Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Печуриной Ю.А, судей Солдатовой С.В. и Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Севастопольского городского суда от 16 марта 2022 г. по административному делу по административному исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Минобороны России обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим постановление Правительства Севастополя N 400-ГГП от 11.06.2019 года "Об утверждении градостроительной документации "Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером N ("адрес")" в части включения в проектную документацию по планировке и межеванию территории части земельного участка военного городка N 42, как несоответствующее законодательству Российской Федерации со дня его принятия.
В обоснование исковых требований административный истец указывает на то, что основании распоряжения Правительства Севастополя N 195-РП от 20.03.2015 года "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность" и в соответствии с Перечнем недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, недвижимое имущество военного городка N 42 в количестве 60 зданий и сооружений, расположенных в "адрес", площадь земельного участка 23, 7500 га, передано безвозмездно из собственности "адрес" в федеральную собственность.
Таким образом, в соответствии со статьями 10, 11, 17 Федерального закона N 61- ФЗ от 31.05.1996 года "Об обороне", пунктами 1, 2, 5 Положения о Минобороны России земельный участок военного городка N 42 предоставлен для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника этого имущества.
В последующем подготовленная ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Правительством Севастополя не согласована, согласно письму заместителя губернатора - председателя Правительства N от 16.08.2021 года в ходе проведения анализа границ испрашиваемого земельного участка выявлено наличие препятствий в ее согласовании и утверждении, поскольку имеется пересечение с территорией, в отношении которой постановлением Правительства Севастополя N 400-ПП от 11.06.2019 года утвержден проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером N, проект межевания территории в части кадастровых кварталов N в "адрес", утвержденный постановлением Правительства Севастополя N 672-ПП от 19 декабря 2019 года.
Письмом исх. N 8288/21 от 09.09.2021 года Департамент по имущественным и земельным отношениям "адрес" отказал ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу "адрес", площадью 21 8701 кв.м, поскольку при рассмотрении материалов, представленных для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выявлено пересечение границ земельного участка военного городка и иных земельных участков, в том числе в отношении которых разработаны проекты планировки территорий и межевания территорий.
При таких обстоятельствах Министерство обороны Российской Федерации полагает, что оспариваемое постановление N 400-ПП принято в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу - п.п. 10, 12 ст. 1 Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996 года "Об обороне", ч. 1 ст. 10, ч. 10 ст. 45 ГрК РФ, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы административного истца как собственника недвижимого имущества - военного городка N 42, поскольку планировка и межевание осуществлены в отношении части земельного участка, который находится в федеральной собственности.
Решением Севастопольского городского суда от 16 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство обороны Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что согласно сведениям, размещенным в свободном доступе на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, части земельного участка военного городка N 42 присвоен кадастровый N.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.12.2021 N КУВИ-002/2021-166969325 правообладателем земельного участка с кадастровым номером N является "адрес" (запись о регистрации права от 25.10.2021 N). Площадь земельного участка составляет 11 066+-37. Дата присвоения кадастрового номера 25.10.2021. Категория земель: "Земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования "Коммунальное обслуживание".
Полагая, что оснований для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка и государственной регистрации права на него за субъектом Российской Федерации - городом федерального значения города Севастополем не имеется, Минобороны РФ обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Правительству Севастополя о признании права собственности на земельный участок.
В Арбитражном суде города Севастополя рассматривается дело NА 84-1148/2022 по иску Министерства обороны РФ к Правительству Севастополя о признании права собственности на земельный участок, площадью 11 066+-/37, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", в связи с чем, Министерством обороны РФ в рамках настоящего дела заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом города Севастополя вышеуказанного дела. Севастопольским городским судом отказано в удовлетворении заявленного ходатайства, при этом основания отказа судом не мотивированы, доводы истца оставлены без должной оценки.
В свою очередь, Министерство обороны РФ полагает незаконным и необоснованным отказ суда о приостановлении производства данного дела до рассмотрения арбитражного дела относительно спорного земельного участка.
Учитывая предмет и основания поданного административного искового заявления, а также то, что оспариваемым постановлением утвержден проект планировки территории, в который включена часть земельного участка военного городка N 42, являющаяся предметом рассмотрения арбитражного дела N А84-1148/2022, заявленные требования непосредственно связаны с обстоятельствами, подлежащими установлению судом при рассмотрении другого дела, производство по данному делу подлежало приостановлению.
Также в судебном решении является несостоятельной ссылка на положения статьи 6 Земельного кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и на то обстоятельство, что земельный участок под военным городком на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не был образован, сведения о нем не были внесены в ЕГРН, следовательно, не мог быть учтен при разработке оспариваемого нормативного правового акта.
Вместе с тем, частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в федеральную собственность, возникает с даты, устанавливаемой решением о его передаче. При этом пунктом 11 статьи 154 Закона также определено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в федеральную собственность, нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи. Данное право юридически действительно даже без государственной регистрации в ЕГРН.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств того, что постановлением N 400-ПП в оспариваемой части истцом утверждена документация по планировке территории, в том числе и земель обороны, является неверным.
