Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1326/2020; УИД: 19RS0003-01-2020-001973-12 по иску Пилипчука Александра Степановича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить пенсию, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 7 октября 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 19 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия Петрова Е.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения истца Пилипчука А.С, его представителя Коробейченко Р.Е, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пилипчук А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее по тексту также ОПФР по РХ) о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии.
Требования мотивированы тем, что решением ответчика от 15 апреля 2020 г..в его страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота засчитано 1 год 11 дней (из требуемых 12 лет 6 месяцев), не засчитаны 12 лет 4 месяца работы на Первомайском судостроительно-судоремонтном заводе Восточно-Казахстанского речного пароходства: с 17 июня по 4 августа 1985 г..в должности рулевого д/эх "Иртыш", с 26 апреля 1986 г..по 22 марта 1987 г..в должности рулевого теплохода "Тула", с 23 апреля по 15 сентября 1987 г..в должности рулевого моториста теплохода "Тула", с 7 апреля по 22 октября 1989 г..в должности рулевого моториста теплохода "СТ-1403", с 19 апреля 1990 г..по 19 апреля 1992 г..в должности рулевого моториста теплохода "СТ- 1403", с 20 апреля 1992 г..по 14 марта 1993 г..в должности моториста-рулевого танкера "Волга", с 13 мая по 14 ноября 1993 г..в должности моториста-рулевого теплохода "Тула", с 5 но 17 ноября 1993 г..в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930", с 1 по 2 января, 10 апреля 1994 г..в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930", с 11 апреля 1994 года по 17 апреля 1995 г..в должности моториста-рулевого теплохода "БТ-303", с 18 апреля 1995 г..по 6 марта 1997 г..в должности моториста-рулевого теплохода "СТ- 1416", с 8 марта по 8 октября 1997 г..в должности моториста-рулевого теплохода "СТ-1416". Данные периоды не засчитаны в специальный стаж, поскольку ответчик не усмотрел работу истца в плавсоставе, принадлежность судна к морскому флоту, речному флоту или флоту рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта и разъездных судов пригородного и внутригородского сообщения, которые правом на досрочную страховую пенсию не пользуются).
Кроме этого, не засчитаны периоды: с 15 марта по 30 апреля 1993 г..в должности моториста- рулевого танкера "Волга", с 18 ноября по 31 декабря 1993 г..в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930", с 3 января по 9 апреля 1994 г..в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930", 7 марта 1997 г..в должности моториста-рулевого теплохода "СТ-1416", с 9 октября 1997 г..по 20 декабря 1998 г..в должности моториста- рулевого теплохода "Тула", с 26 декабря 1998 г..по 10 сентября 2000 г..в должности механика 1 штурмана теплохода "Славный".
Выражая несогласие с решением ответчика, находя его незаконным и необоснованным, просил обязать ответчика зачесть ему в специальный страховой стаж вышеприведенные периоды работы, назначить пенсию с момента обращения - 23 декабря 2019 г, возместить расходы по уплате государственной пошлины - 600 руб.
Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 7 октября 2020г. постановлено:
"Иск Пилипчука Александра Степановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить пенсию удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы Пилипчука Александра Степановича на Первомайском судостроительно-судоремонтном заводе Восточно-Казахстанского речного пароходства, п. Прибрежный г. Серебрянска Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан:
с 17 июня 1985г. по 4 августа 1985г. - 00 лет 01 месяц 18 дней - в должности рулевого д/эхб "Иртыш";
с 26 апреля 1986г. по 22 марта 1987г. - 00 лет 10 месяцев 27 дней - в должности рулевого теплохода "Тула";
с 23 апреля 1987г. по 15 сентября 1987г. - 00 лет 04 месяца 23 дня - в должности рулевого моториста теплохода "Тула";
с 7 апреля 1989г. по 22 октября 1989г. - 00 лет 06 месяцев 16 дней - в должности рулевого моториста теплохода "СТ-1403";
с 19 апреля 1990г. по 19 апреля 1992г. - 02 года 00 месяцев 01 день - в должности рулевого моториста теплохода "СТ-1403";
с 20 апреля 1992г. по 14 марта 1993г. - 00 лет 10 месяцев 25 дней - в должности моториста-рулевого танкера "Волга";
с 13 мая 1993г. по 14 ноября 1993г. - 00 лет 05 месяцев 22 дня - в должности моториста-рулевого теплохода "Тула";
с 5 ноября 1993г. по 17 ноября 1993г. - 00 лет 00 месяцев 13 дней - в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930";
с 1 января 1994г. по 2 января 1994г. - 00 лет 00 месяцев 02 дня - в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930";
с 10 апреля 1994г. по 10 апреля 1994г. - 00 лет 00 месяцев 01 день - в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930";
с 11 апреля 1994г. по 17 апреля 1995г. -01 год 00 месяцев 07 дней-в должности моториста-рулевого теплохода "БТ-303";
с 18 апреля 1995г. по 6 марта 1997г. - 01 год 10 месяцев 19 дней - в должности моториста-рулевого теплохода "СТ-1416";
с 8 марта 1997г. по 8 октября 1997г. - 00 лет 07 месяцев 01 день - в должности моториста-рулевого теплохода "СТ-1416";
с 9 октября 1997г. по 20 декабря 1998г.-01 год 02 месяца 12 дней - в должности моториста рулевого теплохода "Тула";
с 26 декабря 1998г. по 10 сентября 2000г. - 01 год 08 месяцев 15 дней - в должности механика I штурмана теплохода "Славный".
