Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н, судей Ветровой Н.П, Баера Е.А, с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи, обеспеченной Железнодорожным районным судом г. Улан-Удэ, гражданское дело N 2-3653/2021 (УИД N 04RS0007-01-2021-006796-78) по исковому заявлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" о возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе ответчика ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14"
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Баера Е.А, выслушав пояснения представителя ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" Бахаева Т.В, настаивавшего на удовлетворении жалобы, прокурора Кадошникова С.О, представителей Управления Росгвардии по Республике Бурятия Купцова А.В, Ушакова Р.Н, МУ Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Антропова В.А, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее по тексту ПАО "ТГК-14") о возложении обязанности совершить определенные действия. Просил обязать ответчика в течение одного года с момента вступления в силу решения суда устранить нарушения требований безопасности и антитеррористической защищенности на объекте топливо-энергетического комплекса - котельной п. Стеклозавод, расположенной по адресу: "адрес", а именно: оборудовать периметральное ограждение; оконные проемы первого этажа здания котельной оборудовать защитными конструкциями; оборудовать объект контрольно-пропускным пунктом для прохода людей; оборудовать объект контрольно-пропускным пунктом для железнодорожного транспорта; оборудовать на объекте систему охранной сигнализации по периметру территории в 1 рубеж и кнопку для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органа внутренних дел; оборудовать систему контроля и управления доступом (средство идентификации по одному признаку); оборудовать объект специальными техническими средствами досмотра; оборудовать охранное освещение; оборудовать объект звуковым оповещением.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Советского района г.Улан-Удэ в рамках проверки информации Управления Росгвардии по Республике Бурятия о неисполнении ПАО "ТГК-14" предписания об устранении выявленных нарушений на объекте топливно-энергетического комплекса п. Стеклозавод установлено, что здание котельной в пос. Стеклозавод, площадью 1315, 1 кв.м, и земельный участок, занимаемый частью здания, расположенные по адресу: "адрес", принадлежат муниципальному образованию городской округ "г. Улан-Удэ". Данное имущество передано во владение и пользование ПАО "ТГК-14". По результатам проверки выявлены нарушения Правил об обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458дсп. Ответчиком ненадлежащим образом выполняются требования законодательства по профилактике терроризма, предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также на то, что нарушения в сфере обеспечения безопасности данного объекта влечет возникновение угрозы нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 ноября 2021 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2022 г. отменено решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 ноября 2021 г. Принято по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ удовлетворены.
Постановлено обязать ПАО "ТГК-14" в течении одного года с момента вступления в законную силу решения суда осуществить действия по антитеррористической защищенности на объекте топливно-энергетического комплекса - котельной п. Стеклозавод, расположенной по адресу: "адрес", а именно: оборудовать периметральное ограждение; оконные проемы первого этажа здания котельной оборудовать защитными конструкциями; оборудовать объект контрольно-пропускным пунктом для прохода людей; оборудовать объект контрольно-пропускным пунктом для железнодорожного транспорта; оборудовать на объекте систему охранной сигнализации по периметру территории в 1 рубеж и кнопку для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органа внутренних дел; оборудовать систему контроля и управления доступом (средство идентификации по одному признаку); оборудовать объект специальными техническими средствами досмотра; оборудовать охранное освещение; оборудовать объект звуковым оповещением.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 22 июня 2022 г. исправлена описка в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2022 г. следующего содержания: "Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ удовлетворить."
В кассационной жалобе ответчик ПАО "ТГК-14" просит отменить апелляционное определение, как незаконное, поскольку судом не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам, подтверждающим невозможность исполнения требований в части возведения ограждения и КПП. Указывает, что суд ссылаясь на положения договора аренды не дает правовую оценку тому, что арендатор отвечает только в отношении принятого имущества. Полагает, что требования прокурора являются нецелесообразными, поскольку в настоящее время идет согласование концессионного соглашения по реконструкции тепломагистрали N 3 с последующей консервацией котельной п. Стеклозавод.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело при данной явке, личности представителей и их полномочия соответствуют предъявляемым требованиям.