Указанные обстоятельства, по мнению административного истца, являются основанием для отмены решения Севастопольского городского суда от 16 марта 2022 года.
Прокуратура города Севастополя в своих возражениях указала, что решение Севастопольского городского суда от 16 марта 2022 года является законным и обоснованным, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права.
Правительство Севастополя также представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просило оставить решение Севастопольского городского суда от 16 марта 2022 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав, что распоряжение Правительства Севастополя N 195-РП от 20.03.2015 года не свидетельствует о передаче конкретных спорных земельных участков в федеральную собственность. При этом, в примечаниях к данному распоряжению указано, что "в связи с передачей военных городков единым имущественным комплексом, кадастровые паспорта на здания, сооружения и земельные участки не оформлялись. Фактические данные будут уточнены при постановке на кадастровый учет". Административным истцом не представлено достаточных оснований и доказательств, свидетельствующих о нарушении его законных прав и интересов спорным нормативным правовым актом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ Хмиль О.Ю. поддержал апелляционную жалобу, просил решение Севастопольского городского суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Кравец А.Н. поддержал позицию административного истца.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя также поддержал позицию административного истца.
Прокурор Костюк А.И. указал, что оспариваемый нормативный правовой акт требованиям федерального не противоречит; суд первой инстанции, разрешая спор по существу, правильно применил положения нормативных правовых актов, дал им надлежащее толкование с учетом фактических обстоятельств дела, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Проверяя полномочия Правительства Севастополя на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, статьями 6, 7 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя.
В соответствии со статьей 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава). Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", статье 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя".
Подпунктом 3 пункта 5.2 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 N 1084-ПП "Об утверждении Регламента Правительства Севастополя" предусмотрено, что Правительство Севастополя издает постановления Правительства Севастополя.
Кроме того, вышеназванная градостроительная документация, утвержденная постановлением N 400-ПП, разработана в рамках реализации государственной программы города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 N 1000-ПП).
Таким образом, исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.
Во исполнение части 7 статьи 36 Закона города Севастополя N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя" оспариваемое постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя и порядок обнародования и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.
Согласно пунктов 10, 12 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ). Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ определен состав земель в Российской Федерации, пунктом 2 данной статьи - правовой режим.
Статья 10 Градостроительного кодекса РФ определяет содержание документов территориального планирования Российской Федерации.
Согласно положений части 10 статьи 45 данного Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка и утверждение документации по планировке территории предусмотрена статьей 45 ГрК РФ, согласно части 3 которой установлено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории. обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства. размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.
Пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 (далее - ФЦП), предусмотрено, что по результатам реализации мероприятий по направлению "прочие нужды" Республика Крым и г. Севастополь получат необходимую градостроительную документацию, включая схемы территориального планирования, правила застройки и землепользования, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Предельные объемы финансирования Программы по направлению "прочие нужды" приведены в приложении N 6 к ФЦП, где для осуществления подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования г. Севастополя в период 2015-2022 годы предусмотрен объем финансирования в размере всего 50, 61 млн. руб, из которых за счет средств федерального бюджета 50, 24 млн. руб, за счет средств бюджета субъекта РФ 0, 37 млн.руб. То есть ФЦП предусмотрено финансирование мероприятий на подготовку градостроительной документации по территориальному планированию, к которым относится утвержденный Постановлением N 400-ПП Проект планировки территории градостроительной документации.
В свою очередь, в соответствии с ФЦП Правительством Севастополя постановлением от 20.10.2016 N 1000-ПП утверждена Государственная программа города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017 - 2020 годы", где в приложении N 2 под N 4 предусмотрена разработка и утверждение проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером N ("адрес"), ответственный исполнитель Департамент, срок реализации 2017 год. Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2017 N 887-ПП в Государственную программу N 1000 внесены изменения, приложение N 2 изложено в новом виде, согласно которого разработка и утверждение проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером N ("адрес") предусмотрено мероприятием N6, ответственный исполнитель Департамент, срок реализации увеличен до 2018 года.
Во исполнение Государственной программы N 1000, с учетом внесенных изменений, Департаментом с Открытым акционерным обществом "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" (далее - ОАО "РИГиИР "Гипрогор") заключен государственный контракт от 25.12.2017 N 08/2017 на оказание услуг по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером N "адрес" Пунктами 3, 7 Технического задания к Государственному контракту предусмотрены цели подготовки, среди которых установление границ территорий общего пользования. С целью исполнения Государственного контракта разработан проект планировки и межевания территории.
В соответствии с положениями части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ, дополнившего ГрК РФ статьёй 5.1, положения законодательных актов Российской Федерации, изменённые настоящим Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Нормативный правовой акт города Севастополя, необходимый для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьёй 5.1 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ на момент принятия оспариваемого постановления не принят. Следовательно, в силу названных правовых норм положения статьи 5.1 ГрК РФ при проведении публичных слушаний по оспариваемому проекту планировки и проекту межевания не подлежат применению.
В свою очередь, установленный Законом города Севастополя от 10.03.2017 N 325-ЗС "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе" (далее - Закон от 10.03.2017 N 325-ЗС) порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе соблюдён.
