Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Бурлаковой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 314 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение Камчатского государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы"
с апелляционной жалобой Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи ФИО4, объяснения представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
13 декабря 2018 года Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Служба, орган регулирования, тарифный орган) принято постановление N 358 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы".
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 314 в вышеуказанное постановление внесены изменения. Действие данного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Камчатское государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - КГУП "Камчатский водоканал", Предприятие) обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим с момента принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 314, указав в обоснование заявленных требований (с учетом уточнений) на противоречие оспариваемого нормативного правового акта пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", пункту 74 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пункту 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов сфере водоснабжения и водоотведения. Нарушения выразились в необоснованном исключении органом регулирования из расчета тарифов расходов Предприятия на амортизацию основных средств в сфере водоснабжения в размере 8 169, 55 тыс. рублей и в сфере водоотведения в размере 160 тыс. рублей.
Решением Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая на то, что судом первой инстанции не были изучены и не нашли отражения в решении доводы Службы, связанные с целевым характером использования амортизационных отчислений; не приняты во внимание аргументы о том, что все свои основные средства Предприятие получило безвозмездно в рамках соглашения с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края; не дана оценка факту финансирования неучтенных в инвестиционной программе на 2020 год мероприятий за счет бюджетных средств в 2021 году, оценка доступности (недоступности) тарифов при учете мероприятий инвестиционной программы; не приняты во внимание позиция Совета потребителей по вопросу деятельности субъектов естественных монополий в Камчатском крае, Федеральной антимонопольной службы, а также подход к учету амортизации других регионов Российской Федерации.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснение лица, участвующего в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, а также положений Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Разрешая административно-правовой спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующие на дату принятия оспариваемого постановления нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, не содержали запрета на начисление амортизации на объекты основных средств, которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закреплены за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения, в связи с чем административным ответчиком при корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2020 год необоснованно исключены заявленные Предприятием расходы по статье затрат "амортизационные отчисления".
Судебная коллегия с приведенными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом КГУП "Камчатский водоканал" осуществляет различные виды деятельности, к числу которых относится сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод.
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 13 декабря 2018 года N 358 Предприятию установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы (приложение N 5).
30 апреля 2019 года в Службу поступило заявление Предприятия о корректировке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2020 год.
Экспертом Службы открыто дело по корректировке тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа, установленных на 2020-2023 годы и проведена экспертиза материалов тарифного предложения Предприятия.
На заседании Правления Службы от 17 декабря 2019 года принято решение о внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы".
На основании этого решения Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края 17 декабря 2019 года издано оспариваемое постановление N 314.
Из содержания экспертного заключения следует, что корректировка необходимой валовой выручки осуществлялась в соответствии с формулой 32 пункта 90 главы VII Методических указаний N 1746-э, для корректировки тарифов применен метод индексации.
При проверке расходов по статье затрат "амортизационные отчисления" на 2020 год в сфере водоснабжения из заявленных Предприятием 20 027 тыс. рублей Службой принято 11 857, 45 тыс. рублей для реализации утвержденной инвестиционной программы в 2020 году, где источником финансирования мероприятий являются амортизационные отчисления (расхождение 8 169, 55 тыс. рублей); по статье затрат "амортизационные отчисления" на 2020 год в сфере водоотведения из заявленных 11 500 тыс. рублей принято 11 340 тыс. рублей для реализации мероприятий утвержденной инвестиционной программы в 2020 году, где источником являются амортизационные отчисления (расхождение 160 тыс. рублей). Корректировка заявленных расходов выполнена в связи с тем, что в распоряжение эксперта не предоставлена информация (документы, материалы), подтверждающая приобретение (строительство) имущества за счет собственных средств Предприятия.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа (пункт 77 Основ ценообразования).
Согласно пункту 43 Основ ценообразования (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.
Методическими указаниями N 1746-э установлено, что величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящих Методических указаний, согласно которому расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н (далее - ПБУ 6/01), и пунктом 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н, которые действовали на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, было предусмотрено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.
Суд обоснованно не применил актуальную редакцию пункта 43 Основ ценообразования, в соответствии с которым амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, поскольку соответствующие изменения внесены в Основы ценообразования постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2022 года N 44 и на дату принятия оспариваемого постановления не действовали.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание положения части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 314 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы" недействующим с даты принятия в части исключения из тарифа расходов по статье затрат "амортизационные отчисления".
При этом установлено, что административным истцом оспаривалась произведенная Службой корректировка тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2020 год, о чем указано и в решении суда, в данной части суд признал действия тарифного органа незаконными, в связи с чем абзац второй резолютивной части решения подлежит изложению в редакции, предусматривающей указание на тариф на 2020 год.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Признать недействующим с даты принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 314 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение Камчатского государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы" в части исключения из тарифа на 2020 год расходов по статье затрат "амортизационные отчисления".
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление в течение шести месяцев со дня вынесения через Камчатский краевой суд в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.