Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бутковой Н.А, судей Переверзиной Е.Б. и Пластинина И.В, при секретаре-помощнике судьи Сериковой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3/2022 по апелляционной жалобе Апицына Алексея Михайловича, Артеевой Ольги Викторовны, Барахманова Анатолия Иосифовича, Бобровой Виктории Алексеевны, Бурковой Марии Федоровны, Головиной Анны Николаевны, Гомон Юлии Викторовны, Гудовой Анастасии Игоревны, Кашинцевой Надежды Михайловны, Кисовой Елены Николаевны, Куриленко Александра Сергеевича, Кучеровой Ирины Федоровны, Ледковой Анны Валерьевны, Ляпина Михаила Юрьевича, Львовой Надежды Ивановны, Мамчур Кристины Михайловны, Попова Андрея Сергеевича, Попова Геннадия Алексеевича, Рочева Владимира Владимировича, Семяшкиной Натальи Игоревны, Умновой Людмилы Сергеевны, Чупровой Натальи Геннадьевны на решение суда Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2022 года, которым оставлен без удовлетворения коллективный административный иск о признании не действующим в части постановления Главного государственного санитарного врача по Ненецкому автономному округу от 19 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Ненецкого автономного округа".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛА:
19 октября 2021 года Главный государственный санитарный врач по Ненецкому автономному округу вынес постановление N 3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Ненецкого автономного округа" (далее - Постановление N 3), которое опубликовано в эту же дату на сайте управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ненецкому автономному округу. Сведения о вынесенном Постановлении N 3 размещены также 21 октября 2021 года в общественно-политической газете Ненецкого автономного округа "Няръяна Вындер" ("Красный тундровик"), выпуск N 113 (21170).
Пунктом 1 Постановления N 3 предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям: работники медицинских организаций; работники образовательных организаций, в том числе дополнительного образования; работники учреждений социального обслуживания и социальной защиты; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; сотрудники правоохранительных органов; военнослужащие; лица, подлежащие призыву на военную службу; лица в возрасте 60 лет и старше, лица с хроническими заболеваниями (подпункт 1.1); работники организаций сферы предоставления услуг: торговли; салонов красоты, парикмахерских, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, ателье и иных подобных услуг; общественного питания; организаций, оказывающих услуги почтовой связи; услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; пенсионного, социального и медицинского страхования, служб занятости; жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; работники организаций транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики; культурных, выставочных, просветительских мероприятий, в том числе музеев, театров, кинотеатров, концертных и выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов); досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; массовых физкультурных, спортивных мероприятий; предоставления услуг по временному проживанию (гостиницы, хостелы) туристических услуг; услуг
аптек и ветеринарных организаций (подпункт 1.2); государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы, муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы, работники органов власти Ненецкого автономного округа и подведомственных им организаций (подпункт 1.3).
Подпунктом 7.4 пункта 7 Постановления N 3 предписано руководителю Департамента здравоохранения Ненецкого автономного округа, главным врачам медицинских организаций всех форм собственности обеспечить развертывание пунктов вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в необходимом количестве в медицинских организациях, по месту работы, учебы прививаемых, на общественных пространствах с привлечением мобильных выездных прививочных бригад в соответствии с установленными требованиями.
Апицын А.М. и другие административные истцы обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими подпункты 1.1, 1.2, 1.3 пункта 1, подпункт 7.4 пункта 7 Постановления N 3.
В обоснование административного иска указали, что оспариваемые нормы нарушают их гражданские права, не соответствуют статье 30, частям 1, 6 статьи 36.1, статье 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статье 1, пункту 1 статьи 2, статье 10, пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пункту 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 марта 2008 года "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3-2342-08", поскольку Главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и расширять категории лиц, подлежащих вакцинации по эпидемиологическим показаниям. Проведение профилактических прививок вне мест медицинских организаций создаст угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, в нарушение пункта 66 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" Постановление N 3 должно быть согласовано и принято совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
Решением суда Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе коллективные административные истцы просят отменить решение суда, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм процессуального права.