Поступившее от представителя ПАО "ТГК-14" ходатайство о приобщении к материалам дела копии концессионного соглашения от 17 июня 2022 г. судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оставлено без удовлетворения в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ, поскольку дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются. Кроме того, указанное концессионное соглашение заключено после рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемое судебное постановление.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в рамках проверки информации Управления Росгвардии по Республике Бурятия о неисполнении филиалом ПАО "ТГК-14" предписания об устранении выявленных нарушений на объекте топливно-энергетического комплекса п.Стеклозавод прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ с привлечением сотрудников отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Бурятия проведена проверка объекта топливно-энергетического комплекса - котельной поселка Стеклозавод г. Улан-Удэ.
По результатам проверки установлено, что здание котельной пос.Стеклозавод г. Улан-Удэ, общей площадью 1315, 1 кв.м, и земельный участок, занимаемый зданием котельной, расположены по адресу: "адрес". Указанные объекты недвижимости принадлежат МО городской округ "Город Улан-Удэ" и на основании договора аренды имущественного комплекса объектов теплоснабжения от 4 июня 2012 г. N, в числе прочего имущества, переданы во владение и пользование ПАО "ТГК-14" на срок до 3 июня 2037 г.
В период с 13 по 17 января 2020 г. Управлением Росгвардии по Республике Бурятия проведена внеплановая выездная проверка объекта топливно-энергетического комплекса - котельная п. Стеклозавод филиала ПАО "ТГК-14" "Улан-Удэнский энергетический комплекс". По результатам проверки органом контроля выявлены нарушения требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458дсп (далее по тексту - Правила), а именно:
- в нарушение п. 8 раздела II Правил объект не обеспечен подразделением охраны;
- в нарушение п. 69, 70, 73, 75-77, 81-85 и п.п. "а", "б" п. 1 Приложения N1 Правил объект не оборудован периметральным ограждением;
- в нарушении п.п. "г" п. 2 Приложения N 1 и п.п. "а" п. 103 Правил оконные проемы первого этажа здания котельной не оборудованы защитными конструкциями;
- в нарушение п. 109, 110, 112, 113, 115, 116, 118 и п.п. "а" п. 3 приложения N 1 Правил объект не оборудован контрольно-пропускным пунктом для прохода людей;
- в нарушение п. 88, 174-152, 154-159 и п.п. "в" п. 3 Приложения N 1 Правил объект не оборудован контрольно-пропускным пунктом для железнодорожного транспорта;
- в нарушение п.п. "а" п. 4 и п.п. "г" п. 7 Приложения N 1 Правил объект не оборудован системой охранной сигнализации по периметру территории в 1 рубеж и кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органа внутренних дел;
- в нарушение п.п. "а" п. 3 Приложения N 1 Правил объект не оборудован системой контроля и управления доступом (средством идентификации по одному признаку);
- в нарушение п. 212, п.п. "в" п. 3 Приложения N 1 Правил объект не оборудован специальными техническими средствами досмотра;
- в нарушение п. 247, 251, 253, п. 13 Приложения N 1 Правил объект не оборудован охранным освещением;
- в нарушение п. 259, 260, 262, 263, п.п. "а" п. 261 и п.п. "б" п. 9 Приложения N 1 Правил объект не оборудован звуковым оповещением.
По результатам проведенной проверки контрольным органом 17 января 2020 г. выдано Предписание об устранении выявленных нарушений.
Однако ответчиком не предприняты меры по надлежащему исполнению указанного Предписания, что подтверждается Актом проверки от 12 марта 2021 г, из содержания которого следует, что выявленные нарушения филиалом ПАО "ТГК-14" "Улан-Удэнский энергетический комплекс" не устранены, за исключением нарушения, предусмотренного п. 8 раздела II Правил в части обеспечения объекта подразделением охраны.
Актом от 29 января 2019 г. объекту - котельная пос. Стеклозавод присвоена низкая категория опасности, комиссия по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса пришла к выводу о том, что объект по отраслевому признаку и виду деятельности относится к категории: по режиму - не режимный, является пожаро-взрывоопасным объектом и относится с потенциально-опасным объектам, класс опасности - Г, В; по совокупности максимального ущерба, который может быть нанесен в результате террористического акта и по степени потенциальной опасности присваивается низкая категория.
