Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" на решение Свободненского городского суда Амурской области от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 5 апреля 2022 года, принятые по административному делу N2а-1823/2021 по административному иску Свободненского городского прокурора к администрации Свободненского района Амурской области, администрации Дмитриевского сельсовета Свободненского района Амурской области, обществу с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Нишонову Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Свободненский городской прокурор обратился в суд с иском, в котором просил возложить на администрацию Свободненского района Амурской области и администрацию Дмитриевского сельсовета Свободненского района Амурской области обязанность ликвидировать в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда несанкционированные свалки отходов, расположенные: в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 08 Га, объемом 500 куб. м? в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 04 Га. объемом 18, 8 куб. м, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; возложить на ООО "Спецавтохозяйство" обязанность ликвидировать в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда несанкционированные свалки отходов, расположенные: в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 08 га, объемом 500 куб. м? в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 04 га, объемом 18, 8 куб. м, путем сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В обоснование требований прокурором указано, что по результатам проведения проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что на территории Дмитриевского сельсовета Свободненского района имеются несанкционированные свалки: в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 08 га, объемом 500 куб. м; в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 04 га, объемом 18, 8 куб. м. Ответчики вопреки требованиям закона не принимают мер к ликвидации указанных несанкционированных свалок, которые создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, распространению различных заболеваний, нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду.
В дополнении к иску прокурором указано на заключение ООО "Спецавтохозяйство" с министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области соглашения от N и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами территории зоны "Кластер N ("адрес", ЗАТО Циолковский) Амурской области" сроком на 10 лет, в силу которого ООО "Спецавтохозяйство", являясь региональным оператором, выполняет публично значимые функции.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 29 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 5 апреля 2022 года требования прокурора удовлетворены частично.
На администрацию Дмитриевского сельсовета Свободненского района Амурской области возложена обязанность ликвидировать в течение второго квартала 2022 года несанкционированные свалки отходов, расположенные: в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 08 га, объемом 500 куб. м, в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 04 га, объемом 18, 8 куб. м путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
На ООО "Спецавтохозяйство" возложена обязанности ликвидировать в течение в течение второго квартала 2022 года несанкционированные свалки отходов, расположенные: в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 08 га, объемом 500 куб. м, в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 04 га, объемом 18, 8 куб. м путем сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
1 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ООО "Спецавтохозяйство", поданная через Свободненский городской суд Амурской области 22 июня 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части возложения на ООО "Спецавтохозяйство" обязанности по ликвидации свалки и направления дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления, поскольку федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности. Несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории Дмитриевского сельсовета Свободненского района, которое в силу законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки. Рассмотрение требований прокурора должно рассматриваться с учетом положений статьи 16.1 КАС РФ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2022 года кассационная жалоба ООО "Спецавтохозяйство" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя частично заявленные требования прокурора, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что собственник отходов, расположенных на указанных свалках не установлен, несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории администрации Дмитриевского сельсовета Свободненского района Амурской области, за участки, расположенные на территории муниципального образования отвечает орган местного самоуправления такого образования и региональный оператор, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, бездействие органа местного самоуправления и регионального оператора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 2статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели
Приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24 декабря 2019года N 630-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории "адрес" на период 2019-2030 годов.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Правила), пунктом 16 которых предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 17 Правил, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Согласно пункту 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Как установлено судами усматривается из материалов дела, при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, Свободненской городской прокуратурой на территории Дмитриевского сельсовета Свободненского района выявлены несанкционированные свалки отходов:
- в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 08 Га, объемом 500 куб. м;
в "адрес" с географическими координатами N на площади 0, 04 Га, объемом 18, 8 куб. м.
Данные несанкционированные свалки расположены на территории Дмитриевского сельсовета Свободненского района Амурской области, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В ходе проверки прокурором установлено, что ни органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, ни региональным оператором ООО "Спецавтохозяйство" установленная законом обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Дмитриевского сельсовета, не исполняется.
В ответ на требование Свободненского городского прокурора N от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Дмитриевского сельсовета сообщалось, что в 2021 году проведено обследование территории Дмитриевского сельсовета и выявлено две несанкционированные свалки в "адрес" и "адрес", которые включены по программе ГБУ "Экология" Свободненского района" в пилотный проект ликвидации несанкционированных свалок за счет средств субсидирования на условиях софинансирования из средств местного бюджета.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО "Спецавтохозяйство (региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N("адрес", ЗАТО Циолковский)" "адрес". Срок действия Соглашения 10 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между уполномоченным органом исполнительной власти и региональным оператором заключено дополнительное соглашение к Соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N("адрес", ЗАТО Циолковский)" Амурской области.
В соответствии с указанным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор ООО "Спецавтохозяйство" обязан приступить к исполнению обязательств с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 3.1 Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением третьих лиц. Региональный оператор обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов путём заключения договоров с операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, деятельность которых предусмотрена Территориальной схемой, либо с использованием объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов, которыми региональный оператор владеет и (или) пользуется на законных основаниях. (пункт 3.2 Соглашения).
Региональный оператор несёт ответственность за обращение с твёрдыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твёрдых коммунальных отходов (пункт 3.9 Соглашения). В случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов в порядке, установленном правилами обращения с твёрдыми коммунальными, утверждёнными Правительством Российской Федерации (пункт 3.10 Соглашения).
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов, полагает, что они соответствуют положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления, подлежит отклонению, поскольку в силу положений пункта 3.10 Соглашения, Территориальной схемы, пунктов 16, 17, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 проведение мероприятий по ликвидаций несанкционированных свалок ТКО возложена на регионального оператора ООО "Спецавтохозяйство".
Ссылка в кассационной жалобе на необходимость рассмотрения требований прокурора в порядке гражданского судопроизводства, подлежит отклонению, поскольку административный иск заявлен в том числе к органу местного самоуправления, а дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) организации, наделенной публичными полномочиями, подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводом суда апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.