Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печуриной Ю.А, судей Солдатовой С.В, Сумбаевой А.В,, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-15/2022 (УИД N 07OS0000-01-2022-000014-03) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нальчик-Сладость" о признании недействующим пункта 585 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2017 г..N 728-рп, пункта 576 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2018 г..N 271-ПП, пункта 568 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2019 г..N 243-ПП, пункта 544 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 декабря 2020 г..N 301-ПП, пункта 526 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2021 г..N 273-ПП, по апелляционной жалобе административного истца общества с ограниченной ответственностью "Нальчик-Сладость" на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 апреля 2022 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
18 декабря 2017 г. Правительством Кабардино-Балкарской Республики принято распоряжение N 728-рп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также Перечень на 2018 г.).
29 декабря 2018 г. Правительством Кабардино-Балкарской Республики издано постановление N 271-ПП об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также Перечень на 2019 г.).
26 декабря 2019 г. Правительством Кабардино-Балкарской Республики издано постановление N 243-ПП об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также Перечень на 2020 г.).
25 декабря 2020 г. Правительством Кабардино-Балкарской Республики издано постановление N 301-ПП об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также Перечень на 2021 г.).
29 декабря 2021 г. Правительством Кабардино-Балкарской Республики издано постановление N 273-ПП об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также Перечень на 2021 г.
Под номерами 585, 576, 568, 544, 526, соответственно, в указанные Перечни включено здание с кадастровым номером N, площадью 150 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Нальчик-Сладость", являющееся собственником вышеуказанного объекта недвижимости, обратилось в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов, обосновывая требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 апреля 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильную оценку фактических обстоятельств дела.
Представители лиц, участвующих в деле, будучи извещенными судом апелляционной инстанции о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимали, об отложении судебного разбирательства - не ходатайствовали.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Кабардино-Балкарской Республики с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1, 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2003 г. N 102 РЗ "О налоге на имущество организаций", дав оценку виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание - "для производственных целей", как не позволяющему его включить в Перечни, но исходя из анализа технической документации на здание и результатов обследования его фактического использования от 9 февраля 2022 г, полученных по обращению административного истца до подачи настоящего административного искового заявления, пришел к выводу о правомерности включения здания, принадлежащего административному истцу, в оспариваемые Перечни.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 названной статьи, соответственно.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов административного дела, в том числе материалов реестрового дела, копия которого представлена суду апелляционной инстанции, сведений Единого государственного реестра недвижимости, дополнительных письменных объяснений административного истца, двухэтажное здание с кадастровым номером N, с назначением, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, "нежилое здание", наименованием - "административное здание", приобретенное, как усматривается из копии свидетельства о государственной регистрации права от 4 апреля 2015 г. по договору купли-продажи от 5 ноября 2009 г, с учетом разрешения на строительство от 24 сентября 2014 г. и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 18 ноября 2014 г, поставлено на кадастровый учет в 2014 г.
Из материалов дела усматривается, что на момент постановки здания на кадастровый учет, с учетом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и в периоды принятия оспариваемых Перечней, общую площадь спорного здания, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, составляли 150 кв.м. Согласно данным технического паспорта, составленного по состоянию на 16 августа 2013 г, но не содержащего сведения о внесенных в него изменениях относительно характеристик здания, 2013 года постройки, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (документ содержит указания, как на отсутствие такого разрешения, так и на его последующее предъявление, что свидетельствует о фиксации его технических характеристик органом технического учета, с последующей отметкой об их легализации указанным разрешением), площадь здания, согласно экспликации его помещений составляет 128, 2 кв.м.; назначение помещений здания: "торговый зал", площадью 33, 4 кв.м, "подсобное", коридор", "санузел", "зал кафе" 48 кв.м, "кухня" 17 к.в.м.
Такие же сведения содержит технический паспорт на здание, составленный по состоянию на 2022 г. (т. 1 л.д. 170-176).
Материалы копии реестрового дела на спорное здание свидетельствуют о том, что на периоды принятия Перечней, равно как и на момент разрешения спора в суде, сведения об изменении площади здания в Единый государственный реестр недвижимости не вносились.
Таким образом, назначения помещений здания "торговый зал", "зал кафе", "кухня", общей площадью более 20% от общей площади задания, равной 150 кв.м, предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания.
Судебная коллегия исходит из того, что стороной административного истца, представившего суду копии технического плана здания, подготовленного 24 февраля 2022 г, с отражением площади здания - 150 кв.м, и назначений его помещений "торговый зал", площадью 28 кв.м, "подсобное помещение", "коридор", "санузел", "кабинет", "офисное помещение", площадью 31.5 кв.м, "подсобное помещение", не опровергнуты и не поставлены под сомнение вышеприведенные сведения о технических характеристиках здания по состоянию на периоды принятия оспариваемых Перечней (т. 1 л.д. 135-152).
Подробно проанализированный судом первой инстанции акт обследования фактического использования здания от 9 февраля 2022 г, вопреки позиции административного истца, не является доказательством, опровергающим установленное выше предназначение здания на периоды его включения в оспариваемые Перечень на 2018 г, Перечень на 2019 г, Перечень на 2020 г, Перечень на 2021 г, Перечень на 2022 г.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы - не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 августа 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.