Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бутковой Н.А, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, при ведении протокола помощником судьи Егоровой О.А, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-29/2022 по апелляционной жалобе Виноградова Д.С, Меркулова А.С. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 21 апреля 2022 года, которым в удовлетворении их административных исковых заявлений о признании не действующим в части Приложения к Распоряжению Губернатора Санкт-Петербурга от 24 сентября 2021 года N10-рг "Об утверждении Перечня медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, проводящих медицинское обследование граждан при постановке на воинский учёт, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, при заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в определённых законодательством случаях, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья", отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административных истцов Козелько А.П, настаивавшего на доводах жалобы, представителя административного ответчика, Губернатора Санкт-Петербурга Молоковой И.Г, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 24 сентября 2021 года N10-рг "Об утверждении Перечня медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, проводящих медицинское обследование граждан при постановке на воинский учёт, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, при заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в определённых законодательством случаях, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья", утверждён поименованный перечень согласно приложению к распоряжению (далее Приложение к Распоряжению, Перечень).
Пунктом 1 Приложения к Распоряжению к условиям обследования и профилю ГБУЗ "Городская больница N 26" отнесено стационарное медицинское обследование, в том числе по профилям "гастроэнтерология", "травматология и ортопедия".
Пунктом 5 данного Приложения к условиям обследования и профилю ГБУЗ "Городская Мариинская больница" отнесено стационарное медицинское обследование, в том числе по профилям "травматология и ортопедия".
Пунктом 8 Приложения к условиям обследования и профилю ГБУЗ "Введенская городская клиническая больница" отнесено стационарное медицинское обследование, в том числе по профилю "кардиология".
Распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 24 сентября 2021 года.
Меркулов А.С. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений просил признать недействующими пункты 1 и 5 Приложения к Распоряжению в части словосочетания "травматология и ортопедия" и пункта 8 Приложения к Распоряжению в части слова "кардиология".
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Меркулов А.С. является военнообязанным и проходил медицинское освидетельствование в военном комиссариате Невского района Санкт-Петербурга; оспариваемое нормы не соответствуют положениям части 1 статьи 26, части 3 статьи 22, частям 1, 3, 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьям 25, 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статье 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", пунктам 20, 21 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N565, пунктам 5, 6 Положения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года N 852 "О лицензировании медицинской деятельности" (том 4, л.д.41-49).
Меркулов А.С. указал, что оспариваемым нормативным правовым актом определён исключительный перечень медицинских учреждений, обследование в которых доступно призывнику для целей военно-врачебной экспертизы, проводимой для определения годности к военной службе по призыву. Указанные в Перечне медицинские учреждения, как отметил истец, не имеют лицензию на оказание услуг по военно-врачебной экспертизе, врачи медицинских учреждений не имеют соответствующей подготовки. Данные обстоятельства нарушают права призывников, в том числе, на качество медицинской помощи, права на получение государственных гарантий соблюдения лицензионных требований медицинскими учреждениями, на равенство при получении медицинских услуг.
Виноградов Д.С. также обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений просил признать недействующим пункт 1 Приложения к Распоряжению в части словосочетания "гастроэнтерология".
В обоснование поданного административного искового заявления Виноградов Д.С. ссылался на аналогичные правовые основания, что и Меркулов А.С.
Виноградов Д.С. также указал, что в ходе медицинского освидетельствования решением военного комиссара Колпинского района Санкт-Петербурга от 21 марта 2022 года N10 направлен в СПб ГБУЗ "Городская больница N 26" на обследование в связи с наличием у него язвенной болезни (том 4, л.д.34-40).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель административных истцов пояснил, что заявленные требования направлены на соблюдение прав на равенство при получении медицинских услуг по сравнению с иными категориями граждан, возможности прибегнуть к административной защите при получении медицинских услуг по сравнению с иными категориями граждан, при том, что эти права административных истцов ранее были нарушены.
Производство по указанным административным делам объединено в одно производство (том 2, л.д.10-12).
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 21 апреля 2022 года производство по настоящему делу прекращено за исключением требований об оспаривании указанных норм в той мере, в которой ими определён перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан при призыве на военную службу.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 21 апреля 2022 года в удовлетворении административных исков Меркулова А.С, Виноградова Д.С. отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение Санкт-Петербургского городского суда от 21 апреля 2022 года отменить и принять новое судебное постановление, которым удовлетворить административные иски.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены постановленного судебного решения.
Нормативные основы в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества изложены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон о воинской обязанности и военной службе).
В силу статьи 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане при призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1); в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включённую в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4).
С учётом названных норм, а также принимая во внимание положения статей 37, 46 Устава Санкт-Петербурга, пункта 1.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга", суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме, с соблюдением порядка опубликования и введения в действие.
Оценив доводы административных исков о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта нормам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии противоречий, с чем соглашается судебная коллегия.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
Частью 2 статьи 25 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации установлено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьёй 61 этого федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 61 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации с целью определения годности к военной службе проводится военно-врачебная экспертиза; положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт, призыве на военную службу, утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 4 июля 2013 года принято постановление N565, которым утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее Положение).
