обязанности права и законные интересы Администрации не нарушает, основанием отмены состоявшихся судебных актов не является. Как указал суд апелляционной инстанции, срок исполнения данного решения определяется общими правилами о разумных сроках исполнения судебных актов и подлежит исчислению с момента предъявления исполнительного документа к взысканию. В свою очередь разумность срока исполнения решения обусловлена спецификой возложенной на ответчика судебным решением обязанности и угрозами, связанными с ее несвоевременным исполнением.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для её удовлетворения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черновского районного суда г.Читы от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации городского округа "Город Чита" -Иващенко И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.