Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко Владимира Григорьевича к Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по кассационной жалобе Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа
на решение Анадырского городского суда от 28 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 31 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Савченко В.Г. обратился в Анадырский городской суд с административным иском к Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского АО (Департамент) о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат, указав, что он имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера 46 лет, является "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Савченко В.Г. и его супруга в собственности жилых помещений не имеют, по договорам социального или специализированного найма не проживают. С ДД.ММ.ГГГГ истец, его супруга зарегистрированы и проживают в "адрес", собственником которой является дочь истца Е Кроме истца, его жены в квартире зарегистрированы дочь Е, ее муж АВ, ее сыновья О, А, Д, ее дядя В, тетя Л На основании распоряжения Правительства ЧАО от ДД.ММ.ГГГГ N-рп истец включен под номером 7 пункта 2 как инвалид 2 группы с составом семьи 2 человека в "Сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, в 2020 году по Чукотскому автономному округу" (Сводный список). В ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление в Департамент о выдаче государственного жилищного сертификата, приложив к нему соответствующие документы.
Письмом администрации Анадырского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, направленным только в адрес представителя истца, сообщено об отказе Департамента в выдаче в 2020 году Савченко В.Г. государственного жилищного сертификата на основании пункта 44 (1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утв. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153) по причине непредставления обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную собственность), справки об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, копии правоустанавливающего документа на жилое помещение. Полагая данный отказ незаконным, обратился с административным исковым заявлением, в котором просил о восстановлении срока на его подачу и признании незаконным отказа Департамента в выдаче ему государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; возложить на Департамент обязанность предоставить ему государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
Определением Анадырского городского суда от 19 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена супруга истца Савченко Н.И, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа.
Дело разрешено в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Анадырского городского суда от 28 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 31 марта 2022 года, в удовлетворении заявления Савченко В.Г. о восстановлении срока на подачу административного искового заявления о признании незаконным отказа Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, возложении на Департамент финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО обязанности выдать Савченко В.Г. государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством, отказано.
Исковые требования Савченко В.Г. удовлетворены в полном объеме.
Признан отказ Департамента финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО в выдаче Савченко В.Г. государственного жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконным; возложена на Департамент финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО обязанность выдать Савченко В.Г. государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
В кассационной жалобе и.о. начальника Департамента Кузьменко О.С. просит об отмене состоявшихся судебных актов, вынесении нового решения без передачи дала на новое рассмотрение. Считает, что иск Савченко В.Г. подлежит рассмотрению в административном производстве, в связи с чем истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой нарушенного права. Указывает, что для получения жилищной субсидии Савченко В.Г. обязан был произвести отчуждение муниципалитету квартиры, в которой зарегистрирован и проживает, принадлежащей его дочери как члену его семьи, так как в обратном случае в силу отсутствия у истца и его супруги в собственности недвижимого имущества Савченко В.Г. правом на получение жилищного сертификата не обладает.
Возражения на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, кассационный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Как установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ Савченко В.Г, являющийся "данные изъяты", зарегистрированный и проживающий в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, обратился в администрацию Анадырского муниципального района с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
По адресу: "адрес" - зарегистрированы Е, О, А, Д, Савченко В.Г, Савченко Н.И, АВ, В, Л, эти же лица зарегистрированы в данном жилом помещении на дату постановки истца на учет для получения государственного жилищного сертификата, а также на дату отказа ему в выдаче сертификата.
Справкой администрации МО сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что состав семьи истца состоит из двух человек - Савченко В.Г. и его супруга Савченко Н.И.
Савченко В.Г. и Савченко Н.И. не являются собственниками жилых помещений.
Савченко В.Г. имеет стаж работы в районах Крайнего Севера, учтенный при установлении страховой пенсии, "данные изъяты" лет "данные изъяты" мес. "данные изъяты" дн.
Постановлением N 943 от 20.12.2017 Савченко В.Г, проживающий по указанному выше адресу, с составом семьи 2 человека внесен в список жителей Анадырского муниципального района, признанных инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидами с детства, родившихся в районах Крайнего Севера, состоящих на учете на получение социальных выплат на приобретение жилья в климатически благоприятных регионах проживания Российской Федерации, и поставлен на учет на получение жилья или жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья в климатически благоприятных регионах проживания на территории Российской Федерации согласно своему стажу работы в РКС 46 лет и социальному положению составом семьи 2 человека.
Распоряжением Правительства ЧАО N378-рп от 30.08.2019 утвержден сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2020 году по Чукотскому автономному округу, относящихся к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В данном списке под N значится Савченко Владимир Григорьевич, поставленный на учет ДД.ММ.ГГГГ администрацией Анадырского муниципального района.
На обращение Савченко В.Г. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выдаче ему в ДД.ММ.ГГГГ государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории "адрес" письмом N от ДД.ММ.ГГГГ Департамент уведомил администрацию Анадырского муниципального района об отказе Савченко В.Г. в выдаче указанного выше сертификата в связи с неполным представлением документов, указанных в пункте 44 Правил.
Разрешая заявленные исковые требования и отклоняя доводы ответчика о том, что истцом пропущен трехмесячный срок для защиты нарушенного права в порядке административного судопроизводства, суд первой инстанции обоснованно указал, что настоящий спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского, а не административного судопроизводства.
Вывод суда является правильным, поскольку требования истца вытекают из права инвалида, проживающего в районе Крайнего Севера, на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, т.е. носят материально-правовой характер, подлежащий защите в порядке гражданского судопроизводства. Срок для обращения в суд истцом не пропущен. Доводы кассационной жалобы в указанной части не могут быть признаны основанными на законе.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции на основании абзаца первого части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), подпункта "з" пункта 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила (в ред. от 15 ноября 2019 года)), пришел к выводу о наличии у истца права на получение жилищной субсидии в виде социальной выплаты.
Суд первой инстанции, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, в соответствии с подпунктом "в" пункта 17 Правил с учетом положений подпункта "з" пункта 5 настоящих Правил (в ред. от 28 июля 2017 года), а также на основании абзаца третьего пунктов 16(2) и абзаца второго пункта 16(3) Правил (в ред. от 15 ноября 2019 года) пришел к выводу, что на истца не распространяется обязанность предоставления документов, предусмотренных подпунктами "в, ж, и" пункта 44 Правил (в ред. от 15 ноября 2019 года), так как дочь истца не является участником Программы, не претендует на получение сертификата, не имеет намерения на выезд из районов Крайнего Севера на постоянное место жительства, не является членом семьи истца.
Оснований оспаривать выводы судебных инстанций у судебной коллегии Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы жалобы ответчика о том, что Савченко В.Г, изъявивший желание участвовать в Программе, обязан был предоставить для получения жилищного сертификата документы, свидетельствующие об отчуждении квартиры его дочери вне зависимости от намерений последней на выезд из районов Крайнего Севера, в противном случае он не имеет права на получение жилищной субсидии, также были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно опровергнуты исходя из положений статей 7, частей 1, 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Судебные инстанции правомерно указали, что отсутствие у гражданина, претендующего на получение государственной финансовой поддержки, в собственности жилых помещений, жилья, используемого по договору социального найма, не является препятствием к выдаче государственного жилищного сертификата по мотиву невозможности сдачи или безвозмездного отчуждения жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, при соблюдении таким лицом иных условий, в том числе, при предоставлении им необходимого перечня документов, предусмотренных соответствующими Правилами.
Содержащееся в кассационной жалобе ответчика толкование Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" нарушает права инвалида, длительное время проживающего в районах Крайнего Севера, на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Анадырского городского суда от 28 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.