Данное положение устанавливает порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба).
В разделе II Положения урегулированы вопросы обследования и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учёт и призыве на военную службу.
Положением также определено, что для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-лётные комиссии) (пункт 2).
Из пункта 4 Положения следует, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе с учётом результатов ранее проведённого обследования и с вынесением письменного заключения.
Пунктом 6 Положения установлено, что годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению к данному акту "Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учёт, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации".
Поименованные требования включают Расписание болезней, в котором определяются соответствующие категории годности к военной службе в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями.
Организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию (пункт 13 Положения).
В силу абзаца первого пункта 20 Положения в случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учёт, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включённую в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
Абзацем 3 указанной нормы предусмотрено, что гражданину, нуждающемуся по заключению врача-специалиста в обследовании в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включённой в перечень медицинских организаций, на руки выдаётся направление, заполненное врачом-специалистом, вынесшим соответствующее заключение, подписанное военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) и заверенное печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также 2 экземпляра бланка медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина.
В силу абзаца восьмого пункта 20 Положения по завершении обследования гражданина в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включённой в перечень медицинских организаций, результаты его обследования вносятся в оба экземпляра бланка медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина. В силу абзаца 6 пункта 20, в случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N1171-О, указанные нормы, действуя во взаимосвязи с иными предписаниями Положения о военно-врачебной экспертизе, обеспечивают получение наиболее полной и актуальной информации о состоянии здоровья гражданина в целях определения его годности к военной службе, не предполагают произвольного направления на медицинское обследование или отказа от вынесения заключения о годности гражданина к военной службе.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 16 сентября 2015 года N533 утверждены Правила заполнения медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина.
Данными правилами установлено, что по завершении медицинского обследования в амбулаторных или стационарных условиях в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, проведённого при призыве на военную службу в целях уточнения диагноза заболевания, в медицинском заключении в разделе "Диагноз" указывается диагноз всех установленных (выявленных) у освидетельствуемого заболеваний, сформулированный в соответствии с расписанием болезней (раздел II Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учёт, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) и на основе Международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10. Диагноз заболеваний должен иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания и его компенсации, степени функциональных нарушений. При описании диагноза заболевания в первую очередь указываются основное заболевание и его осложнений, которые в большей степени ограничивают годность к военной службе освидетельствуемого, во вторую очередь перечисляются все сопутствующие заболевания независимо от того, ограничивают они или не ограничивают годность освидетельствуемого к военной службе.
Согласно пункту 21 Положения руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Из правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2018 года N АКПИ18-588 относительно вопроса об обязательности следования указаниям не только порядков и стандартов, но и требований к диагностике заболеваний, изложенным в Расписании болезней, следует, что в системе действующего правового регулирования предусмотренное пунктами 20 и 21 Положения обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи проводится в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания, необходимого для медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья, следовательно, медицинская организация государственной или муниципальной систем здравоохранения, в которую направлен гражданин на основании решения, в том числе призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, по завершении обследования обязана составить медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина с учётом установленного Положением порядка, включая расписание болезней (раздел II приложения к названному акту). Отсутствие подобного указания в пункте 21 Положения не означает, что эта норма не отвечает критерию правовой определённости, поскольку годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению к Положению.
В силу пункта 3 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается контроль за проведением обследования, лечения и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учёт и призыве на военную службу, то есть контроль за обследованием нуждающихся в этом по заключению врача-специалиста граждан при призыве на военную службу осуществляется органом, на который возложено проведение военно-врачебной экспертизы.
Частью 5 статьи 25 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации предусмотрено, что граждане при постановке их на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
В силу части 2 статьи 25 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьёй 61 данного закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Военно-врачебная экспертиза является одним из видов медицинских экспертиз, проводимых в Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 58 названного закона).
Согласно положениям статьи 61 поименованного закона военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учётным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы); решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 1). Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2).
С учётом изложенного нормативного регулирования в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества в части регламентации порядка проведения военно-врачебной экспертизы с целью определения годности граждан, подлежащих призыву на военную службу, к военной службе; граждане, подлежащие призыву на военную службу, направляются призывной комиссией в медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения на обследование в целях уточнения диагноза заболевания; при проведении обследования в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включённой в перечень медицинских организаций, должно быть обеспечено обследование в объёме, достаточном для последующего определения годности к военной службе граждан при призыве на военную службу, то есть должно быть обеспечено соблюдение положений Требований к состоянию здоровья с учётом Расписания болезней.
Разделом V Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в рамках территориальной программы государственных гарантий за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для осуществления органами местного самоуправления) и средств обязательного медицинского страхования (по видам и условиям оказания медицинской помощи, включённым в базовую программу обязательного медицинского страхования), осуществляется финансовое обеспечение проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Статьёй 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации регламентировано, что:
медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях (пункт 10);
медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3);
диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (пункт 7).