В отношении данного объекта ответчиком разработан и утвержден 29 января 2012 г. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - котельная п. Стеклозавод г. Улан-Удэ. Пунктом 7 раздела 10 "Выводы" безопасности объекта топливно-энергетического комплекса предусмотрены необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической защиты антитеррористической защищенности объекта, а именно, монтаж периметрального ограждения здания и мазутного хозяйства в соответствии с требуемыми нормами, с верхним и нижним дополнительным ограждением - до 2020 г. (подп. а); оборудование проходной с установкой системы контроля учета доступа (СКУД), двери с переговорным устройством - до 2020 г. (подп. б); оборудование площадки для досмотра автотранспортных средств с установкой противотаранного устройства, либо шлагбаума и предупредительных знаков - до 2024 г. (подп. в); установка периметральной сигнализации - до 2020 г. (подп. г); установка системы видеонаблюдения - до 2021 г. (подп. д); установка охранного и периметрального освещения - до 2020 г. (подп. е); установка резервного электропитания - до 2021 г. (подп. ж); подключение к пультовой охране (тревожная кнопка ОВО г. Улан-Удэ - филиала ВГКУ УВО ВНГ России по РБ - в 2019 г. (подп. з); выставление 2-х постов охраны ООО ЧОП "Русич Плюс", вооруженных служебным огнестрельным оружием и снабженной спецсредствами и средствами радиосвязи - до 2019 г. (подп. и). Однако, до настоящего момента указанные мероприятия не осуществлены.
В соответствии с Договором аренды имущественного комплекса N от 4 июня 2012 г. во временное владение и пользование ПАО "ТГК-14" переданы объекты теплоснабжения г. Улан-Удэ (совокупность объектов недвижимого и движимого имущества), в том числе котельная пос.Стеклозавод, расположенная по адресу: "адрес", для использования за плату в соответствии с техническими характеристиками в целях производства тепловой энергии на источниках тепловой энергии (котельных); оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в том числе, получаемых от иных источников тепловой энергии, не предоставляемых по настоящему договору; оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности; подключения к системе теплоснабжения потребителей.
Согласно условиям Договора аренды Арендатор обязался обеспечить бесперебойное и качественное оказание услуг, а также надежность теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, энергетическую эффективность теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами (п. 3.4.2).
Дополнительным соглашением N от 20 июля 2020 г. из Договора аренды от 4 июня 2012 г. N исключено имущество, указанное в приложении N, в том числе, здание котельной, площадью 1315, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
20 июля 2020 г. между Республикой Бурятия, МО городской округ "г. Улан-Удэ (Концедент) и ПАО "ТГК-14" (Концессионер) заключено концессионное соглашение, в том числе и в отношении объекта топливно-энергетического комплекса - котельной поселка Стеклозавод г. Улан-Удэ (далее по тексту - Соглашение).
В соответствии с условиями Соглашения ПАО "ТГК-14" (Концессионер) обязуется осуществлять в отношении объекта Соглашения мероприятия по созданию, реконструкции (включая работы по проектированию) и ввод в эксплуатацию созданных и реконструированных объектов теплоснабжения право собственности на которые принадлежат (применительно к имуществу, подлежащему реконструкции), будет принадлежать (применительно к имуществу, подлежащему созданию) Концеденту в соответствии с заданием и основными мероприятиями по Соглашению (п. 2.1.1), деятельность по теплоснабжению и горячему водоснабжению с использованием объекта Соглашения и иного имущества (далее по тексту - концессионная деятельность) (п. 2.1.2).
В свою очередь МО городской округ "г. Улан-Удэ (Концедент) обязался предоставить Концессионеру на срок и в порядке, установленных Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения и иным имуществом для осуществления Концессионером концессионной деятельности (п. 2.2).
При заключении концессионного соглашения стороны предусмотрели, что Концессионер (ПАО "ТГК-14") обязан при осуществлении концессионной деятельности обеспечивать проведение мероприятий, направленных на предотвращение угрозы причинения вреди жизни и здоровью людей и поддерживать объект Соглашения и иное имущество в безопасном для жизни и здоровья людей состоянии (п. 4.1.14), а также содержать объект Соглашения и иное имущество в технически исправном, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать правили противопожарной и технической безопасности, осуществлять эксплуатацию, производить профилактическое обслуживание, текущий и капитальный ремонт объекта Соглашения и иного имущества в соответствии с законодательством (п. 4.1.20).
