Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 29 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 апреля 2022 года, принятые по административному делу N 2а-2040/2021, по административному иску военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Некоммерческая организация "Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона г.Комсомольска-на-Амуре обратился в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда по данному иску в законную силу сформировать и установить для ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) государственное задание на проведение ремонтных работ здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке "Комсомольск-1 зак." "адрес" с выделением лимита бюджетных средств для проведения ремонтных работ, в объемах, указанных в дефектном акте N от ДД.ММ.ГГГГ, а именно выполнить: замену электрощита с его дальнейшим переносом на 1 этаж; восстановление трещин битумного покрытия козырька над входом во 2-й подъезд -18 м 2; замену верхнего слоя рулонного покрытия с нижнем слоем - 750 м2 (на крыше); ремонт отмостки - 150 м2; замену электропроводки в местах общего пользования; смену светильников в местах общего пользования (15 шт.); ремонт бетонной плиты крыльца 2 подъезда 3 м2; смену оконных блоков подъездах - 24 шт.; обязать ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке "Комсомольск-1 зак." "адрес", а также выполнить восстановление отделочного слоя, оштукатуривание и покраску стен в подъездах указанного дома.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении жилищным фондом - многоквартирным жилым домом N по "адрес" установлено, что жилому дому требуется проведение капитального ремонта. Полагает, что обязанность по капитальному ремонту дома лежит на собственнике имущества - Министерстве обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), а по текущему ремонту - на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, с которым Министерством обороны РФ заключен договор управления жилищным фон "адрес"-УЖК-Ф/ВВО-1, в том числе и указанным жилым домом.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Некоммерческая организация "Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае".
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 октября 2021 года административные исковые требования военного прокурора гарнизона г.Комсомольск-на-Амуре удовлетворены частично.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение капительного ремонта, путем формирования и установления для ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации государственного задания на проведение ремонтных работ здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке "Комсомольск-1 зак." "адрес". 3, в объемах, указанных в дефектном акте N от ДД.ММ.ГГГГ.
На ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 6 месяцев после получения соответствующего государственного задания, выполнить ремонт здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке "Комсомольск-1 зак." "адрес". 3, а именно выполнить: замену электрощита с его дальнейшим переносом на 1 этаж; восстановление трещин битумного покрытия козырька над входом во 2-й подъезд -18 м2; замену верхнего слоя рулонного покрытия с нижнем слоем - 750 м2 "(на крыше); ремонт отмостки - 150 м2; замену электропроводки в местах общего пользования; смену светильников в местах общего пользования (15 шт.); ремонт бетонной плиты крыльца 2 подъезда 3 м2; смену оконных блоков подъездах - 24 шт, а также выполнить восстановление отделочного слоя, оштукатуривание и покраску стен в подъездах указанного дома.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 апреля 2022 решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворенных требований. В указанной части принято новое решение, которым исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены частично. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке "Комсомольск-1 зак." "адрес". 3, в объемах, указанных в дефектном акте N от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России оставлены без удовлетворения. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
27 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации, поданное через Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 15 июня 2022 года, в которой просят судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование кассационной жалобы представитель Министерства обороны Российской Федерации указывает, что суды, возлагая на собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность произвести капитальный и текущий ремонт имущества, не указали, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению неопределенному кругу лиц не выполнил собственник либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц. Судами не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Пролагают, что капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома должен проводиться в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств фонда капитального ремонта, который складывается из средств собственников помещений в доме.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 года кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований военного прокурора и возлагая на Министерство обороны России обязанность по организации проведения капитального ремонта дома, а на ФГБУ "ЦЖКХ" Минобороны России - обязанность по проведению ремонта многоквартирного дома в объемах, указанных в дефектном акте N от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями статей 209 и 210 ГК РФ, частью 1 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, исходил из того, что Министерство обороны Российской Федерации, как собственник спорного имущества, действия по организации капитального ремонта многоквартирного дома не производил и надлежащим образом не осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания, принадлежащего ему имущества; а ФГБУ "ЦЖКУ", как управляющая организация от лица Министерства обороны Российской Федерации приняла на себя обязательства по предоставлению услуг по надлежащему содержанию жилья и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе является ответственной за состояние оконных элементов, отмосток, чердака, дверей в помещениях, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем прокурор, подавая исковое заявление в суд в интересах неопределенного круга лиц, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, обоснованно полагал, что указанные бездействия ответчиков нарушают права и интересы неопределённого круга лиц, а именно граждан, проживающих в данном МКД и требования военного прокурора подлежали удовлетворению.
С учетом изложенного, ссылаясь на статью 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования военного прокурора о возложении обязанности на Министерство обороны РФ организовать проведение капитального ремонта путем сформировании и установления для ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации государственного задания на проведение ремонтных работ здания указанного в иске многоквартирного дома, расположенного в военном городке, в объемах, указанных в дефектном акте N от ДД.ММ.ГГГГ, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, указал, что принимая решение о возложении обязанности на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев после получения государственного задания, выполнить ремонт здания многоквартирного дома, суд первой инстанции не учитывал, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны Российской Федерации принято решение о расторжении договора и заключено соглашение о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ N-УЖФ/ВВО-1, в том числе в отношении многоквартирного жилого дома расположенного в "адрес", и руководствуясь требованиями статей 209 и 210 ГК РФ, частью 1 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, а также действующим законодательством, пришел к выводу, что при таких обстоятельствах требования о возложении обязанности на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации выполнить ремонт здания указанного многоквартирного дома, удовлетворению не подлежат; такая обязанность по организации проведения капитального ремонта здания дома, в объемах, указанных в дефектном акте N от ДД.ММ.ГГГГ должна быть возложена на Министерство обороны Российской Федерации как собственника недвижимого имущества.
При этом суд апелляционной инстанции также как и суд первой инстанции исходил из того, что объемы капитального ремонта здания дома, указаны в дефектном акте N от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в материалах дела дефектный акт N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором описаны дефекты, их местоположение, площадь и объем ремонтных работ, отсутствует, в связи с чем, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными.
Согласно пункту 3 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных процессуальным законом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствует.
Вопреки положениям вышеуказанного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций не установили все необходимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, не проверили и не установили объем необходимых ремонтных работ, сославшись в судебных актах на доказательство, которое отсутствует в материалах дела.
Кроме этого, как следует из решения суда ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны Российской Федерации заключено соглашение о расторжении договора управления от ДД.ММ.ГГГГ N-УЖФ/ВВО-1, в отношении многоквартирного жилого дома расположенного в "адрес" ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. При этом указанный в иске многоквартирный дом с февраля 2021 года находится в оперативном управлении у ФГАУ "РОСЖИЛКОМПЛЕКС".
В силу части 2 статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.
Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле, в том числе, по инициативе суда, о чем судом выносится определение.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, которое привело к принятию неправильного судебного акта, на основании положений части 2 статьи 328, пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду надлежит определить состав лиц, участвующих в деле, разрешив вопрос о необходимости участия в деле ФГАУ "РОСЖИЛКОМПЛЕКС", устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 29 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 апреля 2022 года отменить дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.