Таким образом, с учётом комплексного характера рассматриваемых правоотношений и нормативной дифференциации процедур определения годности к военной службе между призывниками и иными категориями военнообязанных, судом первой инстанции верно указано на то, что при призыве на военную службу гражданину, в отношении которого по заключению врача-специалиста в ходе освидетельствования установлена нуждаемость в обследовании в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, оказывается в такой медицинской организации медицинская помощь по соответствующему профилю заболевания. При этом проведение такого обследования в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения не предполагает наличие у неё лицензии на производство военно-врачебной экспертизы и не противоречит пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года N852 "О лицензировании медицинской деятельности".
Исходя из указанного, доводы административных исковых заявлений о неправомерности включения в оспариваемый нормативный правовой акт учреждений здравоохранения, не имеющих лицензией на производство военно-врачебной экспертизы, обоснованно признаны несостоятельными.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что указанные в оспариваемых пунктах Распоряжения медицинские учреждения имеют лицензии на выполнение работ (услуг) по указанным в Распоряжении профилям медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании медицинской деятельности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года N852 "О лицензировании медицинской деятельности".
Данные обстоятельства административными истцами не оспорены.
Более того, указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении медицинскими учреждениями лицензионных требований в части наличия работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским работникам, аккредитацию специалиста или сертификат специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 года N707н утверждены Квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки".
Данные Квалификационные требования не предусматривают требований о наличии у врачей, осуществляющих обследование призывников в медицинских организациях с целью уточнения диагноза заболевания в рамках оказания медицинской помощи, дополнительной подготовки (повышения квалификации) по направлению "военно-врачебная экспертиза".
Вместе с тем, отсутствие таких требований само по себе не является основанием для освобождения врачей, осуществляющих по заключению врача-специалиста обследование призывников в медицинских организациях государственной системы здравоохранения с целью уточнения диагноза заболевания в рамках оказания медицинской помощи, от соблюдения обязательных стандартов и требований к диагностике заболеваний, изложенных в Расписании болезней (решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2018 года по делу NАКПИ18-588).
По аналогичным основаниям верно признаны несостоятельными доводы административных истцов о невозможности обеспечить надлежащий внутренний контроль качества за обследованием призывников в соответствии с требованиями, изложенными в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности", приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года N502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации". Указанные нормативные правовые акты предусматривают, что полномочия врачебной комиссии, функционирующей в медицинском учреждении, ограничены в рамках предоставленной медицинскому учреждению лицензии.
Также обоснованно признаны подлежащими отклонению доводы истцов о противоречии оспариваемых положений статье 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей" ввиду отсутствия тождества предметов правового регулирования. Оспариваемым в части нормативным правовым актом, вопреки доводам административных истцов, также изложенных в апелляционной жалобе, не урегулированы вопросы качества предоставляемых услуг.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", являясь базовым законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере потребительских правоотношений в Российской Федерации, и определяя правовые и организационные основы этих правоотношений, не регламентирует вопросы проведения медицинского обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Следует разграничивать содержание понятий медицинская услуга, диагностика, медицинская экспертиза и военно-врачебная экспертиза. Военно-врачебная экспертиза, являющаяся одним из видов медицинских экспертиз, предусматривающая проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования, носит целевой характер: определение годности к военной службе (приравненной к ней). При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе с учётом результатов ранее проведённого обследования и с вынесением письменного заключения.
Медицинские организации, включённые в оспариваемый Перечень, в число субъектов, поименованных в пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, не входят, в связи с чем создание военно-врачебных комиссий, проведение военно-врачебной экспертизы нормативно в них не предусмотрено.
Кроме того, медицинские организации, включённые в оспариваемый Перечень, проводят медицинское обследование граждан, в том числе при призыве на военную службу, в амбулаторных и стационарных условиях по соответствующим профилям медицинской помощи. Такое обследование не является самостоятельной военно-врачебной экспертизой, соответственно, получение лицензии на военно-врачебную экспертизу медицинскому учреждению не требуется. Итоговое заключение о годности к военной службе указанными медицинскими организациями, включёнными в оспариваемый Перечень, не принимается и не выдаётся.
Таким образом, медицинское обследование граждан при призыве на военную службу, осуществляемое в амбулаторных и стационарных условиях по соответствующим профилям медицинской помощи в медицинских организациях, проводящих медицинское обследование граждан при постановке на воинский учёт, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, при заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в определённых законодательством случаях, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, не тождественно самостоятельному понятию военно-врачебной экспертизы, подлежащей лицензированию.
Ссылка в апелляционной жалобе на апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2022 года NАПЛ22-203, которым оставлено без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2022 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующими подпункта 1 пункта 5 и подпункта 1 пункта 13 Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N787н, основанием для отмены обжалуемого решения не является.
В указанных судебных актах установлено, что указанный Порядок утверждён Минздравом России в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, с соблюдением процедуры принятия, порядка опубликования, государственной регистрации и вступления в силу нормативного правового акта; какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, подпункт 1 пункта 5 и подпункт 1 пункта 13 Порядка не противоречат.
Таким образом, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует нормам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административных истцов, вывод суда об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в этой части является правильным, в связи с чем решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы, фактически сводящиеся к озвученной в суде первой инстанции правовой позиции административных истцов, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Виноградова Д.С, Меркулова А.С. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.