Так, в соответствии с распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 15.04.2019 N 59 публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории с кадастровым N ("адрес") состоялись 29.04.2019, о чем составлен протокол публичных слушаний N 20, утверждённый директором Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя 16.05.2019, а также заключение по результатам данных публичных слушаний, утверждённое директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя 07.06.2019, из которых усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися.
Пунктом 1 части 6 статьи 11 Закона города Севастополя N 325-3C предусмотрено, что уполномоченный орган направляет проект планировки территории и (или) проект межевания территории с протоколом собрания участников публичных слушаний и заключением о результатах публичных слушаний по данным вопросам в Правительство Севастополя для принятия решения о согласии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории и его утверждении.
В соответствии с нормами ГрК РФ, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя N 5-ЗС, "О правовых актах города Севастополя", после выполненных работ в рамках Государственного контракта, учитывая протокол и заключение о проведение публичных слушаний, постановлением Правительства Севастополя от 11.06.2019 N 400-ПП была утверждена градостроительная документация "Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером N ("адрес")".
Существенных нарушений нормативных правовых актов, регулирующих разработку проекта, порядок организации и проведения публичных слушаний, процедуру согласования и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории административным ответчиком не допущено.
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Исходя из положений статей 9, 14, 18 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Нарушений градостроительного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта судебной коллегией не установлено.
По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 N 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области. Так же Европейский Суд по правам человека также неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует положениям статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, в том числе и его части 10.
В обоснование нарушения прав истец ссылается на те обстоятельства, что распоряжением Правительства Севастополя N195-РП от 20.03.2015 года "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность" и в соответствии с Перечнем недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, являющимся приложением к указанному распоряжению, недвижимое имущество военного городка N 42 в количестве 60 зданий и сооружений, расположенных в "адрес", площадь земельного участка 23, 7500 га, передано безвозмездно из собственности "адрес" в федеральную собственность, Главным управлением имущественных и земельных отношений "адрес" и ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России подписан акт приема-передачи указанного имущества. Соответственно, по мнению истца, земельный участок, расположенный по адресу "адрес", площадью 218701 кв.м, на который Крымское ТУИО просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории является землями обороны и Постановление N 400-ПП в оспариваемой части не соответствует положениям пункта 2 статьи 7 ЗК РФ.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил данные доводы административного истца в силу следующего.
Согласно положений статьи 6 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" земельный участок как предмет права должен иметь характеристики индивидуально-определенной вещи, в том числе должно быть определено местоположение границ земельного участка. Вместе с тем земельный участок под военным городском N 42 на момент принятия оспариваемого НПА, как и на момент передачи вышеназванным распоряжением недвижимого имущества данного городка в федеральную собственность не был образован, сведения о нем не были внесены в ЕГРН, следовательно, не мог быть учтен при разработке оспариваемого нормативного правового акта.
Распоряжение N 195-РП от 20.03.2015 не свидетельствует о передаче конкретных спорных земельных участков в федеральную собственность. В примечаниях к распоряжению N 195-РП указано, что "в связи с передачей военных городков единым имущественным комплексом, кадастровые паспорта на здания, сооружения и земельные участки не оформлялись. Фактические данные будут уточнены при постановке на кадастровый учет.
Надлежит отметить, что согласно распоряжению N 195 площадь земельного участка военного городка N 42 указана 23, 7500 га, земельный участок, расположенный по адресу "адрес", и на который Крымское ТУИО просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории имеет площадь 218701 кв.м, согласно же представленной административным истцом в обоснование нарушения своих прав и формирования участка военного городка N 42 технического дела N 125 по инвентаризации земель войсковой части 53054 Черноморского флота была проведена инвентаризация двух участков площадями 24.5 га и 1.95 га соответственно. При таких обстоятельствах доказательств того, что Постановлением N 400-ПП в оспариваемой истцом части утверждена документация по планировке территории в том числе и земель обороны, не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что оснований полагать нарушенными права административного истца не имеется.
При этом надлежит отметить, что сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования с указанием вида разрешенного использования образуемых земельных участков, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, как установлено в судебном заседании, определены в проекте межевания территории с кадастровым номером N ("адрес", который постановлением Правительства Севастополя N 672-ПП от 19.12.2019 года "Об утверждении документации по планировке территории "Проект межевания территории в части кадастровых кварталов N в городе Севастополе" признан утратившим силу и прав истца не нарушал и не нарушает в настоящее время. В судебном заседании было установлено, что истец оспаривает в части Постановление N 400-ПП, при этом Постановление N 672-ПП не оспаривается.
С учетом изложенного, принимая во внимание соблюдение Правительства Севастополя порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, соответствие его положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Севастопольский городской суд вынес законное и обоснованное решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не усматривает процессуальных нарушений при отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу, поскольку основания, предусмотренные статьями 190, 191 КАС РФ отсутствовали. В то же время, административный истец не лишен права обратиться с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам данного дела, в случае установления по делу юридически важных и существенных по делу обстоятельств в рамках арбитражного дела NА84-1148/2022 по итогам рассмотрения указанного дела.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Севастопольский городской суд по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.