В удовлетворении исковых требований Пилипчука Александра Степановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы с 15 марта 1993г. по 30 апреля 1993г. в должности моториста-рулевого танкера "Волга", с 18 ноября 1993г. по 31 декабря 1993г. в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930", с 3 января 1994г. по 9 апреля 1994г. в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930", с 7 марта 1997г. по 7 марта 1997г. в должности моториста-рулевого теплохода "СТ-1416", назначении пенсии с 23 декабря 2019г. - отказать.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) назначить Пилипчуку Александру Степановичу досрочную страховую пенсию по старости с 13 января 2020г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) в пользу Пилипчука Александра Степановича судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 рублей".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 14 января 2021 г. постановлено:
"решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 7 октября 2020 г. по настоящему делу в части, которой исковые требования Пилипчука Александра Степановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Пилипчука Александра Степановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.
В остальной части это решение суда оставить без изменения".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 14 января 2021 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 19 мая 2022 г. решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 7 октября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия Петров Е.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия Петрова Е.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения истца Пилипчука А.С, его представителя Коробейченко Р.Е, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что судебные постановления обжалуются только в удовлетворенной части исковых требований и, согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат проверке в этой части.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Пилипчук А.С. работал:
с 17 июня 1985 г. по 4 августа 1985 г. - в должности рулевого д/эхб "Иртыш";
с 26 апреля 1986 г. по 22 марта 1987 г. - в должности рулевого теплохода "Тула";
с 23 апреля 1987 г. по 15 сентября 1987 г.- в должности рулевого моториста теплохода "Тула";
с 7 апреля 1989 г. по 22 октября 1989 г.- в должности рулевого моториста теплохода "СТ-1403";
с 19 апреля 1990 г. по 19 апреля 1992 г.- в должности рулевого моториста теплохода "СТ-1403";
с 20 апреля 1992 г. по 14 марта 1993 г. - в должности моториста-рулевого танкера "Волга";
с 13 мая 1993 г. по 14 ноября 1993 г. - в должности моториста-рулевого теплохода "Тула";
с 5 ноября 1993 г. по 17 ноября 1993 г. - в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930";
с 1 января 1994 г. по 2 января 1994 г. - в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930";
10 апреля 1994 г. - в должности помощника шкипера баржи "МПХ-930";
с 11 апреля 1994 г. по 17 апреля 1995 г. - в должности моториста-рулевого теплохода "БТ-303";
с 18 апреля 1995 г. по 6 марта 1997 г. - в должности моториста-рулевого теплохода "СТ-1416";
с 8 марта 1997 г. по 8 октября 1997 г.- в должности моториста-рулевого теплохода "СТ-1416";
с 9 октября 1997 г. по 20 декабря 1998 г.- в должности моториста рулевого теплохода "Тула";
с 26 декабря 1998 г. по 10 сентября 2000 г. - в должности механика I штурмана теплохода "Славный".
Пилипчук А.С. 23 декабря 2019 г. обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Решением пенсионного органа от 15 апреля 2020 г. в назначении пенсии истцу отказано по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ.
Ответчик не включил в стаж работы с особыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, оспариваемые истцом периоды работы с 17 июня 1985 г. по 4 августа 1985г, с 26 апреля 1986 г. по 22 марта 1987 г, с 23 апреля 1987 г. по 15 сентября 1987 г, с 7 апреля 1989 г. по 22 октября 1989 г, с 19 апреля 1990 г. по 19 апреля 1992 г, с 20 апреля 1992 г. по 14 марта 1993 г, с 13 мая 1993 г. по 14 ноября 1993 г, с 5 ноября 1993 г. по 17 ноября 1993 г, с 1 января 1994 г. по 2 января 1994 г, 10 апреля 1994 г, с 11 апреля 1994 г. по 17 апреля 1995 г, с 18 апреля 1995 г. по 6 марта 1997 г, 8 марта 1997 г, с 9 октября 1997 г. по 20 декабря 1998 г, с 26 декабря 1998 г. по 10 сентября 2000 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж вышеназванных периодов работы истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данные периоды истец работал на должностях плавсостава на судах речного флота, которые не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения; с учетом спорных периодов и периодов работы, учтенных пенсионным органом, требуемый стаж составил более 12 лет 6 месяцев, что является основанием для льготного назначения пенсии с 13 января 2020 г, по достижении истцу 55 лет.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции в указанной части требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 октября 2018г. N 350-ФЗ).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Аналогичные положения содержались в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Исчисление стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N 516 (далее- Правила N 516).