На апелляционную жалобу Главным государственным санитарным врачом по Ненецкому автономному округу представлены возражения.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам "б", "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Пунктами 2, 3 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 29, подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 данного Федерального закона.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с преамбулой, статьёй 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ) данный Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2021 года N 691 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ненецкому автономному округу (далее - Управление).
Согласно подпункту 8.34.3 пункта 8, пунктам 10, 11 данного положения Управление при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносит мотивированное постановление о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы.
Руководитель Управления является Главным государственным санитарным врачом по Ненецкому автономному округу.
Суд первой инстанции правильно пришёл к выводу, что оспариваемое постановление принято Главным государственным санитарным врачом по Ненецкому автономному округу в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия, введения его в действие.
Проверяя соответствие оспариваемых пунктов Постановления N 3 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии такого противоречия.
Оспариваемое постановление, как следует из его преамбулы, вынесено в целях стабилизации и снижения показателей заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), стабилизации показателей смертности и летальности населения округа в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 года N 1122н (действовавшим на день вынесения решения суда) утверждён календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям согласно приложению N 2.
Из пункта 24 данного календаря следует, что обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, относятся лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более (приоритет 1-го уровня).
Взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг (приоритет 2-го уровня).
Государственные гражданские и муниципальные служащие служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу (приоритет 3-го уровня).
На день принятия Постановления N 3 действовал календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н, предусматривающий вакцинацию против коронавирусной инфекции те же категории граждан.
Постановлением Губернатора Ненецкого автономного округа от 16 марта 2020 года N 12-пг на территории Ненецкого автономного округа был введён режим повышенной готовности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
Согласно пунктам 1.2, 4.2 СП 3.1.3597-20 новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21).
Согласно пункту 67 СанПиН 3.3686-21 внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена Министерством здравоохранения Российской Федерации в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Министерство здравоохранения Российской Федерации письмом от 21 января 2021 года N 1/И/1-333 направило для руководства в работе методические рекомендации "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения", разработанные Федеральным дистанционным консультативным центром по вопросам вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 (Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Министерства здравоохранения Российской Федерации) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
Согласно пункту 2.3 указанных методических рекомендация при необходимости органы исполнительной власти в области охраны здоровья граждан могут принять решение о проведении вакцинации против COVID-19 взрослого населения на дому или в пунктах вакцинации силами мобильных медицинских бригад. Количество и состав таких бригад, а также их материально-техническое обеспечение зависит от местных условий, а также предполагаемого объема и вида работ. Состав бригады утверждается приказом руководителя медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "вакцинация (проведение профилактических прививок)".
Таким образом, предписание, изложенное в подпункте 7.4 пункта 7 Постановления N 3 об обеспечении развертывания пунктов вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в необходимом количестве в медицинских организациях, по месту работы, учебы прививаемых, на общественных пространствах с привлечением мобильных выездных прививочных бригад в соответствии с установленными требованиями, прав административных истцов не нарушает, поскольку не лишает их возможности провести вакцинацию в медицинской организации.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1867-О, правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
Таким образом, необходимость вакцинации отдельных категорий работников исходит из эпидемиологической безопасности и не направлено на ущемление прав отдельных граждан.
Учитывая приведённые выше положения, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии подпунктов 1.1, 1.2, 1.3 пункта 1, подпункта 7.4 пункта 7 Постановления N 3 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы являться основанием для её удовлетворения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение суда Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Апицына Алексея Михайловича, Артеевой Ольги Викторовны, Барахманова Анатолия Иосифовича, Бобровой Виктории Алексеевны, Бурковой Марии Федоровны, Головиной Анны Николаевны, Гомон Юлии Викторовны, Гудовой Анастасии Игоревны, Кашинцевой Надежды Михайловны, Кисовой Елены Николаевны, Куриленко Александра Сергеевича, Кучеровой Ирины Федоровны, Ледковой Анны Валерьевны, Ляпина Михаила Юрьевича, Львовой Надежды Ивановны, Мамчур Кристины Михайловны, Попова Андрея Сергеевича, Попова Геннадия Алексеевича, Рочева Владимира Владимировича, Семяшкиной Натальи Игоревны, Умновой Людмилы Сергеевны, Чупровой Натальи Геннадьевны - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд Ненецкого автономного округа в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.