В информационном письме по выполнению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности котельной пос. Стеклозавод от 27 июля 2020 г. директор филиала "Улан-Удэнского энергетического комплекса" ФИО8 сообщает о том, что котельная пос. Стеклозавод включена в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, в связи с чем проводятся работы по поэтапному выполнению требований Правил по обеспечению безопасности и требований антитеррористической защищенности данного объекта топливно-энергетического комплекса.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 6 февраля 2020 г. директор филиала ПАО "ТГК-14" "Улан-Удэнский энергетический комплекс" ФИО8 привлечен к административной ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Данное постановление вступило в законную силу, штраф оплачен.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 31 марта 2021 г. директор филиала ПАО "ТГК-14" "Улан-Удэнский энергетический комплекс" ФИО8 привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ за неисполнение Предписания Управления Росгвардии по Республики Бурятия от 17 января 2020 г. Данное постановление вступило в законную силу, штраф оплачен.
Суд первой инстанции рассмотрел исковые требования прокурора к филиалу, а именно "Улан-Удэнскому энергетическому комплексу", однако в резолютивной части решения указано об удовлетворении требований к ПАО "ТГК-14", чем нарушены права и обязанности общества, не привлеченного к участию в деле, в связи с чем, отменяя решение суда, судебная коллегия апелляционной инстанции перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции верно определилвозникшие правоотношения и регулирующие их Федеральный закон N 256-ФЗ от 21 июля 2011 г. "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458дсп, верно распределил бремя доказывания, оценил представленные доказательства в их совокупности, обоснованно пришел к выводу о том, что ПАО "ТГК-14", являясь субъектом топливно-энергетического комплекса, обязано содержать имущество в надлежащем состоянии, в том числе обеспечивать уровень антитеррористической защищенности объекта, поскольку в случае несанкционированного доступа на территорию объекта посторонних лиц с целью совершения противоправных действий, ставится под угрозу бесперебойная подача тепловой энергии и горячего водоснабжения населению пос. Стеклозавод в г. Улан-Удэ и социальным объектам, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку установлены нарушения действующего законодательства ПАО "ТГК-14", которое добровольно не устранило выявленные государственными органами контроля недостатки по антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса - котельной.
Кроме того, суд апелляционной инстанции в оспариваемом определении указал, что представленное ответчиком соглашение о расторжении концессионного соглашения от 20 июля 2020 г, датированное 28 декабря 2021 г, не свидетельствует об изъятия котельной из фактического пользования и владения ПАО "ТГК-14", фактически оно заключено с целью прекращения спора, рассматриваемого Арбитражным судом Республики Бурятия N. Более того, фактическая передача имущества в рамках указанного соглашения не производилась, котельная продолжает использоваться ПАО "ТГК-14" по назначению и из предоставленной представителем Администрации дорожной карты, подписанной, в том числе, представителем ПАО "ТГК-14" следует, что подписание концессионного соглашения планируется в июне, июле 2022 г.
Доводы ответчика о невозможности исполнения требований в части возведения ограждения и КПП обоснованно отклонены судом, поскольку физическая возможность осуществления таких действий определена в Паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - котельная "адрес", изготовленным ПАО "ТГК-14". По этим же основаниям отклоняются доводы о том, что собственник (арендодатель) муниципального имущества (земельных участков и зданий) должен исполнить мероприятия в отношении принадлежащего ему имущества.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассматривая кассационную жалобу в пределах заявленных доводов, соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и отклоняет кассационную жалобу, как несостоятельную, основанную на неверном толковании норм права, а также иной оценке доказательств.
Доводы подателя жалобы о нецелесообразности устранения указанных недостатков в связи с тем, что производятся работы по изменению концессионного соглашения в части использования котельной пос.Стеклозавод г. Улан-Удэ в настоящее время, подлежат отклонению, поскольку не имеют правового значения при фактической ее эксплуатации на момент разрешения спора судом апелляционной инстанции.
Кроме того, изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке дана оценка судом, оснований не согласиться с которой не имеется. Гражданским процессуальным законодательством правом оценки доказательств наделен суд первой и апелляционной инстанции. В полномочия суда кассационной инстанции оценка доказательств не входит.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов суда незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления, поскольку отмена или изменение судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции возможна лишь в случае несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н. Бойко
Судьи
Н.П. ВетроваЕ.А. Баер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.