Пункт 4 указанных Правил предусматривает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 названных Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Пункт 13 указанных Правил, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 266, предусматривает, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичная норма содержалась в пункте 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.
Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства (ГБУПйС) с учетом местных климатических и гидрологических условий.
Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, дающие право на досрочную пенсию по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по их фактической продолжительности в порядке, предусмотренном пунктом 5 Правил, то есть в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
Отработанный навигационный период на водном транспорте с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 266 "О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.
Из изложенного следует, что периоды работы на водном транспорте в течение полного навигационного периода учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном составила полный год. Работы в течение полного навигационного периода засчитываются в стаж как календарный год. В тех случаях, когда работник не весь навигационный период был занят на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, в частности работа начата не с начала навигационного периода или закончена до его окончания или в течение навигационного периода работник находился в отпуске или отгулах, то указанный период засчитывается в стаж по фактической его продолжительности.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, суды правильно исходили из того, что по настоящему делу необходимо было документальное подтверждение не только того, что должность работника относится к плавсоставу, но и того, что судно, на котором он работал, не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно- вспомогательным, разъездным, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Тот факт, что истец в оспариваемые периоды работал в должностях, которые относятся к должностям плавсостава, сторонами не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что пенсионным органом отказано во выключении оспариваемых периодов в льготный стаж истца, в том числе, в связи с тем, что им не представлены доказательства, что судна, состоящие во флоте Первомайского судостроительно-судоремонтного завода, на которых работал истец, находились постоянно в течение полного рабочего дня за акваторией порта и не относились к служебно-вспомогательным, разъездным, судам пригородного и внутригородского сообщения.
В материалах имеется также три архивные справки Государственного архива управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области от 18 октября 2019 г, в двух из которых (л.д.18, 19-22) содержится указание о том, что флоты Первомайского судостроительно-судоремонтного завода постоянно находились на навигациях и не были портовыми. В справке на л.д.19-22 указано также на начало и окончание навигационных периодов в оспариваемые истцом годы работы, а также на предоставление Пилипчуку А.С. оплачиваемых отпусков, отгулов и ученического оплачиваемого отпуска.
В архивной справке на л.д.40-43 отсутствуют сведения о том, что суда, состоящие во флоте Первомайского судостроительно-судоремонтного завода, на которых работал истец, находились постоянно за акваторией порта и не относились к служебно-вспомогательным, разъездным, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, что копия указанной справки судом не заверена, ее оригинал не представлен, тогда как справки на л.д.18, 19-22 были представлены суду и заверены им.
Кроме того, истцом представлена справка из Инспекции транспортного контроля по Восточно-Казахстанской области комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан N от 28 марта 2022 г, согласно которой суда, на которых работал истец, относились к Верхне-Иртышскому речному пароходству, не являлись пассажирскими, перевозили грузы, не относились к служебно-вспомогательным, разъездным, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Согласно сведениям Инспекции транспортного контроля по Восточно- Казахстанской области, в компетенцию инспекции входит регистрация речных и маломерных судов, в "государственном реестре речных судов зарегистрированы и были ранее зарегистрированы речные суда: дизель-электроход "Иртыш", теплоход "Тула", теплоход "СТ-1403", теплоход-танкер "Волга", МПХ-баржа сухогрузная, теплоход "БТ-303", теплоход "СТ-1416", все суда предназначались для перевозки грузов, о чем свидетельствует справка N от 28 марта 2022 г.
Согласно архивной справке из "Государственного архива" управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области от 1 октября 2019 г, в расчетных ведомостях и лицевых счетах Первомайского судостроительно-судоремонтного завода имеются сведения о начислении Пилипчуку А.С. заработной платы в периоды с февраля по апрель, с ноября по декабрь 1987 года, с января по июль 1988 года, за январь, апрель-июль, сентябрь-ноябрь 1989 года, за февраль- октябрь, декабрь 1990 года, за январь-сентябрь, ноябрь 1991 года, за март- декабрь 1992 года, за весь 1993 год, за остальные месяцы сведения либо не сохранились, либо не поступали на хранение. Указанные периоды начисления истцу заработной платы согласуются с оспариваемыми периодами работы истца.
На основании представленных доказательств в соответствии с указанными выше нормами права, суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что они подтверждают работу истца в указанные периоды на судах речного флота, за исключением служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, в связи с чем правомерно включил их в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и пенсионный орган назначить Пилипчуку А.С. досрочную страховую пенсию по старости с 13 января 2020г, то есть по достижении возраста 55 лет.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 7 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 19 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.